https://sn.ria.ru/20230310/orlenok-1856854527.html
"Пение – это физика". Что общего между музыкантом и физиком-ядерщиком
"Пение – это физика". Что общего между музыкантом и физиком-ядерщиком - Социальный навигатор РИА Новости, 10.03.2023
"Пение – это физика". Что общего между музыкантом и физиком-ядерщиком
Накануне финала Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов в "Орленке" юнкоры "России сегодня" узнали, от чего зависит звучание хора, почему музыка Социальный навигатор РИА Новости, 10.03.2023
2023-03-10T09:00
2023-03-10T09:00
2023-03-10T14:42
социальный навигатор
россия
красногорск
любэ
queen
rammstein
юнкоры россии сегодня
общество
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/03/09/1856849533_0:320:3072:2048_1920x0_80_0_0_19c360e4c223a51fbb10f2fb25a296c6.jpg
Накануне финала Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов в "Орленке" юнкоры "России сегодня" узнали, от чего зависит звучание хора, почему музыка объединяет людей разных времен и стран и как музыканты связаны с физиками. Об этом "орлятам" рассказала заслуженный работник культуры РФ, руководитель детской музыкальной хоровой школы "Алые паруса" (г. Красногорск) Елена Володина.– Многие ребята, которые хотят стать артистами, выбирают петь сольно. Сегодня редко кто стремится петь в хоре. Как вы считаете, почему?– Когда я росла, трансляции выступлений детского хора можно было увидеть на экранах всех телевизоров. Сейчас такого нет, однако мы видим огромное количество юных певцов и певиц.Обычно в вокальных студиях очень хорошая реклама: они говорят, что ребенок будет петь, танцевать и все сцены мира окажутся у его ног. А для каждого родителя их ребенок – самый талантливый, им хочется, чтобы он один вышел на сцену.Хоровое искусство сейчас так не продвигают. Мы немножко другие, в этом может быть как наш минус, так и плюс. Для нас главное – совокупность мелодии и текста, ведь в тексте должен быть смысл.Сейчас очень мало песен, в текстах которых есть смысл. Великий композитор Сергей Васильевич Рахманинов говорил: "Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора". Поэтому все очень просто: бывает эксклюзив, бывает ширпотреб. Я не хочу обидеть эстрадную музыку, там тоже есть хорошие певцы, направления. Но в большинстве своем сегодня мы эту песню слушаем, а послезавтра уже забываем.Я считаю, что если кто-то хочет у нас учиться, то он нас найдет, а все остальные просто отойдут в сторону.– Принято считать, что хор исполняет классические произведения. Можно ли переложить на хоровую партитуру современные песни?– Это появилось давно. Многие исполняют музыку группы Queen, Beatles и даже Rammstein. Главное, чтобы в этом был смысл. Допустим, в нашем репертуаре есть песня Трофима "Будем жить". Я очень ее люблю, и мы поем ее всем составом с удовольствием. Сейчас (на конкурсе. – Прим. ред.) мы будем петь "Березы" (песня группа "Любэ". – Прим. ред.).– Елена Николаевна, что самое важное для хориста?– В первую очередь это ответственность. Если солист не пришел на занятие, то он подвел только себя и педагога, а звучание хора зависит от голоса каждого, и если не пришел один, второй, третий, то звучание хора изменилось. Очень важно, чтобы на каждой репетиции были все.Также артист хора должен обладать умением отдавать. Между нами и зрителями огромное пространство, поэтому, чтобы до них достучаться, мы должны через себя пропустить и еще отдать сверху. А для этого нужна кропотливая работа, физический труд, потому что пение – это физика. В звукообразовании участвует все тело, надо уметь им пользоваться, работать мышцами. Плюс мимика и душа.Интересный факт: мозг музыканта, в то время когда он поет или играет, работает как мозг физика-ядерщика. Что вы видите в нотах? Черные точечки. Так вот певец должен их увидеть и услышать еще до того, как их воспроизвести. Да и еще воспроизвести на ту высоту, которую нужно связать с текстом, и добавить чувства. Поэтому для всего этого необходим еще и умственный труд.– Чему может еще научить хор?– Хор – гениальная вещь, он учит слышать. Можно с милой улыбкой говорить большие гадости, хороший певец хора распознает эту фальшь. Это тот коллективизм, которого сейчас нет.Кроме того, мы же все разные: у нас разные семьи, воспитание, взгляды, но, вставая в хор, мы становимся единым целым. Мы должны дышать, думать, чувствовать, как один механизм.Если бы все страны мира пели в едином хоре, не происходило бы никаких глобальных изменений. Музыка объединяет всех, ведь неважно, на каком языке ты поешь. Она воздействует на чувства, поэтому ты можешь не знать языка, но плакать от того, что ты слышишь и чувствуешь.– Как вы находите подход к каждому ученику в таком большом коллективе?– Я их просто люблю, и все. Главное, чтобы они понимали, что я человек, которого можно обидеть, у которого тоже могут быть проблемы, который переживает. Обычно для подростков учитель – как композиторы, что висят на стене, но ведь за каждым из них человек. Поэтому, когда мы начинаем относиться друг к другу как люди, все становится хорошо. У нас говорят так: "Хор – это семья".Интервью подготовили участники Медиалаборатории детской инновационной патриотической журналистики Ольга Южакова и Маргарита Сафокина.
https://sn.ria.ru/20230222/orlenok-1853517984.html
https://ria.ru/20220412/turetskiy-1782915545.html
россия
красногорск
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/03/09/1856849533_276:0:3007:2048_1920x0_80_0_0_7bc8df16eb14199e7b9f8fdc9fdedc79.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
социальный навигатор, россия, красногорск, любэ, queen, rammstein, юнкоры россии сегодня, общество, орленок (детский центр), медиалаборатория в "орленке", россия
Социальный навигатор, Россия, Красногорск, Любэ, Queen, Rammstein, Юнкоры России сегодня, Общество, Орленок (детский центр), Медиалаборатория в "Орленке", Россия
Накануне финала Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов в "Орленке" юнкоры "России сегодня" узнали, от чего зависит звучание хора, почему музыка объединяет людей разных времен и стран и как музыканты связаны с физиками. Об этом "орлятам" рассказала заслуженный работник культуры РФ, руководитель детской музыкальной хоровой школы "Алые паруса" (г. Красногорск) Елена Володина.
– Многие ребята, которые хотят стать артистами, выбирают петь сольно. Сегодня редко кто стремится петь в хоре. Как вы считаете, почему?
– Когда я росла, трансляции выступлений детского хора можно было увидеть на экранах всех телевизоров. Сейчас такого нет, однако мы видим огромное количество юных певцов и певиц.
Обычно в вокальных студиях очень хорошая реклама: они говорят, что ребенок будет петь, танцевать и все сцены мира окажутся у его ног. А для каждого родителя их ребенок – самый талантливый, им хочется, чтобы он один вышел на сцену.
Хоровое искусство сейчас так не продвигают. Мы немножко другие, в этом может быть как наш минус, так и плюс. Для нас главное – совокупность мелодии и текста, ведь в тексте должен быть смысл.
Сейчас очень мало песен, в текстах которых есть смысл. Великий композитор Сергей Васильевич Рахманинов говорил: "Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора". Поэтому все очень просто: бывает эксклюзив, бывает ширпотреб. Я не хочу обидеть эстрадную музыку, там тоже есть хорошие певцы, направления. Но в большинстве своем сегодня мы эту песню слушаем, а послезавтра уже забываем.
Я считаю, что если кто-то хочет у нас учиться, то он нас найдет, а все остальные просто отойдут в сторону.
– Принято считать, что хор исполняет классические произведения. Можно ли переложить на хоровую партитуру современные песни?
– Это появилось давно. Многие исполняют музыку группы Queen, Beatles и даже Rammstein. Главное, чтобы в этом был смысл. Допустим, в нашем репертуаре есть песня Трофима "Будем жить". Я очень ее люблю, и мы поем ее всем составом с удовольствием. Сейчас (на конкурсе. – Прим. ред.) мы будем петь "Березы" (песня группа "Любэ". – Прим. ред.).
– Елена Николаевна, что самое важное для хориста?
– В первую очередь это ответственность. Если солист не пришел на занятие, то он подвел только себя и педагога, а звучание хора зависит от голоса каждого, и если не пришел один, второй, третий, то звучание хора изменилось. Очень важно, чтобы на каждой репетиции были все.
Также артист хора должен обладать умением отдавать. Между нами и зрителями огромное пространство, поэтому, чтобы до них достучаться, мы должны через себя пропустить и еще отдать сверху. А для этого нужна кропотливая работа, физический труд, потому что пение – это физика. В звукообразовании участвует все тело, надо уметь им пользоваться, работать мышцами. Плюс мимика и душа.
Интересный факт: мозг музыканта, в то время когда он поет или играет, работает как мозг физика-ядерщика. Что вы видите в нотах? Черные точечки. Так вот певец должен их увидеть и услышать еще до того, как их воспроизвести. Да и еще воспроизвести на ту высоту, которую нужно связать с текстом, и добавить чувства. Поэтому для всего этого необходим еще и умственный труд.
– Чему может еще научить хор?
– Хор – гениальная вещь, он учит слышать. Можно с милой улыбкой говорить большие гадости, хороший певец хора распознает эту фальшь. Это тот коллективизм, которого сейчас нет.
Кроме того, мы же все разные: у нас разные семьи, воспитание, взгляды, но, вставая в хор, мы становимся единым целым. Мы должны дышать, думать, чувствовать, как один механизм.
Если бы все страны мира пели в едином хоре, не происходило бы никаких глобальных изменений. Музыка объединяет всех, ведь неважно, на каком языке ты поешь. Она воздействует на чувства, поэтому ты можешь не знать языка, но плакать от того, что ты слышишь и чувствуешь.
– Как вы находите подход к каждому ученику в таком большом коллективе?
– Я их просто люблю, и все. Главное, чтобы они понимали, что я человек, которого можно обидеть, у которого тоже могут быть проблемы, который переживает. Обычно для подростков учитель – как композиторы, что висят на стене, но ведь за каждым из них человек. Поэтому, когда мы начинаем относиться друг к другу как люди, все становится хорошо. У нас говорят так: "Хор – это семья".
Интервью подготовили участники Медиалаборатории детской инновационной патриотической журналистики Ольга Южакова и Маргарита Сафокина.