https://sn.ria.ru/20221121/vasileva-1832433806.html
Васильева: мы ждем новое поколение педагогов-исследователей
Васильева: мы ждем новое поколение педагогов-исследователей - Социальный навигатор РИА Новости, 21.11.2022
Васильева: мы ждем новое поколение педагогов-исследователей
Практикующие педагоги-ученые в этом году оказались в центре внимания конкурса, организованного Российской академией образования (РАО). Насколько активно... Социальный навигатор РИА Новости, 21.11.2022
2022-11-21T09:00
2022-11-21T09:00
2022-11-21T09:00
социальный навигатор
общество
ольга васильева
россия
российская академия образования
сн_образование
наука
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/12/1832578350_0:23:3072:1751_1920x0_80_0_0_796cb9bd0e18f72ae9004184e2f2da40.jpg
Практикующие педагоги-ученые в этом году оказались в центре внимания конкурса, организованного Российской академией образования (РАО). Насколько активно молодежь сегодня реализует себя в педагогических науках? Как стимулировать молодых учителей заниматься исследованиями? Об этом корреспонденту МИА "Россия сегодня" рассказала академик РАО, президент РАО Ольга Васильева.- Ольга Юрьевна, в этом году в Конкурсе молодых ученых в области наук об образовании появилась номинация "За научные достижения в практической педагогической деятельности". Почему было принято такое решение?- Одна из задач Академии состоит в том, чтобы привлечь молодых педагогов к участию в научных проектах. В последнее время мы видим много изменений в этой сфере. Аспиранты и кандидаты наук сегодня успешно работают в школах, часто пишут диссертации без отрыва от преподавания.Мы хотели, чтобы на новую номинацию откликнулись учителя-практики, которые занимаются наукой. К нам пришло свыше 50 заявок, это очень хороший результат.К сожалению, не всегда руководители в регионах хорошо знают, кто из учителей занимается наукой. Но мы продолжим свою работу и надеемся, что власти на местах заметят молодых людей, работающих в области наук об образовании.- Насколько активно развиваются сегодня в России эти науки?- В раннюю постсоветскую историю они, так же как многие другие сферы, испытывали сложности с развитием. Но в последние годы мы увидели позитивные тенденции. К результатам исследований в сфере наук об образовании появился большой интерес со стороны представителей профильных министерств и ведомств, общественных организаций, педагогов и, конечно, родителей. Сказалась, в том числе, и вынужденная ситуация дистанционного обучения, которую принесла нам пандемия коронавируса.Я думаю, что в будущем вновь начнут появляться фундаментальные труды, в первую очередь, в области дефектологии. Все больше детей с особенностями здоровья, и работа с ними требует большой научно-теоретической базы. Также мы ждем фундаментальных исследований в области воспитания, ведь воспитание – это не только набор мероприятий, это и теоретический подход к тому, кого, как и зачем мы воспитываем.И мы в последние годы действительно увидели молодежь, которая стала активнее работать именно в области наук об образовании. Так, совсем недавно на Всероссийском фестивале НАУКА 0+ мы открывали площадку "Лаборатория общего образования", где наш Центр развития педагогического образования провел дебаты молодежных исследовательских команд "Вызов времени". Студенты, аспиранты, молодые научные сотрудники со всей страны с жаром обсуждали, например, как сочетать накопленный исторический опыт педагогики с новыми технологиями.- Охотно ли молодежь сегодня приходит в эту сферу?- Молодежь не охотно шла в науки об образовании в 1990-е годы. Это было связано и с материальными причинами, и с общей потерей интереса. В начале нулевых произошел некоторый всплеск, но и тогда многих интересовали скорее дипломы, чем наука.В последнее время государство сделало очень много для помощи молодым ученым. Принимаются меры материальной поддержки, закупается лабораторное оборудование. Это важно. Но настоящий ученый, прежде всего, должен быть заинтересован в результатах своего исследования.Не так давно в РАО проведен анализ всех диссертационных работ с 2011 по 2020 год: всего защищено 9749 диссертаций. Из них 869 – докторских, 8880 – кандидатских. Что показал анализ? На первом месте по количеству защищенных работ находится английский язык. Гораздо меньше защищались по методике преподавания литературы, истории, географии. И практически не защищались диссертации по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы. И эти пробелы, в первую очередь, по методике преподавания важнейших мировоззренческих предметов, необходимо закрывать незамедлительно.Науки об образовании – это не только педагогика во всей ее широте. Это еще и психология, нейрофизиология, возрастная физиология, коррекционная педагогика, философия педагогики, социология педагогики… Спектр очень большой.Я думаю, что диссертационные советы должны рекомендовать аспирантам приоритетные направления научного знания, а обучение в аспирантуре должно быть наполнено практикой научных экспериментов и интенсивных научных дискуссий.- Какая тематика научных исследований молодых ученых сегодня наиболее востребована системой образования?- Прежде всего, это междисциплинарные исследования, часто – на стыке естественных и гуманитарных наук. Сегодня без них нельзя представить школу, тем более, университет.Второе направление исследований – изучение индивидуальных различий в обучении школьников. Например, как понять, почему один первоклассник-отличник хорошо учится до конца школы, а второй при переходе из начальной школы в основную скатывается на тройки? При этом важно не просто понять причины, но дать учителю практические инструменты работы с разными детьми: чтобы отличнику в классе было интересно, а троечник получил необходимую помощь. Современный учитель должен уметь выстраивать работу в классе и находить индивидуальный подход.Третье популярное направление связано с влиянием цифровых устройств на детей, на их восприятие и физиологические особенности. Например, учеными выявлена зависимость между нарушениями речевого развития ребенка и тем, сколько времени его родители используют гаджеты. Это подтверждают отечественные и зарубежные исследования: мамы, которые все время сидят в телефоне, в 4 раза меньше разговаривают с ребенком, не дают ему развернутых ответов и включенного общения.Данные наших ученых, прежде всего, академика РАО Марьяны Михайловны Безруких, показывают, что сегодня к моменту прихода в первый класс только 30 процентов детей имеют полностью, полноценно сформированную речь. Если бы родители об этом знали! Поэтому молодым ученым так важно просвещать родителей.Следующее важное направление педагогической науки – наставничество и воспитание. Наставничество в нашей стране развивается уже около ста лет, внедрение этой практики распространилось после Великой Отечественной войны. Сегодня оно возвращается в образование и требует научного осмысления.Также актуальны исследования психологического благополучия детей и подростков. У многих проблемы в этой сфере начинаются в подростковом возрасте и продолжаются во взрослой жизни. К примеру, к третьему курсу, как говорят специалисты, у некоторых студентов снижается интерес к учебе. Поэтому необходимо не только возродить студенческие научные общества, где студенты могли бы проявлять себя, но и обновить методы преподавания.- Имеет ли сегодня молодой специалист, работающий в школе - учитель, дефектолог, педагог-психолог, - возможность заниматься наукой?- Ему необходимо заниматься наукой самому и знакомиться с результатами других ученых в своей области. Мы понимаем, что учителю-практику сложно грамотно организовать исследования. Поэтому мы стараемся задействовать наши научные площадки во всех регионах, наши коллеги готовы помогать молодым педагогам в научной работе, двигаться вперед.Да, сегодня есть сложности с вхождением ученых в школу из-за особенностей нормативной базы, но нам удается расширять сеть инновационных площадок, вовлекать в науку все большее число педагогов. Работают более 50 инновационных площадок РАО по всей стране.- Как мотивировать молодых педагогов заниматься наукой? Почему это необходимо?- Я глубоко убеждена, что ученого невозможно мотивировать только материальным вознаграждением. Он должен обладать огромным интересом к познанию мира и условиями для развития. Еще одно условие: необходимо, чтобы более опытные коллеги помогали молодым ученым получать пусть небольшой, но свой научный результат, от этого у тех вырастают крылья. Молодым педагогам важна поддержка сложившихся научных школ.Важно отметить: если диссертация молодого ученого не защищается или отклоняется ВАКом, в этом виноват, прежде всего, его научный руководитель. Не может молодой человек блуждать в потемках. Многое зависит только от люде й, от их желания и добросовестного отношения.- Недавно стало известно, что Академия будет присваивать научным коллективам статус научных школ Российской академии образования и поддерживать их. Расскажите, пожалуйста, какой научный коллектив может получить такую поддержку?- Сегодня на первый план выходит вопрос о системном развитии научных школ. Почему?Мы стали часто наблюдать картину, когда исследовательский коллектив собрался на год, выполнил проект, и "разбежался". Коллеги, это нельзя назвать научной школой!Научная школа создается не менее, чем за два десятилетия. В нее должны входить три-четыре поколения ученых, в ней должны быть преемственность и развитие, обязательное апробирование результатов исследований.Критерии отбора научных школ доступны на сайте Академии. Коллективы, получившие этот высокий статус, смогут претендовать не только на гранты, но также и на оценку и поддержку коллег.В начале нулевых мы потеряли поколение молодежи, которое не занималось наукой. Сейчас этот дисбаланс выравнивается. Я надеюсь, что постепенно все больше молодых педагогов будут приходить в науку с помощью опытных наставников.
https://sn.ria.ru/20220920/uchitel-1818234573.html
https://na.ria.ru/20220322/portret_buduschego_pedagoga-1779413836.html
https://ria.ru/20220208/olga_vasileva-1771476669.html
https://sn.ria.ru/20220829/rao-1812930565.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/12/1832578350_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_cfbbeb48de19f85c325e189629611b69.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
социальный навигатор, общество, ольга васильева, россия, российская академия образования, сн_образование, наука
Социальный навигатор, Общество, Ольга Васильева, Россия, Российская академия образования, СН_Образование, Наука
Практикующие педагоги-ученые в этом году оказались в центре внимания конкурса, организованного Российской академией образования (РАО). Насколько активно молодежь сегодня реализует себя в педагогических науках? Как стимулировать молодых учителей заниматься исследованиями? Об этом корреспонденту МИА "Россия сегодня" рассказала академик РАО, президент РАО Ольга Васильева.
- Ольга Юрьевна, в этом году в Конкурсе молодых ученых в области наук об образовании появилась номинация "За научные достижения в практической педагогической деятельности". Почему было принято такое решение?
- Одна из задач Академии состоит в том, чтобы привлечь молодых педагогов к участию в научных проектах. В последнее время мы видим много изменений в этой сфере. Аспиранты и кандидаты наук сегодня успешно работают в школах, часто пишут диссертации без отрыва от преподавания.
Мы хотели, чтобы на новую номинацию откликнулись учителя-практики, которые занимаются наукой. К нам пришло свыше 50 заявок, это очень хороший результат.
К сожалению, не всегда руководители в регионах хорошо знают, кто из учителей занимается наукой. Но мы продолжим свою работу и надеемся, что власти на местах заметят молодых людей, работающих в области наук об образовании.
- Насколько активно развиваются сегодня в России эти науки?
- В раннюю постсоветскую историю они, так же как многие другие сферы, испытывали сложности с развитием. Но в последние годы мы увидели позитивные тенденции. К результатам исследований в сфере наук об образовании появился большой интерес со стороны представителей профильных министерств и ведомств, общественных организаций, педагогов и, конечно, родителей. Сказалась, в том числе, и вынужденная ситуация дистанционного обучения, которую принесла нам пандемия коронавируса.
Я думаю, что в будущем вновь начнут появляться фундаментальные труды, в первую очередь, в области дефектологии. Все больше детей с особенностями здоровья, и работа с ними требует большой научно-теоретической базы. Также мы ждем фундаментальных исследований в области воспитания, ведь воспитание – это не только набор мероприятий, это и теоретический подход к тому, кого, как и зачем мы воспитываем.
И мы в последние годы действительно увидели молодежь, которая стала активнее работать именно в области наук об образовании. Так, совсем недавно на Всероссийском фестивале НАУКА 0+ мы открывали площадку "Лаборатория общего образования", где наш Центр развития педагогического образования провел дебаты молодежных исследовательских команд "Вызов времени". Студенты, аспиранты, молодые научные сотрудники со всей страны с жаром обсуждали, например, как сочетать накопленный исторический опыт педагогики с новыми технологиями.
- Охотно ли молодежь сегодня приходит в эту сферу?
- Молодежь не охотно шла в науки об образовании в 1990-е годы. Это было связано и с материальными причинами, и с общей потерей интереса. В начале нулевых произошел некоторый всплеск, но и тогда многих интересовали скорее дипломы, чем наука.
В последнее время государство сделало очень много для помощи молодым ученым. Принимаются меры материальной поддержки, закупается лабораторное оборудование. Это важно. Но настоящий ученый, прежде всего, должен быть заинтересован в результатах своего исследования.
Не так давно в РАО проведен анализ всех диссертационных работ с 2011 по 2020 год: всего защищено 9749 диссертаций. Из них 869 – докторских, 8880 – кандидатских. Что показал анализ? На первом месте по количеству защищенных работ находится английский язык. Гораздо меньше защищались по методике преподавания литературы, истории, географии. И практически не защищались диссертации по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы. И эти пробелы, в первую очередь, по методике преподавания важнейших мировоззренческих предметов, необходимо закрывать незамедлительно.
Науки об образовании – это не только педагогика во всей ее широте. Это еще и психология, нейрофизиология, возрастная физиология, коррекционная педагогика, философия педагогики, социология педагогики… Спектр очень большой.
Я думаю, что диссертационные советы должны рекомендовать аспирантам приоритетные направления научного знания, а обучение в аспирантуре должно быть наполнено практикой научных экспериментов и интенсивных научных дискуссий.
- Какая тематика научных исследований молодых ученых сегодня наиболее востребована системой образования?
- Прежде всего, это междисциплинарные исследования, часто – на стыке естественных и гуманитарных наук. Сегодня без них нельзя представить школу, тем более, университет.
Второе направление исследований – изучение индивидуальных различий в обучении школьников. Например, как понять, почему один первоклассник-отличник хорошо учится до конца школы, а второй при переходе из начальной школы в основную скатывается на тройки? При этом важно не просто понять причины, но дать учителю практические инструменты работы с разными детьми: чтобы отличнику в классе было интересно, а троечник получил необходимую помощь. Современный учитель должен уметь выстраивать работу в классе и находить индивидуальный подход.
Третье популярное направление связано с влиянием цифровых устройств на детей, на их восприятие и физиологические особенности. Например, учеными выявлена зависимость между нарушениями речевого развития ребенка и тем, сколько времени его родители используют гаджеты. Это подтверждают отечественные и зарубежные исследования: мамы, которые все время сидят в телефоне, в 4 раза меньше разговаривают с ребенком, не дают ему развернутых ответов и включенного общения.
Данные наших ученых, прежде всего, академика РАО Марьяны Михайловны Безруких, показывают, что сегодня к моменту прихода в первый класс только 30 процентов детей имеют полностью, полноценно сформированную речь. Если бы родители об этом знали! Поэтому молодым ученым так важно просвещать родителей.
Следующее важное направление педагогической науки – наставничество и воспитание. Наставничество в нашей стране развивается уже около ста лет, внедрение этой практики распространилось после Великой Отечественной войны. Сегодня оно возвращается в образование и требует научного осмысления.
Также актуальны исследования психологического благополучия детей и подростков. У многих проблемы в этой сфере начинаются в подростковом возрасте и продолжаются во взрослой жизни. К примеру, к третьему курсу, как говорят специалисты, у некоторых студентов снижается интерес к учебе. Поэтому необходимо не только возродить студенческие научные общества, где студенты могли бы проявлять себя, но и обновить методы преподавания.
- Имеет ли сегодня молодой специалист, работающий в школе - учитель, дефектолог, педагог-психолог, - возможность заниматься наукой?
- Ему необходимо заниматься наукой самому и знакомиться с результатами других ученых в своей области. Мы понимаем, что учителю-практику сложно грамотно организовать исследования. Поэтому мы стараемся задействовать наши научные площадки во всех регионах, наши коллеги готовы помогать молодым педагогам в научной работе, двигаться вперед.
Да, сегодня есть сложности с вхождением ученых в школу из-за особенностей нормативной базы, но нам удается расширять сеть инновационных площадок, вовлекать в науку все большее число педагогов. Работают более 50 инновационных площадок РАО по всей стране.
- Как мотивировать молодых педагогов заниматься наукой? Почему это необходимо?
- Я глубоко убеждена, что ученого невозможно мотивировать только материальным вознаграждением. Он должен обладать огромным интересом к познанию мира и условиями для развития. Еще одно условие: необходимо, чтобы более опытные коллеги помогали молодым ученым получать пусть небольшой, но свой научный результат, от этого у тех вырастают крылья. Молодым педагогам важна поддержка сложившихся научных школ.
Важно отметить: если диссертация молодого ученого не защищается или отклоняется ВАКом, в этом виноват, прежде всего, его научный руководитель. Не может молодой человек блуждать в потемках. Многое зависит только от люде й, от их желания и добросовестного отношения.
- Недавно стало известно, что Академия будет присваивать научным коллективам статус научных школ Российской академии образования и поддерживать их. Расскажите, пожалуйста, какой научный коллектив может получить такую поддержку?
- Сегодня на первый план выходит вопрос о системном развитии научных школ. Почему?
Мы стали часто наблюдать картину, когда исследовательский коллектив собрался на год, выполнил проект, и "разбежался". Коллеги, это нельзя назвать научной школой!
Научная школа создается не менее, чем за два десятилетия. В нее должны входить три-четыре поколения ученых, в ней должны быть преемственность и развитие, обязательное апробирование результатов исследований.
Критерии отбора научных школ доступны на сайте Академии. Коллективы, получившие этот высокий статус, смогут претендовать не только на гранты, но также и на оценку и поддержку коллег.
В начале нулевых мы потеряли поколение молодежи, которое не занималось наукой. Сейчас этот дисбаланс выравнивается. Я надеюсь, что постепенно все больше молодых педагогов будут приходить в науку с помощью опытных наставников.