Рейтинг@Mail.ru
Васильева: мы ждем новое поколение педагогов-исследователей - Социальный навигатор РИА Новости, 21.11.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор - РИА Новости, 1920
Социальный навигатор

Васильева: мы ждем новое поколение педагогов-исследователей

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкМинистр просвещения РФ Ольга Васильева на церемонии награждения победителей конкурса "Учитель года России"
Министр просвещения РФ Ольга Васильева на церемонии награждения победителей конкурса  Учитель года России  - РИА Новости, 1920, 21.11.2022
Практикующие педагоги-ученые в этом году оказались в центре внимания конкурса, организованного Российской академией образования (РАО). Насколько активно молодежь сегодня реализует себя в педагогических науках? Как стимулировать молодых учителей заниматься исследованиями? Об этом корреспонденту МИА "Россия сегодня" рассказала академик РАО, президент РАО Ольга Васильева.
- Ольга Юрьевна, в этом году в Конкурсе молодых ученых в области наук об образовании появилась номинация "За научные достижения в практической педагогической деятельности". Почему было принято такое решение?
- Одна из задач Академии состоит в том, чтобы привлечь молодых педагогов к участию в научных проектах. В последнее время мы видим много изменений в этой сфере. Аспиранты и кандидаты наук сегодня успешно работают в школах, часто пишут диссертации без отрыва от преподавания.
Мы хотели, чтобы на новую номинацию откликнулись учителя-практики, которые занимаются наукой. К нам пришло свыше 50 заявок, это очень хороший результат.
К сожалению, не всегда руководители в регионах хорошо знают, кто из учителей занимается наукой. Но мы продолжим свою работу и надеемся, что власти на местах заметят молодых людей, работающих в области наук об образовании.
- Насколько активно развиваются сегодня в России эти науки?
- В раннюю постсоветскую историю они, так же как многие другие сферы, испытывали сложности с развитием. Но в последние годы мы увидели позитивные тенденции. К результатам исследований в сфере наук об образовании появился большой интерес со стороны представителей профильных министерств и ведомств, общественных организаций, педагогов и, конечно, родителей. Сказалась, в том числе, и вынужденная ситуация дистанционного обучения, которую принесла нам пандемия коронавируса.
Я думаю, что в будущем вновь начнут появляться фундаментальные труды, в первую очередь, в области дефектологии. Все больше детей с особенностями здоровья, и работа с ними требует большой научно-теоретической базы. Также мы ждем фундаментальных исследований в области воспитания, ведь воспитание – это не только набор мероприятий, это и теоретический подход к тому, кого, как и зачем мы воспитываем.
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева - РИА Новости, 1920, 20.09.2022
Учитель будущего должен работать с новыми технологиями, заявила Васильева
И мы в последние годы действительно увидели молодежь, которая стала активнее работать именно в области наук об образовании. Так, совсем недавно на Всероссийском фестивале НАУКА 0+ мы открывали площадку "Лаборатория общего образования", где наш Центр развития педагогического образования провел дебаты молодежных исследовательских команд "Вызов времени". Студенты, аспиранты, молодые научные сотрудники со всей страны с жаром обсуждали, например, как сочетать накопленный исторический опыт педагогики с новыми технологиями.
- Охотно ли молодежь сегодня приходит в эту сферу?
- Молодежь не охотно шла в науки об образовании в 1990-е годы. Это было связано и с материальными причинами, и с общей потерей интереса. В начале нулевых произошел некоторый всплеск, но и тогда многих интересовали скорее дипломы, чем наука.
В последнее время государство сделало очень много для помощи молодым ученым. Принимаются меры материальной поддержки, закупается лабораторное оборудование. Это важно. Но настоящий ученый, прежде всего, должен быть заинтересован в результатах своего исследования.
Дети во время занятий с преподавателем - РИА Новости, 1920, 22.03.2022
В России будет создан "Портрет будущего педагога"
Не так давно в РАО проведен анализ всех диссертационных работ с 2011 по 2020 год: всего защищено 9749 диссертаций. Из них 869 – докторских, 8880 – кандидатских. Что показал анализ? На первом месте по количеству защищенных работ находится английский язык. Гораздо меньше защищались по методике преподавания литературы, истории, географии. И практически не защищались диссертации по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы. И эти пробелы, в первую очередь, по методике преподавания важнейших мировоззренческих предметов, необходимо закрывать незамедлительно.
Науки об образовании – это не только педагогика во всей ее широте. Это еще и психология, нейрофизиология, возрастная физиология, коррекционная педагогика, философия педагогики, социология педагогики… Спектр очень большой.
Я думаю, что диссертационные советы должны рекомендовать аспирантам приоритетные направления научного знания, а обучение в аспирантуре должно быть наполнено практикой научных экспериментов и интенсивных научных дискуссий.
- Какая тематика научных исследований молодых ученых сегодня наиболее востребована системой образования?
- Прежде всего, это междисциплинарные исследования, часто – на стыке естественных и гуманитарных наук. Сегодня без них нельзя представить школу, тем более, университет.
Второе направление исследований – изучение индивидуальных различий в обучении школьников. Например, как понять, почему один первоклассник-отличник хорошо учится до конца школы, а второй при переходе из начальной школы в основную скатывается на тройки? При этом важно не просто понять причины, но дать учителю практические инструменты работы с разными детьми: чтобы отличнику в классе было интересно, а троечник получил необходимую помощь. Современный учитель должен уметь выстраивать работу в классе и находить индивидуальный подход.
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева  - РИА Новости, 1920, 18.11.2022
Есть ли в России новый Ушинский? Интервью президента РАО Ольги Васильевой
Третье популярное направление связано с влиянием цифровых устройств на детей, на их восприятие и физиологические особенности. Например, учеными выявлена зависимость между нарушениями речевого развития ребенка и тем, сколько времени его родители используют гаджеты. Это подтверждают отечественные и зарубежные исследования: мамы, которые все время сидят в телефоне, в 4 раза меньше разговаривают с ребенком, не дают ему развернутых ответов и включенного общения.
Данные наших ученых, прежде всего, академика РАО Марьяны Михайловны Безруких, показывают, что сегодня к моменту прихода в первый класс только 30 процентов детей имеют полностью, полноценно сформированную речь. Если бы родители об этом знали! Поэтому молодым ученым так важно просвещать родителей.
Следующее важное направление педагогической науки – наставничество и воспитание. Наставничество в нашей стране развивается уже около ста лет, внедрение этой практики распространилось после Великой Отечественной войны. Сегодня оно возвращается в образование и требует научного осмысления.
Также актуальны исследования психологического благополучия детей и подростков. У многих проблемы в этой сфере начинаются в подростковом возрасте и продолжаются во взрослой жизни. К примеру, к третьему курсу, как говорят специалисты, у некоторых студентов снижается интерес к учебе. Поэтому необходимо не только возродить студенческие научные общества, где студенты могли бы проявлять себя, но и обновить методы преподавания.
- Имеет ли сегодня молодой специалист, работающий в школе - учитель, дефектолог, педагог-психолог, - возможность заниматься наукой?
- Ему необходимо заниматься наукой самому и знакомиться с результатами других ученых в своей области. Мы понимаем, что учителю-практику сложно грамотно организовать исследования. Поэтому мы стараемся задействовать наши научные площадки во всех регионах, наши коллеги готовы помогать молодым педагогам в научной работе, двигаться вперед.
Да, сегодня есть сложности с вхождением ученых в школу из-за особенностей нормативной базы, но нам удается расширять сеть инновационных площадок, вовлекать в науку все большее число педагогов. Работают более 50 инновационных площадок РАО по всей стране.
- Как мотивировать молодых педагогов заниматься наукой? Почему это необходимо?
- Я глубоко убеждена, что ученого невозможно мотивировать только материальным вознаграждением. Он должен обладать огромным интересом к познанию мира и условиями для развития. Еще одно условие: необходимо, чтобы более опытные коллеги помогали молодым ученым получать пусть небольшой, но свой научный результат, от этого у тех вырастают крылья. Молодым педагогам важна поддержка сложившихся научных школ.
Конкурс молодых ученых в области наук об образовании РАО - РИА Новости, 1920, 29.08.2022
Конкурс молодых ученых в области наук об образовании РАО
Важно отметить: если диссертация молодого ученого не защищается или отклоняется ВАКом, в этом виноват, прежде всего, его научный руководитель. Не может молодой человек блуждать в потемках. Многое зависит только от люде й, от их желания и добросовестного отношения.
- Недавно стало известно, что Академия будет присваивать научным коллективам статус научных школ Российской академии образования и поддерживать их. Расскажите, пожалуйста, какой научный коллектив может получить такую поддержку?
- Сегодня на первый план выходит вопрос о системном развитии научных школ. Почему?
Мы стали часто наблюдать картину, когда исследовательский коллектив собрался на год, выполнил проект, и "разбежался". Коллеги, это нельзя назвать научной школой!
Научная школа создается не менее, чем за два десятилетия. В нее должны входить три-четыре поколения ученых, в ней должны быть преемственность и развитие, обязательное апробирование результатов исследований.
Критерии отбора научных школ доступны на сайте Академии. Коллективы, получившие этот высокий статус, смогут претендовать не только на гранты, но также и на оценку и поддержку коллег.
В начале нулевых мы потеряли поколение молодежи, которое не занималось наукой. Сейчас этот дисбаланс выравнивается. Я надеюсь, что постепенно все больше молодых педагогов будут приходить в науку с помощью опытных наставников.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала