Бунт на карантине. Советы психолога родителям подростков
Карантин. Школьники и студенты перешли на удаленный режим обучения. Как родителям поддержать подростка в незнакомой ситуации и не потерять его доверие? Как помочь найти плюсы в самоизоляции и уговорить придерживаться правил? Рекомендации дала доцент факультета клинической и консультативной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Светлана Воликова.
В режиме самоизоляции необходимо соблюдать рекомендации специалистов и реже выходить из дома. Хотя ваши дети, особенно если они подростки, будут рваться на улицу, захотят использовать это время для встреч с друзьями. Им кажется, что внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать более приятным и полезным образом.
1. Обсудите с подростком, чем он мог бы заняться во время неожиданных каникул. Составьте список дел. В качестве необходимых туда могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения, домашние обязанности. А в качестве желаемых – общение с друзьями онлайн, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. В этом помогут уроки в интернете. Важно было бы составлять и план на день: структурирование делает день осмысленным, вам и вашим детям становится понятно, на что потрачено время, что сделано за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольными.
2. Если вы и ваш ребенок оказались дома, это возможность больше общаться друг с другом. Обсудите с подростком, чем он хотел бы заняться именно с вами – возможно, посмотреть какой-то фильм или сериал, почитать или послушать книгу, а потом обсудить это вместе. А может быть, вы приготовите новое интересное блюдо или сыграете в настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена.
3. Если дома оказались несколько человек, важно, чтобы у каждого было время для автономного существования. Умение быть отдельно и заниматься своими делами – не менее важное умение, чем быть вместе.
4. Поговорите с подростком, объясните, почему возникли «каникулы». Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу вируса. Если ребенок напуган, вместе обсудите его опасения. В разговоре важно не напугать, не передать свои страхи, если они есть, - так можно лишь усилить его беспокойство, а заодно и свое. Тревоге подростка можно противопоставить простую, понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или школы в различных регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливает без последствий.
5. Обратите внимание подростка на соблюдение правил гигиены. При этом не стоит давить, контролировать каждый шаг подростка. Постоянные напоминания могут вызвать протестные реакции и привести к конфликтам. Подросток перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от родителей. Если подросток тревожный, чувствительный, частые замечания могут усилить его страхи: он будет уделять чрезмерное внимание мытью рук и дезинфекции гаджетов. Это путь к тревожным расстройствам.
Покажите, что правила гигиены и другие необходимые правила – это то, что соблюдают значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более весом для подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно и чего делать не стоит.
6. Во время карантина следует поддерживать привычный режим дня, иначе детям будет сложно вернуться к учебному ритму, когда время изоляции закончится. Важно, чтобы подросток вставал и ложился в привычное время, не оставался в кровати большую часть дня.