Алла Мишкина специально для "Социального навигатора"
– Сейчас каждого человека заботит ситуация в стране и мире. С какими сложностями вы столкнулись в связи с угрозой пандемии коронавируса?
Екатерина Шергова, директор фонда "Подари жизнь":
– Мы наблюдаем сейчас негативные тенденции в сборах пожертвований от физических лиц. Например, только за прошлую неделю у нас на 3 тысячи упали посещения на сайте, а значит, и переходы к платежной форме для пожертвований уменьшились. Банковская выписка показывает нам сейчас на 9 миллионов рублей меньше пожертвований, чем было за аналогичный период прошлого года. Насколько это связано с коронавирусом и будет ли тенденция продолжаться, мы пока не можем оценить. Мы увидим все платежи за март не раньше первой недели апреля, тогда уже сможем делать более точные выводы. Но что-то похожее мы наблюдаем каждый год. Например, во время майских праздников или новогодних каникул – сезонный спад пожертвований, когда людям не до благотворительности. То же самое и сейчас – во время пандемии люди в первую очередь думают о том, как обезопасить себя и свою семью, у многих паника. Это нормально.
Кроме того, нам пришлось перенести все наши планы по офлайн-фандрайзингу (сбору средств). Это также повлияло на планирование наших сборов. Например, мы много месяцев готовили масштабный благотворительный гала-вечер Viva la Vita в Большом театре и рассчитывали собрать с продажи билетов более 20 миллионов рублей на лечение детей. Но мероприятие пришлось отменить, а значит, мы потеряли пожертвования. Также пришлось отменить благотворительную премьеру фильма "Зулейха открывает глаза", на которой мы ожидали сбор в один миллион рублей.
Кроме проблем, связанных с падением сборов, у нас появились дополнительные траты. Например, нам стали приходить заявки от клиник на покупку медицинских масок. Это связано с тем, что расход в клиниках, где лечатся дети от онкологии, увеличился, но клиники не успевают реагировать и закупать их дополнительно. Чтобы это сделать, нужны деньги, которых больницам и так не хватает, кроме того, нужно время, чтобы согласно действующему законодательству этот заказ состоялся. Поэтому больницы обращаются за помощью в фонд. Для нас же это дополнительные траты в размере порядка 300 тысяч рублей в неделю, то есть более миллиона рублей в месяц, если ситуация не нормализуется.
Есть негативная тенденция и в работе с юридическими лицами и частными благотворителями –владельцами бизнеса. У бизнеса сейчас большие проблемы и, конечно, предприниматели закрывают благотворительные программы, чтобы самим как-то выжить. По нашим прогнозам, в этом году по этому направлению мы соберем минимум на 80–100 миллионов рублей меньше, чем планировали.
Николай Слабжанин, национальный директор "Детские деревни – SOS":
– Абсолютное большинство благотворителей за последние годы пришли к нам по акции "Прямой диалог". Наши представители общаются с людьми в торговых центрах, на улице, иногда их можно встретить в жилых кварталах. Огромный плюс этой акции – мы лично, один на один, разговариваем с тысячами людей. Они могут задать нам вопросы, а мы – тут же ответить, рассказать, на что направляются средства, продемонстрировать отчетность на смартфоне. В результате этого разговора люди могут подписаться на регулярные ежемесячные пожертвования, у них появляется доверие к благотворительным организациям. Сейчас нас поддерживает около 18 000 человек.
В связи с карантином с этой акцией у нас возникли сложности, поскольку она эффективна именно при работе в публичных местах. Мы сначала видели, как постепенно опустели торговые центры, люди старались держаться друг от друга подальше. А сейчас и вовсе все на жестком карантине. Поэтому акция приостановлена везде, где этого требуют федеральные или региональные правила карантина. В целом, если говорить о масштабе проблем, то наш самый пессимистичный сценарий предполагает снижение сборов на 20–25%, а это около 100 миллионов рублей. Конечно, мы прилагаем максимум усилий, чтобы этот сценарий не случился.
Дарья Зайцева, директор по маркетингу фонда "Настенька":
– На данный момент объем общих поступлений в фонд несущественно изменился. Но мы понимаем, что это вопрос времени, и прогнозируем будущее снижение сборов на 20–30%, если сравнивать с таким же периодом прошлого года. Самый уязвимый сегмент – поступления от корпоративных партнеров, что понятно. Ряд компаний уже заявили, что не смогут выполнить свои обязательства в этом году. Среди наших партнеров известная сеть отелей, которые, по понятным причинам, не только терпят солидные убытки, но и вовсе вынуждены были закрыться на карантин. Некоторые бизнес-партнеры отказались от участия в спонсорском фандрайзинговом проекте. В кризисные моменты компании в первую очередь сокращают PR- и HR-бюджеты, а это значит, что мы как партнеры не получим свою долю дохода. На конец апреля перенесен благотворительный комитет у одного из крупных корпоративных доноров. Уже понятно, что дата может быть снова перенесена. Мы не знаем, какую сумму поддержки можем получить в этом году. И получим ли вообще. Такая неизвестность, конечно, настораживает и не дает возможности прогнозировать расходы на оплату лечения наших подопечных.
Как и у многих других благотворительных организаций, у нас отменились четыре крупных офлайновых мероприятия, на которые мы возлагали большие надежды, и уже много сил было потрачено на организацию событий. Регистрируем первые отписки от рекуррентных платежей, не знаем, как будет дальше, но со своей стороны будем стараться убеждать наших доноров не прекращать поддержку, а снижать сумму месячного платежа. В сравнении в предыдущими месяцами в 3 раза снизились поступления с имейл-рассылок.
Ко всему прочему у нас возникли и другие сложности. Мы собрали средства на дорогостоящее медицинское оборудование и уже должны были его купить для больницы. Но из-за закрытия границ привезти его в Россию пока не представляется возможным. К тому же и цена аппаратуры выросла из-за курсовой разницы. Изменения есть. Но явно их будет намного больше.
– Какие методы вы предприняли для защиты подопечных своих фондов?
Николай Слабжанин, национальный директор "Детские деревни – SOS":
– Российская благотворительная организация "Детские деревни – SOS" – член международной некоммерческой благотворительной организации, работающей в 136 странах мира. Мы общаемся с нашими коллегами из итальянских "Детских деревень – SOS" и из других стран, которые также столкнулись с этой проблемой. Главный вывод – нужно быть спокойными и следовать рекомендациям специалистов: ввести карантин, отменить или перенести мероприятия, внедрить антисептические средства. С прошлой недели большая часть наших сотрудников перешла на дистанционный режим.
При этом особое внимание у нас уделяется созданию доверительного информационного пространства. Для этого мы рассказываем сотрудникам о мерах безопасности по сохранности здоровья, делимся с благотворителями советами о том, как говорить с ребенком о коронавирусе, оказываем психологическую поддержку нашим воспитанникам и приемным семьям.
Здоровье подопечных и сотрудников для нас важнее всего. И, конечно, сейчас как никогда мы нуждаемся в усиленной финансовой поддержке и в открытости неравнодушных людей к помощи тем, кому она особенно нужна. И сейчас самое показательное время, когда нужно помочь ближнему, перейти от слов к делу. Я уверен, что все будет хорошо.
– Почему для НКО важны регулярные пожертвования? И что будет с подопечными, если средств будет недостаточно?
Николай Слабжанин, национальный директор "Детские деревни – SOS":
– Представим такую ситуацию. Ребенок остался без семьи, у него появляется новая – замещающая. Для того, чтобы прийти в себя, снова поверить взрослым и снова научиться любить, у него уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Потом требуется еще время на период взросления и прививание самостоятельности. Обычно ребенок находится в замещающей семье минимум два-три года (а многие и 10–15 лет). За это время решаются его психологические проблемы. Худшее, что можно сделать, это лишить его того нового доверия, которое уже сформировалось благодаря специалистам.
Вот уже много лет мы берем на себя ответственность за детей, которые находятся под нашей опекой. Сейчас у нас под прямой опекой 455 несовершеннолетних детей, 162 воспитанника в молодежных программах и 2318 – в сопровождаемых нами кризисных семьях. Мы не можем сказать им: "Ребята, извините! У нас финансовые трудности. Давайте мы вас обратно раздадим по детским домам. Или, например, органы опеки вас пристроят, так как мы не смогли вас поддержать". Такая ситуация для нас категорически неприемлема.
Опыт прохождения прошлых кризисов показывает, что мы можем искать варианты экономии, в крайних ситуациях даже сокращать отдельные сопровождающие и обучающие программы. Но ни в коем случае не разрушать созданные нами приемные семьи, где у детей появились родители, братья и сестры. Поэтому нам крайне важна финансовая стабильность и устойчивость.
Екатерина Шергова, директор фонда "Подари жизнь":
– Мы часто говорим о том, что 100, 300, 500 рублей могут спасти жизнь. Но есть нюанс: это правило работает, когда помощь приходит регулярно. И когда в ней участвует много или очень много людей. Регулярные пожертвования помогают фондам планировать и распределять расходы максимально эффективно (как помочь фонду, можно прочесть здесь https://donate.podari-zhizn.ru/).
Помимо того, регулярные пожертвования дают возможность помогать оперативно — в тех случаях, когда нет времени объявлять сбор средств: ребенок нуждается в лечении уже сейчас и ни минутой позже. Бывают случаи, когда препараты необходимо начинать принимать уже на третий день после понимания диагноза ребенка. А это лекарства, которые могут стоить миллионы. Каждый месяц благодаря ежемесячным регулярным платежам в фонд поступает около 10 миллионов рублей. Это немало, но надо помнить, что иногда лечение одного ребенка стоит 5 миллионов рублей, а иногда и больше.
Наш фонд помогает детям и молодым людям до 25 лет. Уже сейчас мы живем в той действительности, где не хватает денег на всех детей. За последние несколько лет мы вынуждены были закрыть несколько благотворительных программ. Конечно, фонд никогда не оставит конкретных подопечных, лечение которых уже начато. Мы делаем и будем делать все возможное, для того чтобы каждый наш ребенок смог получить квалифицированную современную медицинскую помощь. В среднем единовременно у нас на попечении находятся около тысячи детей. Но, если нам и дальше будет не хватать пожертвований, мы не сможем помогать всем детям, которые нуждаются в лечении.
– Как вы планируете решать сложности?
Николай Слабжанин, национальный директор "Детские деревни – SOS":
– На самом деле мы начали страховаться от кризисов еще много лет назад, когда стали активно предлагать людям совершать регулярные пожертвования. Для нас это основа стабильности. При этом часть средств мы получаем от компаний-партнеров и крупных частных доноров. Наибольшие риски связаны именно с этими способами фандрайзинга. В текущей ситуации большое количество компаний страдает. Поэтому часть наших партнеров нам уже сказали, что у них начались финансовые сложности, и в этом году они поддержать нас не смогут. Эти риски мы видим и стараемся минимизировать потери. Для этого есть несколько верных решений.
Мы обращаемся к массовой аудитории с просьбой не бросать нас и увеличить поддержку, если это возможно. Как правило, такое обращение вызывает достаточно позитивный отклик, потому что люди никогда не жертвуют суммы, которые критически важны для их бюджета. Жертвуя 300, 1000, 2000 рублей, они не отдают свои последние деньги. Если благотворитель, например, перестанет жертвовать 300 рублей из своего бюджета, то его положение это не спасет. Зато он потеряет что-то более важное – понимание, что эти небольшие деньги способы помочь кому-то еще. Поэтому сограждане обычно не отказываются в период кризиса помогать. Еще один важный момент при общении с массовыми благотворителями: если у них действительно финансовые сложности, мы просим не останавливать отчисления, а уменьшить сумму до более комфортной. Люди, как правило, относятся к этому с пониманием. Ведь для нас факт поддержки тысяч людей важнее абсолютных сумм их пожертвований. Еще один вариант: предлагаем людям привлечь друзей к помощи нам. Если каждый пригласит хотя бы по одному другу, помощи станет в два раза больше.
Для того чтобы не потерять новых благотворителей, мы перешли в дистанционный режим – звонки и письма. Как ни странно, когда мы говорим с людьми о благотворительности по телефону, они достаточно хорошо к этому относятся. Мы усилили онлайн-активности. На нашем сайте можно узнать больше о программах "Детских деревень – SOS", принять участие в онлайн-акциях и подписаться на ежемесячные пожертвования. Как, например, в рамках акции "Добру нельзя на карантин". Она будет полезна всем, у кого есть дети, с помощью акции мы предлагаем советы, как говорить с ребенком о коронавирусе.
Также мы общаемся со всеми нашими корпоративными партнерами, задавая им тот же вопрос: насколько они готовы жертвовать чуть больше и не оставить нас в это тяжелое время. Сегодня, когда есть риски и партнеры испытывают сложности, мы будем особо благодарны тем, кто поможет и компенсирует потери.
Дарья Зайцева, директор по маркетингу фонда "Настенька":
– Мы в фонде и раньше в работе делали большой акцент на развитие фандрайзиновых онлайн-каналов. Сейчас, когда весь мир "на удаленке", наши навыки нам очень пригодятся. И мы будем дальше искать новые возможности развития именно онлайн-инструментов. У нас стартовал масштабный проект, мы публикуем видео-истории наших подопечных и звезд на youtube-канале фонда. Конечно, мы активно используем рассылки, объясняем нашим подписчикам об изменении работы фонда, о трудностях, просим не останавливать поддержку. Сейчас время, когда общество должно консолидироваться вокруг одной проблемы.
В кризис люди становятся более открытыми для помощи другим. И на это большая надежда не только у нас, но, думаю, у всего сектора в целом. Замечено, и есть даже исследования на этот счет, что в кризисные моменты люди склонны больше помогать другим. И мы надеемся, что мы не только не потеряем наших давних друзей, но и приобретем много новых.
В целом устойчивость нашего фонда будет зависеть от скорости реакции на изменения, понимания задач, ландшафта и потребностей партнеров, дальновидности и способности быстро реагировать и прогнозировать ситуацию. Абсолютно те же качества, которые нужны малому и среднему бизнесу для перестройки в резко меняющихся условиях. Мы надеемся, что вместе с нашими партнерами и друзьями сможем противостоять вызову времени и выстоять. Но без помощи наших друзей, конечно, это сделать будет сложно (как помочь фонду, можно прочесть здесь https://nastenka.ru/howHelp/help/#pay).