Социальный навигатор

Смеется – значит учится: о чем говорят эмоции на уроках

Читать на сайте Ria.ru
О том, как важно испытывать различные эмоции на уроках и парах, говорят многие эксперты. Корреспондент "Социального навигатора" поговорил с руководителем Управления информационных технологий МГПУ Русланом Сулеймановым о роли эмоций в образовательном процессе.
- Руслан Сулейманович, зачем изучать эмоции учащихся? Какая от этого практическая польза?
- Это может стать хорошим вспомогательным инструментом для более глубокого анализа занятий. Во-первых, эмоции говорят о вовлеченности в процесс обучения. Если человек испытывает негативные эмоции, вряд ли он будет вовлечен. Во-вторых, эмоции показывают, как студенты реагируют на те или иные возникающие в ходе занятий ситуации: что-то он не расслышал или начал грустить и злиться. Предполагается, что преподаватели будут корректировать образовательную программу или изменять что-то в формулировке своих лекций в зависимости от результата.
"Не хочу в школу!" Кто и почему выбирает семейное образование
- Каким образом можно изучать эмоции?
- Развитие технологий позволило нам анализировать не только статистические образовательные данные, но и видеозаписи с занятий. МГПУ работает над пилотным проектом, посвященным эмоциям учеников на парах или уроках. Перед учащимися ставится камера, записывающая занятие. После специально обученная нейронная сеть обрабатывает видеозапись, распознает лица и снимает метрики: положение головы, губ, носа, глаз, направление взгляда. Это позволяет выстраивать график эмоций, которые ученики испытывали на занятиях. Например, если на пятой минуте занятия все студенты начали улыбаться, то система сообщает, что в этот момент был пик эмоций, и в дальнейшем компьютер или человек может это проанализировать.
- Эмоции все выражают по-разному. Насколько это объективно?
- Система распознавания эмоций основывается на базе лиц, включающей несколько миллионов фотографий. Если эмоция выражена ярко: явная улыбка или грусть, то система практически не ошибается. Если мы говорим о более сложных эмоциях типа сарказма, то тут даже человек не всегда точно может их понять. Поэтому базовые эмоции система определяет с большой достоверностью: это злость, презрение, отвращение, грусть, удивление, счастье, нейтральное состояние и степень улыбчивости. А на сложных эмоциях, конечно, достоверность падает.
- Насколько этично изучать эмоции детей и подростков?
- Если говорить о массовом внедрении, а не экспериментальном, то необходимо спрашивать разрешение всех участников процесса. В нашей экспериментальной работе мы тоже спрашиваем разрешение.
Не быть подростком до аспирантуры: как преодолеть возраст "бури и натиска"
С другой стороны, в современном мире камеры установлены на улицах и в супермаркетах. У вас никто разрешение на эту съемку не спрашивает. В нашем случае происходит то же самое. Вопрос в том, будем ли мы однозначно идентифицировать людей: если да, то это персональные данные, разрешение нужно. А если анализа с определением личности не будет, то не особо понятно, кому это может навредить.
- Как происходит изучение эмоций в МГПУ?
- На данный момент это некий инициативный проект, он проводится в качестве эксперимента нами как специалистами по большим данным. Сейчас у нас есть две тестовые аудитории в разных корпусах МГПУ, где установлены несколько камер. На протяжении дня они снимают занятия и собирают данные для анализа. Кроме того, есть две камеры 360%, которые мы ставим на практические занятия, где студенты сидят в кругу. Таким образом, мы можем посмотреть, какие эмоции студенты испытывали во время групповой работы.
Сейчас мы находимся на этапе накопления данных. Как только их будет достаточно, будем предпринимать дальнейшие шаги, например, делать выводы, давать рекомендации преподавателям. Также, если это будет полезно в практическом плане, будем внедрять наш проект в образовательный процесс более масштабно.
"Теория зависти": психологи показали "темную сторону" перфекционизма
- А есть ли уже какие-то первые выводы?
- Мы заметили, что если камера установлена в аудитории, то внимательность студентов почему-то резко возрастает, несмотря на то, включена камера или нет. Мы думаем, что по мере привыкания студентов к камерам, они станут спокойнее к ним относиться, тогда мы сможем собирать более достоверную статистику. Но на это нужно время.
Обсудить
Рекомендуем