В России разрабатываются новые образовательные и профессиональные стандарты для медицинских работников. О том, как могут измениться вузовские программы подготовки врачей, рассказала проректор по послевузовскому и дополнительному образованию Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Ольга Природова.
— Ольга Федоровна, какие изменения ждут образовательные программы в вашем вузе в связи с новыми профессиональными стандартами?
— Профессиональные стандарты описывают требования к квалификации специалиста, необходимой для выполнения определенного вида деятельности. Мы не можем готовить врача, не договорившись, какими конкретно знаниями и умениями он должен обладать и какие действия должен уметь выполнять. Поэтому утверждение нового профессионального стандарта или его изменение требует пересмотра программы и организации обучения соответствующих специалистов. Это выражается в изменении федеральных государственных образовательных стандартов и примерных программ, на основании которых нашему и другим вузам в ближайшее время предстоит доработать собственные программы подготовки специалистов. Но даже до внедрения новых стандартов образования сами по себе профессиональные стандарты учитываются в процессе обучения студентов, ординаторов, а также ложатся в основу разработки программ повышения квалификации для уже действующих специалистов.
Если говорить об обучении пластических хирургов, то на настоящий момент соответствующий профессиональный стандарт уже подготовлен и проходит процесс утверждения. На основании его эксперты профессионального сообщества, в которое входят и представители кафедры пластической хирургии нашего вуза, разрабатывают образовательный стандарт и примерную программу. Планируется, что подготовка врача-специалиста теперь будет поэтапной, с большим сроком освоения и достаточным объемом аудиторного обучения и практики.
— Как вы считаете, смогут ли новые профессиональные стандарты повлиять на практику врачей с сомнительной репутацией и улучшить качество российской медицины?
— Разработка профессиональных стандартов позволяет внедрять новую процедуру допуска к профессиональной деятельности – аккредитацию специалистов. Она, в отличие от прежней сертификации, отличается большей объективностью, полностью унифицирована и проводится независимыми комиссиями с привлечением представителей профессионального сообщества – практикующих специалистов. Сведения о пройденной аккредитации будут доступны для проверки, что практически исключает возможность фальсификации соответствующих документов. В настоящее время такая процедура проводится для специалистов, только получающих новую специальность, но с 2021 года будет распространяться и на работников со стажем.
— Уточните, пожалуйста, каждый вуз отдельно разрабатывает свою образовательную программу или она у всех одинаковая?
— Если мы говорим о программах специалитета, ординатуры и аспирантуры, то они практически всегда разрабатываются на основании федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерных программ. Это позволяет унифицировать подготовку специалистов в разных учебных учреждениях и далее предъявлять к ним одинаковые требования. Однако каждая образовательная организация имеет возможность самостоятельно разрабатывать и реализовывать вариативную часть программы. Наш вуз как национальный исследовательский университет использует в том числе и собственные научные достижения для включения в программы подготовки и повышения квалификации специалистов.
— Если мы говорим о программах специалитета, ординатуры и аспирантуры, то они практически всегда разрабатываются на основании федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерных программ. Это позволяет унифицировать подготовку специалистов в разных учебных учреждениях и далее предъявлять к ним одинаковые требования. Однако каждая образовательная организация имеет возможность самостоятельно разрабатывать и реализовывать вариативную часть программы. Наш вуз как национальный исследовательский университет использует в том числе и собственные научные достижения для включения в программы подготовки и повышения квалификации специалистов.
— Используете ли вы зарубежный опыт при составлении образовательных программ?
— К разработке программ всегда привлекаются ведущие специалисты отрасли, которые, безусловно, владеют информацией об особенностях обучения в других странах. Зарубежный опыт преподавания всегда интересен, и там, где это целесообразно и возможно, он, конечно же, перенимается. В нашем вузе широко развито международное сотрудничество. Студенты и ординаторы ездят на стажировки в зарубежные медицинские учреждения, профессора лучших вузов мира приглашаются для чтения лекций в университете. Уже несколько лет у нас, в единственном из всех российских медицинских университетов, реализуется программа двойного диплома с ведущими университетами Европы, и география этого сотрудничества все время расширяется.
— Как практикующим врачам, которые давно закончили вузы, соответствовать новым требованиям профессиональных стандартов?
— Специалисту любой отрасли надо периодически поддерживать свой профессиональный уровень. В медицине, где все время появляются новые методики, технологии и препараты, это необходимо делать постоянно. Наверное, наиболее полно приобрести новые знания и навыки, а также восполнить пробелы в уже имеющихся можно на циклах повышения квалификации в медицинских институтах и университетах. Более быстрое получение актуальной информации по специальности возможно через посещение различных конференций и мастер-классов, а также через освоение разнообразных электронных образовательных ресурсов. То есть сейчас, как никогда, существует множество возможностей для непрерывного повышения своей квалификации, в том числе и с целью соответствия внедряемым профстандартам.
— Какие сейчас существуют тренды в медицинском образовании?
— Не знаю, можно ли это считать трендами, но и раньше, и сейчас будущему врачу надо дать фундаментальные основы медицины, знания и практические навыки по специальности, подготовить к правильному общению с пациентами и коллегами и, самое главное, научить и замотивировать к постоянному обучению в течение всей профессиональной деятельности!