Социальный навигатор

"Люди стали часто менять профессии": эксперт о новой философии образования

Читать на сайте Ria.ru
Что такое "новая философия образования"? Каковы современные детерминанты педагога будущего? Что должны уметь донести до школьников и студентов современные учителя? На эти вопросы в интервью журналисту "Социального навигатора" рассказала директор Института образования Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ), профессор Анна Бударина.
‒ Что такое "новая философия образования". В чем, собственно, заключается новизна?
‒ Философия образования будущего формируется исходя из представления о том, какими будут жизнь и профессии. Переход к новому технологическому укладу предполагает качественное перерождение общества, экономики, а значит, ведет к масштабному трансформированию рынка труда, предполагает серьезные изменения в сложившемся "образовательном ландшафте". Чтобы успевать за быстро меняющимся миром, сфера образования требует неизбежного пересмотра.
Мы расширили понимание миссии образования. С одной стороны, в мире будущего основные задачи образования остаются прежними: передача опыта предшествующих поколений и сохранение культурно-исторического кода народа. С другой стороны, новая философия образования ‒ это осознание того, какой должна быть педагогика будущего; как должен измениться учитель, чтобы реагировать на технологический прогресс.
Человечество расплачивается за то, что забыло заветы Канта, считает эксперт
Новизна философии образования заключается в понимании, что эта сфера перестала быть консервативной областью человеческой деятельности. Ближайшие два десятка лет станут эпохой радикальных перемен в образовании: будет меняться даже не сама система образования, а смежные с ней отрасли, приходящие со сменой технологического уклада.
‒ Наши педагоги готовы к таким переменам?
‒ В этом и заключается основная проблема. Профессия перестает быть раз и навсегда зафиксированным набором квалификационных характеристик. Профессия становится гибким набором компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность. Основным итогом обучения становится не приобретенная квалификация, записанная в дипломе, а профиль индивидуальных компетенций обучающегося.
Современные детерминанты педагога будущего ‒ это гибкие навыки (soft skills), связанные с развитием социального и эмоционального интеллекта, 4К-компетенций (критическое мышление, коммуникативность, креативность, командная работа). К сожалению, 4К-компетенции в системе общего образования присутствуют лишь отчасти. Содержание программ общеобразовательной школы сильно перегружено. Знаниевая парадигма, которая на текущий момент присутствует в нашей средней школе, заключается в том, что мы рассматриваем ребенка как некую копилку, в которую мы пытаемся "засунуть" огромный объем информации, зачастую не понимая, зачем ему это нужно, почему информация предоставляется именно в таком объеме, в такой системности, которая, порой вообще отсутствует.
Современные педагоги должны уметь донести до школьников и студентов тот факт, что больше не существует профессий, которые будут неизменными в течение долгого времени. Люди теперь меняют профессии по 4-5 раз в своей жизни. Размываются границы профессий, они становятся более универсальными. Если в 80-е годы период "полураспада" профессий составлял 5-10 лет, то теперь мы понимаем, что ежегодно будут появляться профессии, о которых мы пока даже не подозреваем.
Эксперт рассказала, как педагогам учить тех, кто рожден в цифровую эру
‒ Согласитесь, что здесь требуется не только педагогическая, но и психологическая работа со всеми участниками образовательного процесса?
‒ Именно этой теме мы посветили симпозиум, который прошел в рамках конференции и нашел большой отклик в экспертном сообществе. Действительно, нам необходим учет разноплановых психологических факторов всех субъектов образовательного процесса. Мы должны понимать и принимать нового родителя, нового ученика и нового учителя. Необходимо перевести психологию из частного консультирования в общее образование. В школах должна работать серьезная психологическая служба.
Повышенное внимание нужно уделять субъективному благополучию подростков. Они теперь другие, у них другой тип мышления. Разрыв между родителями и подростками, подростками и учителями, стал еще больше, чем раньше. Необходимо проводить дальнейшие научные исследования, каким образом нам наладить эту коммуникацию.
‒ В этом ключе вы говорили не только о коммуникации, но и о налаживании полезных связей, так называемом, образовательном нетворкинге. В чем суть этой модели?
‒ Одна из самых актуальных тенденций развития современного общества и экономики заключается в возрастающей роли сетевых коммуникаций. Эту идею мы переносим в сферу образования. То есть мы понимаем, что сетевые ресурсы в образовательной деятельности можно сделать новым источником развития комплексной образовательной экосистемы.
В нашем регионе создана гибкая сетевая структура, которая, помимо Института образования БФУ, включает 14 ресурсных центров: по педагогическому образованию (школы, гимназии) и по психолого-педагогическому образованию (сеть детских садов, начальные школы). Под каждый ресурсный центр разработаны собственные специфические учебные программы, например, по реализации психолингвистических моделей и игротехнических методов обучения . Очень важно, что ресурсные центры в рамках распределенной модели педагогической практики включают студентов в свою структуру не просто в рамках педагогической практики "месяц отработал и забыл", а в качестве полноправных работников, наставников, молодых профессионалов.
Ректор БФУ им. Канта: чтобы университеты сохранились, они должны меняться
Кроме этого, у нас реализуется подготовка школьников в рамках распределенного педагогического класса, в котором учатся ребята не только из Калининградских школ, но и из школ области. Такой новый формат модели педагогического образования в регионе будет способствовать построению системы непрерывного многоуровневого образования, обеспечивающей возможность адаптации образовательных программ под изменяющиеся условия рынка труда.
Обсудить
Рекомендуем