Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальный навигатор

Ректор РУДН: взаимное признание образования стимулирует вузы работать лучше

© РИА Новости / Владимир Трефилов / Перейти в фотобанкРектор Российского университета дружбы народов, профессор Владимир Филиппов
Ректор Российского университета дружбы народов, профессор Владимир Филиппов
Соглашения о взаимном признании документов об образовании наподобие того, который недавно подписали Россия и Венгрия, стимулируют университеты, кафедры и преподавателей работать лучше и выходить на международный уровень. О важности таких документов для российской академической среды в интервью РИА Новости рассказал председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), академик, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов.
— Почему важно соглашение России и Венгрии о признании документов об образовании?
— Венгрия — страна Евросоюза, а у России не так много соглашений о признании дипломов об образовании со странами — членами ЕС. Аналогичный документ был подписан мной между Россией и Францией четыре года назад. А с Германией и некоторыми другими странами с федеративным устройством такое соглашение на межправительственном уровне даже невозможно: в таких странах нет единой системы требований к дипломам — они отличаются в разных субъектах этих федераций (землях, кантонах, штатах и тому подобное).
Студенты на лекции
Ведущие российские вузы предложат меры по повышению конкурентоспособности
Вместе с тем такие соглашения значительно расширяют горизонты академического и научного сотрудничества. Например, в РУДН на прошлой неделе был ректор университета Земмельвайса — это сильнейший медицинский вуз Венгрии. Он показал, что взаимное признание дипломов, в том числе медицинской направленности, дает новые возможности активизации сотрудничества ведущих университетов двух стран.
Взаимное признание документов об образовании стимулирует повышение качества образования, ибо это стимулирует университеты, кафедры и преподавателей работать лучше, выходить на международный уровень — все совместные программы и проекты должны быть с актуализированным содержанием. Нацеленность на повышение качества проявляется у обеих сотрудничающих сторон, ведь информация о содержании программ, о профессорах, учебных материалах и технологиях расходится быстро. Не получится "впарить" коллегам из другого вуза старый предмет со старым содержанием, поэтому и университеты, и кафедры стараются повышать уровень реализуемых совместных программ.
— Если мы берем Европу, то взаимное признание есть только с Францией и Венгрией?
— Скорее, в этих случаях это более автоматическое признание. На примере могу пояснить. Наибольшее количество совместных программ среди всех российских вузов у РУДН. Это примерно 150 совместных программ. Значительная часть — с университетами Германии, Англии, Испании, Италии, не только с вузами СНГ или ШОС. Во многих странах нет единой государственной системы подтверждения дипломов — там иная традиция. Сами университеты выступают гарантом каждого выданного диплома. И если они доверяют вузу-партнеру, по итогам реализации совместной образовательной программы каждый из них выдает свой документ о высшем образовании.
— А вопрос признания дипломов должен быть прописан в соглашении?
— Если соглашения подписываются на уровне стран — например, между Россией и Францией, Россией и Венгрией, Россией и Китаем, — то такие дипломы будут признаваться автоматически. При этом у России одновременно есть такие соглашения с другими странами — например, со странами СНГ. Это значит, что и в СНГ это признание будет автоматическое. Кроме того, у нас есть соглашение с Китаем, поэтому совместная программа с Китаем — два диплома полученных будут признаваться как минимум в этих двух странах.
— А что это дает студентам, почему это для них интересно?
— Простое академическое сотрудничество — например, включенное обучение — это когда студент должен приехать в другой вуз, проучиться там семестр или год, а потом вернуться к себе. И обычно практика такова, что дома его просят пересдать все или часть пропущенных дисциплин, даже если он их прошел в университете-партнере. Конечно, это сильно сдерживает академическую мобильность студентов. Другое дело, если в соглашении точно прописывается, что все предметы засчитываются.
В аудитории ВУЗа.
МГИМО и РУДН назвали самые популярные факультеты среди абитуриентов
Но в рамках совместных программ двойных дипломов студент может получить дипломы сразу двух университетов. Это более стимулирующая форма академического сотрудничества. Например, стороны согласуют, что по конкретной программе магистратуры первый год студенты обучаются в одном университете, а второй год — в вузе-партнере. Для магистратуры такая практика более распространена, потому что в магистратуре около 70% — это доля дисциплин, которые российскими вузами устанавливаются самостоятельно, тут больше свободы. Хотя есть и практика соглашений о двойных дипломах на уровне бакалавриата. Главное — чтобы кафедры, университеты гармонизировали учебные планы и программы, чтобы преподаватели доверяли друг другу проводить занятия и принимать экзамены. Наши российские студенты учатся год или семестр во Франции, Германии или Испании — на выпуске они получают дипломы РУДН и зарубежного университета-партнера. Документы признаются в обеих странах. Это уже студентам не только интересно, но и полезно — они понимают, что это повышает их шансы на успешную карьеру.
Кроме того, академическое сотрудничество стимулирует изучение языков не просто на разговорном уровне, а на профессиональном. Например, с Венгрией логично развивать программы на русском, венгерском и английском языках. Аналогично с Германией, Испанией, Китаем, Францией и другими странами на соответствующих языках. А владение дополнительным иностранным языком — это всегда конкурентное преимущество.
© РИА Новости / Григорий Сысоев / Перейти в фотобанкСтуденты на уроке русского языка иностранцам в Российском университете дружбы народов
Студенты на уроке русского языка иностранцам в Российском университете дружбы народов
— Как такие программы закреплены законодательно?
— По инициативе ведущих вузов — СПбГУ, ВШЭ, РУДН и других — в законе РФ "Об образовании" от декабря 2012 года появилась статья о сетевом взаимодействии высших учебных заведений в организации совместных образовательных программ. При этом сильные университеты России даже без соответствующей нормативной базы начали реализовывать такие программы гораздо раньше.
— Иногда о такой форме сотрудничества отзываются как несущей коррупционную составляющую.
— Коррупционная составляющая здесь меньше во много раз, чем при реализации собственных образовательных программ. Дело в том, что международное академическое сотрудничество — это показатель высокой планки, взять которую могут только ведущие университеты. Они своей репутацией отвечают за качество совместных программ, программ двойных дипломов. Все вузы проекта "5-100" расширяют сеть международных партнеров, в том числе количество совместных образовательных программ. Чтобы создать такую программу, обеспечить качество, необходимо в среднем около года. Университеты проводят переговоры, согласуют учебные программы, утверждаются официальные тексты рабочих программ вплоть до деталей.
— Если, допустим, студент РУДН учится по программе с венгерским вузом, то он с этим дипломом сможет работать в Венгрии? Ему не нужны сертификаты, подтверждения — это автоматическое признание?
— Да, это автоматическое признание диплома венгерского университета в России, российского вуза — в Венгрии. При этом повторю, что на государственном уровне это не всегда возможно. Но это не помеха для академического сотрудничества между университетами, которые взаимно доверяют качеству образования. Например, с Германией у нас нет аналогичного соглашения — там другая система, признание дипломов идет в землях, а не в целом страной. Но студенты и университеты идут на совместные программы с ведущими российскими вузами. Они понимают, что выпускники с двумя дипломами имеют преимущество при трудоустройстве, особенно в тех компаниях и организациях, которые сотрудничают с Российской Федерацией. И дело не только в документе — они, как правило, знают русский и немецкий языки, понимают нашу специфику, владеют нужными компетенциями.
— От совместных программ — к сетевому взаимодействию вузов. В чем специфика многостороннего академического сотрудничества?
— Совместные образовательные программы, сетевое взаимодействие ведущих университетов — это неизбежный путь развития академической мобильности. Еще в 2011 году, когда был Год инноваций в СНГ, одним из трех проектов-победителей конкурса инновационных проектов в СНГ стал Сетевой университет СНГ. Итоги подводились на Форуме СНГ в МГИМО с участием президента России. Создание СУ СНГ было инициативой РУДН, и в результате наш проректор даже была награждена грамотой Совета глав государств СНГ — это очень высокая и редкая награда.
Здание РУДН. Архивное фото
Ректор РУДН призвал Васильеву снизить "бумажную" нагрузку на преподавателей
Объективно говоря, еще раньше, когда Андрей Александрович Фурсенко возглавлял министерство, началось создание университета Шанхайской организации сотрудничества — УШОС. Было подписано соответствующее соглашение министров образования стран ШОС.
И вот уже около 10 лет действуют Сетевые университеты стран СНГ и ШОС. В них входят ведущие университеты России и других государств: 26 — в СУ СНГ, 80 — в УШОС. В каждой стране создан национальный ректорат Сетевого университета, который отвечает за качество образования по каждой программе. И при огромном желании других университетов присоединиться к этому проекту академической мобильности критерии отбора для большинства претендентов недостижимы. Ежегодно туда добавляется обычно 1-2 вуза. Уже это говорит о требовательности университетов — участников этих Сетевых университетов к тому, чтобы это сотрудничество проходило на высоком уровне, обеспечивающем высокое качество совместных образовательных программ, доверие к результатам этого сотрудничества.
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала