https://sn.ria.ru/20190226/1551343416.html
Эксперт из Финляндии: международная шкала ECERS подходит не всем
Эксперт из Финляндии: международная шкала ECERS подходит не всем - Социальный навигатор РИА Новости, 03.03.2020
Эксперт из Финляндии: международная шкала ECERS подходит не всем
В чем отличие европейских детских садов от российских? Как оценивают дошкольное образование в разных странах мира? Что может улучшить качество наших детских... Социальный навигатор РИА Новости, 03.03.2020
2019-02-26T08:53
2019-02-26T08:53
2020-03-03T13:40
финляндия
сн_образование
социальный навигатор
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149937/44/1499374465_0:0:3200:1800_1920x0_80_0_0_77654e315b8e3495f83b07ebe4733b5a.jpg
В чем отличие европейских детских садов от российских? Как оценивают дошкольное образование в разных странах мира? Что может улучшить качество наших детских садов? На эти и другие вопросы корреспонденту "Социального навигатора" ответила почетный профессор Университета Тампере в Финляндии, эксперт в области дошкольного образования Ээва Худжала. – Ээва, как вы считаете, чем отличается европейская система дошкольного образования от российской?– На протяжении 20 лет мы исследовали дошкольное образование в России, Финляндии и США. По всем совокупностям оценок лучшее качество дошкольного образования в Финляндии, на втором месте была Россия, на третьем – США. Исследование мы проводили в 1990, 2000 и 2010 годах. В Финляндии на протяжении этого времени качество образования было примерно одинаковым, в США за 20 лет оно упало, а в России, наоборот, возросло, особенно по результатам 2010 года. Произошло несколько кардинальных изменений: воспитатели осознали важность индивидуального подхода к детям, родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, их мнение стало больше учитываться воспитателями. Раньше мы с восхищением относились к советской системе дошкольного образования, ее системности и пытались повторить это у нас. Но сейчас в Финляндии многие условия, созданные для детей, стали лучше российских. Прежде всего это касается величины групп: у нас размер группы гораздо меньше и поэтому легче организовать индивидуальную работу. Правда, у вас в России почти во всех детских садах есть творческие занятия, когда в группу приходят учителя музыки или танцев. В Финляндии в большинстве детских садов этого нет. – В России для оценки эффективности дошкольных учреждений используется международная шкала ECERS. Как вы ее оцениваете? Используется ли она в Финляндии?– Это американское изобретение, мы пытались применить ECERS у себя в Финляндии, также она применялась в Швеции. Нам не понравилась эта система, поскольку изначально она была создана для США, где качество дошкольного образования ниже. Мы вообще считаем, что единая для разных стран система оценки не нужна, ведь условия везде разные. У нас, например, очень хорошо готовят воспитателей, у них образование не ниже бакалаврского, и они сами могут оценить качество своей работы. Ни государство, ни даже директор в оценку не вмешиваются, единой шкалы оценки тоже нет, есть только рекомендации. Воспитатели обычно судят о своей работе по тому, как развиваются дети, и по отзывам их родителей.– А нужна ли такая международная система, которая бы аттестовала педагогов дошкольного образования? – Я не считаю, что такая система нужна. Когда-то я участвовала в разработке международной шкалы для оценки качества дошкольного образования во всех странах мира, которую пыталась создать организация ACEI. Но затем мы осознали, что специфика нашей страны сильно отличается от других стран, и мы не можем полагаться на общую систему оценок. Для нас, в Финляндии, важно при оценке учитывать мнение детей, а в Эфиопии главным критерием хорошей работы детского сада является наличие чистой питьевой воды и хорошее питание. Поэтому мы считаем, что все системы оценок должны быть индивидуализированы для конкретной страны. Я выступаю против любого внешнего контроля. – Существуют ли международные организации, которые влияют на развитие дошкольного образования?– Есть такие коммерческие организации, но я их называть не буду, поскольку они, главным образом, зарабатывают деньги. Я считаю, что создать такую организацию невозможно: мы в Финляндии не знаем, что хорошо для вас, а вы не знаете, что нужно нам. Вы должны сами создать свою организацию, потому что никто не знает вашу систему и проблемы лучше, чем вы сами. – Какие управленческие и педагогические технологии позволяют достигать успеха в работе с детьми дошкольного возраста? – Выделю несколько наиболее важных. Во-первых, нужно добиться тесного сотрудничества родителей и воспитателей, чтобы они вместе решили, что лучше для данного ребенка, особенно если у него есть какие-то проблемы. Родители должны давать советы воспитателю, как эффективно работать с их ребенком. Во-вторых, дети должны чувствовать себя главными в образовательном процессе. В-третьих, наилучший способ усвоения знаний – это игра. А еще, конечно, важно, чтобы воспитатели имели педагогические знания и хорошо понимали, чего они хотят добиться.– Ээва, как вы считаете, по каким критериям нужно оценивать работу дошкольной системы образования?– Как раз сейчас мы в Финляндии согласовали показатели эффективности работы дошкольных учреждений, они базируются на требованиях закона, рекомендациях программы и на данных исследований. Главное, что удалось сделать, это создать систему индикаторов под каждую поставленную задачу. Но Финский центр оценки качества дошкольного образования только вырабатывает предложения для дошкольных учреждений, а оценку проводят либо местные органы управления, либо само учреждение. Мы никогда не оцениваем достижения детей, например, их умение читать, считать и так далее. Мы оцениваем только работу учителей. Интервью прошло в рамках конференции "Тенденции развития образования–2019" Московской высшей школы социальных и экономических наук.
https://sn.ria.ru/20180412/1518470047.html
финляндия
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149937/44/1499374465_356:0:3200:2133_1920x0_80_0_0_153f363fdad5c762cae3ec496e746800.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
финляндия, сн_образование, социальный навигатор, россия
Финляндия, СН_Образование, Социальный навигатор, Россия
В чем отличие европейских детских садов от российских? Как оценивают дошкольное образование в разных странах мира? Что может улучшить качество наших детских садов? На эти и другие вопросы корреспонденту "Социального навигатора" ответила почетный профессор Университета Тампере в Финляндии, эксперт в области дошкольного образования Ээва Худжала.
– Ээва, как вы считаете, чем отличается европейская система дошкольного образования от российской?
– На протяжении 20 лет мы исследовали дошкольное образование в России, Финляндии и США. По всем совокупностям оценок лучшее качество дошкольного образования в Финляндии, на втором месте была Россия, на третьем – США. Исследование мы проводили в 1990, 2000 и 2010 годах. В Финляндии на протяжении этого времени качество образования было примерно одинаковым, в США за 20 лет оно упало, а в России, наоборот, возросло, особенно по результатам 2010 года. Произошло несколько кардинальных изменений: воспитатели осознали важность индивидуального подхода к детям, родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, их мнение стало больше учитываться воспитателями.
Раньше мы с восхищением относились к советской системе дошкольного образования, ее системности и пытались повторить это у нас. Но сейчас в Финляндии многие условия, созданные для детей, стали лучше российских. Прежде всего это касается величины групп: у нас размер группы гораздо меньше и поэтому легче организовать индивидуальную работу. Правда, у вас в России почти во всех детских садах есть творческие занятия, когда в группу приходят учителя музыки или танцев. В Финляндии в большинстве детских садов этого нет.
– В России для оценки эффективности дошкольных учреждений используется международная шкала ECERS. Как вы ее оцениваете? Используется ли она в Финляндии?
– Это американское изобретение, мы пытались применить ECERS у себя в Финляндии, также она применялась в Швеции. Нам не понравилась эта система, поскольку изначально она была создана для США, где качество дошкольного образования ниже. Мы вообще считаем, что единая для разных стран система оценки не нужна, ведь условия везде разные. У нас, например, очень хорошо готовят воспитателей, у них образование не ниже бакалаврского, и они сами могут оценить качество своей работы. Ни государство, ни даже директор в оценку не вмешиваются, единой шкалы оценки тоже нет, есть только рекомендации. Воспитатели обычно судят о своей работе по тому, как развиваются дети, и по отзывам их родителей.
– А нужна ли такая международная система, которая бы аттестовала педагогов дошкольного образования?
– Я не считаю, что такая система нужна. Когда-то я участвовала в разработке международной шкалы для оценки качества дошкольного образования во всех странах мира, которую пыталась создать организация ACEI. Но затем мы осознали, что специфика нашей страны сильно отличается от других стран, и мы не можем полагаться на общую систему оценок. Для нас, в Финляндии, важно при оценке учитывать мнение детей, а в Эфиопии главным критерием хорошей работы детского сада является наличие чистой питьевой воды и хорошее питание. Поэтому мы считаем, что все системы оценок должны быть индивидуализированы для конкретной страны. Я выступаю против любого внешнего контроля.
– Существуют ли международные организации, которые влияют на развитие дошкольного образования?
– Есть такие коммерческие организации, но я их называть не буду, поскольку они, главным образом, зарабатывают деньги. Я считаю, что создать такую организацию невозможно: мы в Финляндии не знаем, что хорошо для вас, а вы не знаете, что нужно нам. Вы должны сами создать свою организацию, потому что никто не знает вашу систему и проблемы лучше, чем вы сами.
– Какие управленческие и педагогические технологии позволяют достигать успеха в работе с детьми дошкольного возраста?
– Выделю несколько наиболее важных. Во-первых, нужно добиться тесного сотрудничества родителей и воспитателей, чтобы они вместе решили, что лучше для данного ребенка, особенно если у него есть какие-то проблемы. Родители должны давать советы воспитателю, как эффективно работать с их ребенком. Во-вторых, дети должны чувствовать себя главными в образовательном процессе. В-третьих, наилучший способ усвоения знаний – это игра. А еще, конечно, важно, чтобы воспитатели имели педагогические знания и хорошо понимали, чего они хотят добиться.
– Ээва, как вы считаете, по каким критериям нужно оценивать работу дошкольной системы образования?
– Как раз сейчас мы в Финляндии согласовали показатели эффективности работы дошкольных учреждений, они базируются на требованиях закона, рекомендациях программы и на данных исследований. Главное, что удалось сделать, это создать систему индикаторов под каждую поставленную задачу. Но Финский центр оценки качества дошкольного образования только вырабатывает предложения для дошкольных учреждений, а оценку проводят либо местные органы управления, либо само учреждение. Мы никогда не оцениваем достижения детей, например, их умение читать, считать и так далее. Мы оцениваем только работу учителей.
Интервью прошло в рамках конференции "Тенденции развития образования–2019" Московской высшей школы социальных и экономических наук.