Международные исследования и новые тенденции в области образования вызывают вопросы о необходимости проведения реформ в этой сфере. Что сегодня может быть в фокусе образовательных преобразований корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал старший специалист по вопросам политики в Европейском фонде образования (Италия) Михайло Милованович.
— Как быстро меняется и развивается система образования?
— Чтобы увидеть результаты реформ в сфере образования, понадобится время. Иногда для этого необходимо, чтобы целое поколение школьников или студентов закончили обучение. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, учеба длится долго, а результаты фиксируются раз в несколько лет. Кроме того, время требуется и сотрудникам системы образования, и учреждениям, чтобы приспособиться к изменениям.
В то же время, во многих странах внедрять изменения нужно как можно быстрее в силу политических, социальных и экономических факторов. Нередко это приходится делать, когда еще непонятны результаты прошедших реформ. Но в этом случае, если поторопиться и не отследить должным образом ход развития, могут возникнуть противоречия. А люди, которые работают в сфере образования, могут просто устать от частых изменений.
— В таком случае, как часто нужны реформы?
— Я думаю, что определить идеальную частоту проведения преобразований невозможно.
Кроме того, не нужно разрабатывать оптимальный интервал проведения реформ, важнее обеспечить системе образования условия для адаптации к переменам: мотивировать к росту участников системы образования и дать им определенную долю самостоятельности. Это необходимо, чтобы достигнуть согласия между руководством страны, педагогами и обучающимися по вопросам о целях, причинах и способах осуществления реформ.
— Какие тренды современного образования вы могли бы отметить?
— Как сделать так, чтобы дети не только получали знания, но и понимали, как использовать их в будущем? Сегодня это один из центральных вопросов в образовании. Просто дать знания школьникам и студентам уже недостаточно. Их нужно научить применять эти знания, чтобы они могли найти свое место в сложном и быстро меняющемся мире.
В то же время, ключевую роль в достижении этих целей играют учителя и школьное руководство. Для многих стран в приоритете обеспечить учителям больше самостоятельности и поддержки со стороны профессионального сообщества, предоставить возможности для профессионального развития, повысить вознаграждение, а также привлечь лучших студентов в учительскую профессию.
Еще одна тенденция – решение с помощью образования социально-экономических проблем общего характера. Например, проблемы с трудоустройством выпускников, ограниченные возможности для получения образования, вопросы повышения квалификации действующих специалистов. Все чаще в качестве решения этих проблем предлагают профессионально-техническое образование и обучение дополнительным навыкам и специальностям.
В настоящее время многие страны проводят реформы по внедрению в систему образования регулярных курсов повышения квалификации, чтобы учиться можно было непрерывно на протяжении всей жизни. Причем в центре таких реформ находятся программы профессионально-технического образования, которые пойдут на пользу, как молодежи, так и взрослым.
— Кто, по вашему мнению, задает эти тенденции?
— На самом деле, какого-то одного источника нет. Они возникли в результате международного профессионального сотрудничества преподавателей, профессоров, практиков и исследователей по вопросам о том, как нужно реагировать на происходящие в мире перемены. Также тенденции могут быть результатом аналитической работы на основе данных, полученных в ходе международных исследований.
— От чего зависит успех образовательной политики в стране?
— Успех реформирования системы образования в каждой стране зависит от множества факторов. По своему опыту могу выделить три из них, которые мне представляются наиболее значимыми. Во-первых, наличие консенсуса. Необходимо, чтобы в реформировании активное участие принимали те, кто разрабатывает политику образования, сотрудники сферы, учащиеся и их семьи.
Во-вторых, очень важно создать для педагогов мотивацию и благоприятные условия для максимально эффективной работы.
Наконец, большую роль в оценке успеха играют данные: их наличие и использование. Как отмечают эксперты, результаты, полученные в ходе исследований в области образования, могут быть неприятными, но они необходимы, чтобы принять важные государственные решения и составить рекомендации для улучшения показателей.
— Российская система образования, по различным международным оценкам, имеет хороший потенциал для развития. На что имеет смысл обратить внимание уже сегодня?
— У России огромный потенциал для совершенствования системы развития педагогов, что особенно актуально для профессионально-технического образования. Нужно совершенствовать систему признания, мотивировать и поощрять качественный труд, давать возможности бесплатно повышать квалификацию.
Было бы неплохо больше доверять педагогам в разработке и реализации школьных программ, предоставить им возможность активно взаимодействовать друг с другом в рамках совместных проектов, а для этого скорректировать их нагрузки.
Наконец, я бы предложил повысить роль преподавателей в разработке и реализации политики в области образования, которая, как мне кажется, пока преимущественно принадлежит руководству.
Интервью подготовлено в рамках проведения семнадцатой ежегодной конференции Тенденции развития образования: "Как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы", которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН, "Шанинка") 13-15 февраля.