Рейтинг@Mail.ru
Флешмобы и сторителлинг: музеи осваивают новые онлайн-стратегии - Социальный навигатор РИА Новости, 05.05.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Флешмобы и сторителлинг: музеи осваивают новые онлайн-стратегии

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкЗапись онлайн-концерта группы PLANCK's TONE в музее-заповеднике "Царицыно" в Москве
Запись онлайн-концерта группы PLANCK's TONE в музее-заповеднике Царицыно в Москве
Сегодня большинство музеев, временно закрытых для посетителей, активно переносят свою работу в соцсети. Какие стратегии продвижения могут быть эффективными в период карантина? Смогут ли музеи использовать накопленный опыт дистанционной работы после окончания эпидемии? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала декан факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук ("Шанинки") Ольга Карпова.

Удержать внимание публики

Спустя месяц после начала карантина многие руководители музеев осознали, что эффективно перенести работу с публикой в онлайн оказалось не так уж просто, считает эксперт.
"В последние годы музеи довольно активно стали осваивать цифровые форматы просветительской и коммуникационной деятельности, стали внедрять продажу электронных билетов, онлайн-бронирование экскурсий и занятий, создавать мультимедийные продукты. Но работа музея основывается на непосредственном общении зрителя с произведениями искусства или с предметами исторического наследия, а это общение трудно без потерь перенести в онлайн", – отметила она.
Все стратегии музеев сегодняшнего дня направлены на удержание внимания публики, интересно сейчас работают не только московские музеи, такие как Музей Москвы, Гараж, Царицыно, но и многие региональные. Кстати, отличный проект, который вполне мог бы быть музейным, "ИзоИзоляция", где люди пробуют воспроизвести дома копии известных картин вживую, зачастую перевоплощаясь в их персонажей, сообщила Ольга Карпова.
Фотография Марии Коровиной из группы Изоляция на Facebook
Более 200 тысяч человек поучаствовали во флешмобе, копируя картины
"Эту инициативу запустил в США Центр Гетти, а у нас она появилась как независимая инициатива и разрослась в совершенно феерический флешмоб, захвативший Facebook. Мне кажется, очень здорово, когда люди, которые не имеют непосредственного отношения к искусству, не работают в этой сфере, начали увлеченно выбирать себе произведения для воплощения. Флешмоб стал для многих людей прекрасным поводом познакомиться с творчеством разных художников, освежить и расширить свой опыт", – рассказала она.
В проект, по ее словам, сейчас начинают включаться и некоторые российские музеи. Например, сотрудники Астраханской картинной галереи предложили использовать для флешмоба произведения из своей коллекции, и это очень хорошая реакция профессионалов, позволяющая привлечь внимание к собственной музейной коллекции.
"Мы знаем многие шедевры живописи, но редко помним, где они хранятся. А музеям важна именно эта привязка, чтобы публика знала их коллекции и была готова приезжать в музей специально, как только это станет возможным", – пояснила эксперт.

Сторителлинг и сокращение дистанции

Флешмобы и другие подобные акции в соцсетях связывают искусство с простыми повседневными практиками людей, которые оказались в самоизоляции, считает Ольга Карпова.
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник Куликово поле, Тульская область
Музеи переходят в интернет: "Куликово поле" ищет новые форматы работы
"Связать эти практики с коллекциями – это то, что называется модным словом "сторителлинг". На мой взгляд, сейчас это наилучшая стратегия для музеев. Странно транслировать пустые музейные залы. Виртуальные туры также имеют довольно ограниченную аудиторию, и без интересного сценария они будут скучными. Поэтому выигрывают сегодня те музеи, которые делают нестандартные продукты на основе различных историй, например, музей-заповедник "Поленово", запустивший проект #поленовострим", – рассказала она.
По ее мнению, музейные продукты для демонстрации онлайн должен быть задуманы и выполнены специально для дистанционного формата, не в логике прямого переноса, и те музеи, которые смогут их оперативно подготовить, не только удержат лояльную публику, но и значительно расширят свою аудиторию.
Не менее важно сократить дистанцию между музеем, как культурной институцией, работающей с "высоким искусством" и наследием, и обычным посетителем, считает Ольга Карпова.
«
"У многих людей издавна сложился стереотип, что музейные работники смотрят на них свысока: "Пожалуйста, руками не трогайте, близко к экспонатам не подходите". В музеях всегда что-то ценное хранится в загадочных и мрачных запасниках. Это негативный стереотип. Завсегдатаи, напротив, знают, что есть много музеев, дружелюбных к своей публике. У музейщиков есть много интересных инициатив, это очень креативное профессиональное сообщество. Сейчас у него есть шанс сделать еще один шаг навстречу публике", – отметила она.
Для этого музейные сотрудники могли бы показать, например, чем они занимаются на удаленке, как они ведут исследовательскую работу, готовят выставки. Это интересно и необычно, если показать "закулисье", рассказать интересную историю, например, как это делает музей PERMM, считает эксперт.
"Очень мало кто сегодня вовлекает публику в подготовку новых выставочных и образовательных проектов. Почему бы не попробовать это сделать сейчас? Можно показать, как проходит музейное исследование, кураторское обсуждение образа будущей выставки и так далее. Это сократит дистанцию между музеем и посетителем, поможет вернуть людей в музейные залы после окончания пандемии", – предложила она.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак
Марина Лошак: жизнь в онлайне не заменяет реальность
Принципиальных различий между крупными и небольшими музеями в смысле онлайн-стратегий нет, считает Ольга Карпова. У больших музеев обычно шире технические возможности организации виртуальных туров и трансляций, но эффект от дорогостоящей музейной трансляции нередко уступает эффекту от флешмоба в Facebook.
"Важно сделать так, чтобы дистанционные формы работы со зрителем мотивировали его после завершения карантина вернуться в музей и открыть для себя что-то новое через непосредственный музейный опыт. Технические различия здесь мало что решают", – подчеркнула она.

Музеи после эпидемии

Ольга Карпова ожидает, что после окончания эпидемии музеи будут активнее использовать онлайн-инструменты в своей просветительской и коммуникационной деятельности.
"Сегодня очень немногие музеи в России имеют свои подкасты, каналы в YouTube или Telegram с контентом, который расширяет музейный нарратив и удерживает целевую аудиторию. Сейчас же большинство музеев вынуждены осваивать новые цифровые инструменты, знакомиться с их преимуществами, обучать сотрудников работе в новых интерфейсах", – отметила она.
Коса Васильевского острова. Ростральная колонна и Кунсткамера
Санкт-Петербургская Кунсткамера продолжит работу в режиме онлайн
Применение дистанционных технологий, по ее мнению, станет более грамотным и осмысленным, выйдет за рамки размещения в соцсетях фотографий с открытия выставки и онлайн-трансляций, которые смотрят несколько человек.
"Очень многие действия в онлайн-пространстве совершенно неэффективны, потому что непонятно, на кого ориентированы. Важно определить, как и для кого мы работаем, какие инструменты позволяют поддержать интерес к музейному продукту. На эти вызовы музейным профессионалам надо будет отвечать быстро и системно", – заключила эксперт.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала