https://sn.ria.ru/20181203/1540046358.html
Ректор РУДН: взаимное признание образования стимулирует вузы работать лучше
Ректор РУДН: взаимное признание образования стимулирует вузы работать лучше - Социальный навигатор РИА Новости, 03.03.2020
Ректор РУДН: взаимное признание образования стимулирует вузы работать лучше
Соглашения о взаимном признании документов об образовании наподобие того, который недавно подписали Россия и Венгрия, стимулируют университеты, кафедры и... Социальный навигатор РИА Новости, 03.03.2020
2018-12-03T17:00
2018-12-03T17:00
2020-03-03T13:14
интервью - авторы
аналитика
владимир филиппов
рудн
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154003/24/1540032474_0:18:2609:1486_1920x0_80_0_0_01134533ca91cca7f9b0f6cffbb9da1e.jpg
Соглашения о взаимном признании документов об образовании наподобие того, который недавно подписали Россия и Венгрия, стимулируют университеты, кафедры и преподавателей работать лучше и выходить на международный уровень. О важности таких документов для российской академической среды в интервью РИА Новости рассказал председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), академик, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов.— Почему важно соглашение России и Венгрии о признании документов об образовании?— Венгрия — страна Евросоюза, а у России не так много соглашений о признании дипломов об образовании со странами — членами ЕС. Аналогичный документ был подписан мной между Россией и Францией четыре года назад. А с Германией и некоторыми другими странами с федеративным устройством такое соглашение на межправительственном уровне даже невозможно: в таких странах нет единой системы требований к дипломам — они отличаются в разных субъектах этих федераций (землях, кантонах, штатах и тому подобное).Вместе с тем такие соглашения значительно расширяют горизонты академического и научного сотрудничества. Например, в РУДН на прошлой неделе был ректор университета Земмельвайса — это сильнейший медицинский вуз Венгрии. Он показал, что взаимное признание дипломов, в том числе медицинской направленности, дает новые возможности активизации сотрудничества ведущих университетов двух стран.Взаимное признание документов об образовании стимулирует повышение качества образования, ибо это стимулирует университеты, кафедры и преподавателей работать лучше, выходить на международный уровень — все совместные программы и проекты должны быть с актуализированным содержанием. Нацеленность на повышение качества проявляется у обеих сотрудничающих сторон, ведь информация о содержании программ, о профессорах, учебных материалах и технологиях расходится быстро. Не получится "впарить" коллегам из другого вуза старый предмет со старым содержанием, поэтому и университеты, и кафедры стараются повышать уровень реализуемых совместных программ.— Если мы берем Европу, то взаимное признание есть только с Францией и Венгрией?— Скорее, в этих случаях это более автоматическое признание. На примере могу пояснить. Наибольшее количество совместных программ среди всех российских вузов у РУДН. Это примерно 150 совместных программ. Значительная часть — с университетами Германии, Англии, Испании, Италии, не только с вузами СНГ или ШОС. Во многих странах нет единой государственной системы подтверждения дипломов — там иная традиция. Сами университеты выступают гарантом каждого выданного диплома. И если они доверяют вузу-партнеру, по итогам реализации совместной образовательной программы каждый из них выдает свой документ о высшем образовании.— А вопрос признания дипломов должен быть прописан в соглашении?— Если соглашения подписываются на уровне стран — например, между Россией и Францией, Россией и Венгрией, Россией и Китаем, — то такие дипломы будут признаваться автоматически. При этом у России одновременно есть такие соглашения с другими странами — например, со странами СНГ. Это значит, что и в СНГ это признание будет автоматическое. Кроме того, у нас есть соглашение с Китаем, поэтому совместная программа с Китаем — два диплома полученных будут признаваться как минимум в этих двух странах.— А что это дает студентам, почему это для них интересно?— Простое академическое сотрудничество — например, включенное обучение — это когда студент должен приехать в другой вуз, проучиться там семестр или год, а потом вернуться к себе. И обычно практика такова, что дома его просят пересдать все или часть пропущенных дисциплин, даже если он их прошел в университете-партнере. Конечно, это сильно сдерживает академическую мобильность студентов. Другое дело, если в соглашении точно прописывается, что все предметы засчитываются.Но в рамках совместных программ двойных дипломов студент может получить дипломы сразу двух университетов. Это более стимулирующая форма академического сотрудничества. Например, стороны согласуют, что по конкретной программе магистратуры первый год студенты обучаются в одном университете, а второй год — в вузе-партнере. Для магистратуры такая практика более распространена, потому что в магистратуре около 70% — это доля дисциплин, которые российскими вузами устанавливаются самостоятельно, тут больше свободы. Хотя есть и практика соглашений о двойных дипломах на уровне бакалавриата. Главное — чтобы кафедры, университеты гармонизировали учебные планы и программы, чтобы преподаватели доверяли друг другу проводить занятия и принимать экзамены. Наши российские студенты учатся год или семестр во Франции, Германии или Испании — на выпуске они получают дипломы РУДН и зарубежного университета-партнера. Документы признаются в обеих странах. Это уже студентам не только интересно, но и полезно — они понимают, что это повышает их шансы на успешную карьеру.Кроме того, академическое сотрудничество стимулирует изучение языков не просто на разговорном уровне, а на профессиональном. Например, с Венгрией логично развивать программы на русском, венгерском и английском языках. Аналогично с Германией, Испанией, Китаем, Францией и другими странами на соответствующих языках. А владение дополнительным иностранным языком — это всегда конкурентное преимущество.— Как такие программы закреплены законодательно? — По инициативе ведущих вузов — СПбГУ, ВШЭ, РУДН и других — в законе РФ "Об образовании" от декабря 2012 года появилась статья о сетевом взаимодействии высших учебных заведений в организации совместных образовательных программ. При этом сильные университеты России даже без соответствующей нормативной базы начали реализовывать такие программы гораздо раньше.— Иногда о такой форме сотрудничества отзываются как несущей коррупционную составляющую.— Коррупционная составляющая здесь меньше во много раз, чем при реализации собственных образовательных программ. Дело в том, что международное академическое сотрудничество — это показатель высокой планки, взять которую могут только ведущие университеты. Они своей репутацией отвечают за качество совместных программ, программ двойных дипломов. Все вузы проекта "5-100" расширяют сеть международных партнеров, в том числе количество совместных образовательных программ. Чтобы создать такую программу, обеспечить качество, необходимо в среднем около года. Университеты проводят переговоры, согласуют учебные программы, утверждаются официальные тексты рабочих программ вплоть до деталей.— Если, допустим, студент РУДН учится по программе с венгерским вузом, то он с этим дипломом сможет работать в Венгрии? Ему не нужны сертификаты, подтверждения — это автоматическое признание?— Да, это автоматическое признание диплома венгерского университета в России, российского вуза — в Венгрии. При этом повторю, что на государственном уровне это не всегда возможно. Но это не помеха для академического сотрудничества между университетами, которые взаимно доверяют качеству образования. Например, с Германией у нас нет аналогичного соглашения — там другая система, признание дипломов идет в землях, а не в целом страной. Но студенты и университеты идут на совместные программы с ведущими российскими вузами. Они понимают, что выпускники с двумя дипломами имеют преимущество при трудоустройстве, особенно в тех компаниях и организациях, которые сотрудничают с Российской Федерацией. И дело не только в документе — они, как правило, знают русский и немецкий языки, понимают нашу специфику, владеют нужными компетенциями.— От совместных программ — к сетевому взаимодействию вузов. В чем специфика многостороннего академического сотрудничества?— Совместные образовательные программы, сетевое взаимодействие ведущих университетов — это неизбежный путь развития академической мобильности. Еще в 2011 году, когда был Год инноваций в СНГ, одним из трех проектов-победителей конкурса инновационных проектов в СНГ стал Сетевой университет СНГ. Итоги подводились на Форуме СНГ в МГИМО с участием президента России. Создание СУ СНГ было инициативой РУДН, и в результате наш проректор даже была награждена грамотой Совета глав государств СНГ — это очень высокая и редкая награда.Объективно говоря, еще раньше, когда Андрей Александрович Фурсенко возглавлял министерство, началось создание университета Шанхайской организации сотрудничества — УШОС. Было подписано соответствующее соглашение министров образования стран ШОС.И вот уже около 10 лет действуют Сетевые университеты стран СНГ и ШОС. В них входят ведущие университеты России и других государств: 26 — в СУ СНГ, 80 — в УШОС. В каждой стране создан национальный ректорат Сетевого университета, который отвечает за качество образования по каждой программе. И при огромном желании других университетов присоединиться к этому проекту академической мобильности критерии отбора для большинства претендентов недостижимы. Ежегодно туда добавляется обычно 1-2 вуза. Уже это говорит о требовательности университетов — участников этих Сетевых университетов к тому, чтобы это сотрудничество проходило на высоком уровне, обеспечивающем высокое качество совместных образовательных программ, доверие к результатам этого сотрудничества.
https://na.ria.ru/20181025/1531443384.html
https://na.ria.ru/20180810/1526322501.html
https://ria.ru/20180206/1514096385.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154003/24/1540032474_0:0:2609:1958_1920x0_80_0_0_5be039085fa3fdd7da59fe3f1bcd86e3.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью - авторы, аналитика, владимир филиппов, рудн, россия
Интервью - Авторы, Аналитика, Владимир Филиппов, РУДН, Россия
Соглашения о взаимном признании документов об образовании наподобие того, который недавно подписали Россия и Венгрия, стимулируют университеты, кафедры и преподавателей работать лучше и выходить на международный уровень. О важности таких документов для российской академической среды в интервью РИА Новости рассказал председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), академик, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов.
— Почему важно соглашение России и Венгрии о признании документов об образовании?
— Венгрия — страна Евросоюза, а у России не так много соглашений о признании дипломов об образовании со странами — членами ЕС. Аналогичный документ был подписан мной между Россией и Францией четыре года назад. А с Германией и некоторыми другими странами с федеративным устройством такое соглашение на межправительственном уровне даже невозможно: в таких странах нет единой системы требований к дипломам — они отличаются в разных субъектах этих федераций (землях, кантонах, штатах и тому подобное).
Вместе с тем такие соглашения значительно расширяют горизонты академического и научного сотрудничества. Например, в РУДН на прошлой неделе был ректор университета Земмельвайса — это сильнейший медицинский вуз Венгрии. Он показал, что взаимное признание дипломов, в том числе медицинской направленности, дает новые возможности активизации сотрудничества ведущих университетов двух стран.
Взаимное признание документов об образовании стимулирует повышение качества образования, ибо это стимулирует университеты, кафедры и преподавателей работать лучше, выходить на международный уровень — все совместные программы и проекты должны быть с актуализированным содержанием. Нацеленность на повышение качества проявляется у обеих сотрудничающих сторон, ведь информация о содержании программ, о профессорах, учебных материалах и технологиях расходится быстро. Не получится "впарить" коллегам из другого вуза старый предмет со старым содержанием, поэтому и университеты, и кафедры стараются повышать уровень реализуемых совместных программ.
— Если мы берем Европу, то взаимное признание есть только с Францией и Венгрией?
— Скорее, в этих случаях это более автоматическое признание. На примере могу пояснить. Наибольшее количество совместных программ среди всех российских вузов у РУДН. Это примерно 150 совместных программ. Значительная часть — с университетами Германии, Англии, Испании, Италии, не только с вузами СНГ или ШОС. Во многих странах нет единой государственной системы подтверждения дипломов — там иная традиция. Сами университеты выступают гарантом каждого выданного диплома. И если они доверяют вузу-партнеру, по итогам реализации совместной образовательной программы каждый из них выдает свой документ о высшем образовании.
— А вопрос признания дипломов должен быть прописан в соглашении?
— Если соглашения подписываются на уровне стран — например, между Россией и Францией, Россией и Венгрией, Россией и Китаем, — то такие дипломы будут признаваться автоматически. При этом у России одновременно есть такие соглашения с другими странами — например, со странами СНГ. Это значит, что и в СНГ это признание будет автоматическое. Кроме того, у нас есть соглашение с Китаем, поэтому совместная программа с Китаем — два диплома полученных будут признаваться как минимум в этих двух странах.
— А что это дает студентам, почему это для них интересно?
— Простое академическое сотрудничество — например, включенное обучение — это когда студент должен приехать в другой вуз, проучиться там семестр или год, а потом вернуться к себе. И обычно практика такова, что дома его просят пересдать все или часть пропущенных дисциплин, даже если он их прошел в университете-партнере. Конечно, это сильно сдерживает академическую мобильность студентов. Другое дело, если в соглашении точно прописывается, что все предметы засчитываются.
Но в рамках совместных программ двойных дипломов студент может получить дипломы сразу двух университетов. Это более стимулирующая форма академического сотрудничества. Например, стороны согласуют, что по конкретной программе магистратуры первый год студенты обучаются в одном университете, а второй год — в вузе-партнере. Для магистратуры такая практика более распространена, потому что в магистратуре около 70% — это доля дисциплин, которые российскими вузами устанавливаются самостоятельно, тут больше свободы. Хотя есть и практика соглашений о двойных дипломах на уровне бакалавриата. Главное — чтобы кафедры, университеты гармонизировали учебные планы и программы, чтобы преподаватели доверяли друг другу проводить занятия и принимать экзамены. Наши российские студенты учатся год или семестр во Франции, Германии или Испании — на выпуске они получают дипломы РУДН и зарубежного университета-партнера. Документы признаются в обеих странах. Это уже студентам не только интересно, но и полезно — они понимают, что это повышает их шансы на успешную карьеру.
Кроме того, академическое сотрудничество стимулирует изучение языков не просто на разговорном уровне, а на профессиональном. Например, с Венгрией логично развивать программы на русском, венгерском и английском языках. Аналогично с Германией, Испанией, Китаем, Францией и другими странами на соответствующих языках. А владение дополнительным иностранным языком — это всегда конкурентное преимущество.
— Как такие программы закреплены законодательно?
— По инициативе ведущих вузов — СПбГУ, ВШЭ, РУДН и других — в законе РФ "Об образовании" от декабря 2012 года появилась статья о сетевом взаимодействии высших учебных заведений в организации совместных образовательных программ. При этом сильные университеты России даже без соответствующей нормативной базы начали реализовывать такие программы гораздо раньше.
— Иногда о такой форме сотрудничества отзываются как несущей коррупционную составляющую.
— Коррупционная составляющая здесь меньше во много раз, чем при реализации собственных образовательных программ. Дело в том, что международное академическое сотрудничество — это показатель высокой планки, взять которую могут только ведущие университеты. Они своей репутацией отвечают за качество совместных программ, программ двойных дипломов. Все вузы проекта "5-100" расширяют сеть международных партнеров, в том числе количество совместных образовательных программ. Чтобы создать такую программу, обеспечить качество, необходимо в среднем около года. Университеты проводят переговоры, согласуют учебные программы, утверждаются официальные тексты рабочих программ вплоть до деталей.
— Если, допустим, студент РУДН учится по программе с венгерским вузом, то он с этим дипломом сможет работать в Венгрии? Ему не нужны сертификаты, подтверждения — это автоматическое признание?
— Да, это автоматическое признание диплома венгерского университета в России, российского вуза — в Венгрии. При этом повторю, что на государственном уровне это не всегда возможно. Но это не помеха для академического сотрудничества между университетами, которые взаимно доверяют качеству образования. Например, с Германией у нас нет аналогичного соглашения — там другая система, признание дипломов идет в землях, а не в целом страной. Но студенты и университеты идут на совместные программы с ведущими российскими вузами. Они понимают, что выпускники с двумя дипломами имеют преимущество при трудоустройстве, особенно в тех компаниях и организациях, которые сотрудничают с Российской Федерацией. И дело не только в документе — они, как правило, знают русский и немецкий языки, понимают нашу специфику, владеют нужными компетенциями.
— От совместных программ — к сетевому взаимодействию вузов. В чем специфика многостороннего академического сотрудничества?
— Совместные образовательные программы, сетевое взаимодействие ведущих университетов — это неизбежный путь развития академической мобильности. Еще в 2011 году, когда был Год инноваций в СНГ, одним из трех проектов-победителей конкурса инновационных проектов в СНГ стал Сетевой университет СНГ. Итоги подводились на Форуме СНГ в МГИМО с участием президента России. Создание СУ СНГ было инициативой РУДН, и в результате наш проректор даже была награждена грамотой Совета глав государств СНГ — это очень высокая и редкая награда.
Объективно говоря, еще раньше, когда Андрей Александрович Фурсенко возглавлял министерство, началось создание университета Шанхайской организации сотрудничества — УШОС. Было подписано соответствующее соглашение министров образования стран ШОС.
И вот уже около 10 лет действуют Сетевые университеты стран СНГ и ШОС. В них входят ведущие университеты России и других государств: 26 — в СУ СНГ, 80 — в УШОС. В каждой стране создан национальный ректорат Сетевого университета, который отвечает за качество образования по каждой программе. И при огромном желании других университетов присоединиться к этому проекту академической мобильности критерии отбора для большинства претендентов недостижимы. Ежегодно туда добавляется обычно 1-2 вуза. Уже это говорит о требовательности университетов — участников этих Сетевых университетов к тому, чтобы это сотрудничество проходило на высоком уровне, обеспечивающем высокое качество совместных образовательных программ, доверие к результатам этого сотрудничества.