"Значимый взрослый". Как в России развивается институт наставничества
© РИА Новости / Виталий БелоусовУчастники пресс-конференции, посвященной развитию института наставничества в Российской Федерации для достижения национальных целей
МОСКВА, 23 мая — РИА Новости. Интерес к наставничеству в России растет, как растут и требования к личностным характеристикам самих наставников – таковы ключевые выводы, к которым пришли эксперты, принявшие участие в пресс-конференции в медиагруппе "Россия сегодня".
Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева напомнила о том, что в стране поставлена задача к 2030 году увеличить долю молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, до 75 процентов. Доля молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность, по ее словам, должна составить не менее 45 процентов.
В связи с этим академик РАО привела статистику, согласно которой в СССР в 1975 году насчитывалось 900 тысяч наставников.
"Мы должны соответствовать новым вызовам. Принципы современной наставнической деятельности заключаются в уважении к личности подопечного, самостоятельности, умении сделать правильный выбор, формировании традиционных ценностей, создании ситуации успеха молодого человека", – отметила Васильева.
© РИА Новости / Виталий БелоусовПрезидент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева на пресс-конференции, посвященной развитию института наставничества в Российской Федерации для достижения национальных целей
Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева на пресс-конференции, посвященной развитию института наставничества в Российской Федерации для достижения национальных целей
При этом, как подчеркнула спикер, сегодня наставник живет и работает в совершенно иных условиях. "Он должен обладать цифровыми, творческими, коммуникативными навыками; он должен быть способен к непрерывному самообразованию", – добавила она.
По ее словам, это отражается и на формах работы современных наставников: "помимо давно известных и исторически сложившихся форм, появляются новые, например, "реверсивное наставничество", когда молодой человек сам становится наставником для своего более опытного коллеги". В качестве показательного примера она упомянула "времена ковида, когда ученики помогали своим учителям осваивать цифровые технологии".
При этом, по ее мнению, далеко не каждый может стать наставником. Говоря о личностных особенностях этих людей, президент РАО особо подчеркнула наличие мотивации к сопровождению другого человека и способности оказывать на него воспитательное воздействие. "Не имея нравственного стрежня, он не сможет стать наставником", – отметила академик.
Особую роль в этом контексте, по мнению большинства спикеров, приобретает понятие "значимый взрослый". "Это тот человек, который оказывает наибольшее влияние на своего подопечного, на его развитие, на формирование его внутренних позиций и убеждений", – сообщил и.о. вице-президента Российской академии образования, академик РАО Виктор Басюк, подчеркнув, что главный элемент такого взаимодействия – доверие.
"В этом и состоит отличие педагога от "значимого взрослого". Не каждый вспомнит имена и отчества всех своих учителей, но мы точно в своей душе храним имя человека, который для нас особенно дорог своими ценностными ориентирами и советами", – пояснил академик.
© РИА Новости / Виталий БелоусовИ.о. вице-президента Российской академии образования, академик РАО Виктор Басюк на пресс-конференции, посвященной развитию института наставничества в Российской Федерации для достижения национальных целей
И.о. вице-президента Российской академии образования, академик РАО Виктор Басюк на пресс-конференции, посвященной развитию института наставничества в Российской Федерации для достижения национальных целей
По его мнению, значимый взрослый, вызывая доверие у ребенка, формирует у него стремление соответствовать определенным ожиданиям, дает уверенность в силах и возможность взрослеть без страха совершить ошибку.
"Ребенок присваивает ценности только того взрослого, которому доверяет, и феномен наставничества здесь можно рассматривать, как взаимное развитие каждого – наставника и подопечного – без диктата модели поведения", – добавил он.
В свою очередь первый заместитель председателя правления Российского движения детей и молодежи "Движение Первых" Наталия Мандрова акцентировала внимание на важности социально значимой деятельности и роли наставничества в контексте национальных целей.
По ее мнению, в системе воспитания долгое время доминировали вербальные формы взаимодействия с людьми, но сегодня, когда активно возрождаются детские и молодежные сообщества, есть возможность балансировать этот вербальный подход с деятельностным подходом.
© РИА Новости / Виталий БелоусовПервый заместитель председателя правления Российского движения детей и молодежи "Движение Первых" Наталия Мандрова на пресс-конференции, посвященной развитию института наставничества в Российской Федерации для достижения национальных целей
Первый заместитель председателя правления Российского движения детей и молодежи "Движение Первых" Наталия Мандрова на пресс-конференции, посвященной развитию института наставничества в Российской Федерации для достижения национальных целей
"Только в деятельности человек может научиться быть гражданином, получить важные коммуникативные навыки, обучиться командному взаимодействию", – отметила она, добавив, что этому невозможно научить в аудитории. Между тем, по ее словам, главная задача "Движения Первых" – организация воспитательной работы в процессе социально значимой деятельности.
"Эта задача, для которой нужны наставники особого рода. На сегодняшний день уже более 700 тысяч человек заявили о своем желании стать наставниками, и сейчас разворачивается масштабная работа с этими людьми", – резюмировала спикер.