https://sn.ria.ru/20181127/1533391201.html
Волонтеры-наставники: дарить не подарки, а общение
Волонтеры-наставники: дарить не подарки, а общение - Социальный навигатор РИА Новости, 03.03.2020
Волонтеры-наставники: дарить не подарки, а общение
Выпускники детских домов зачастую плохо подготовлены к жизни во взрослом мире: они не знают, как самостоятельно принимать решения, зарабатывать на жизнь, не умеют вести хозяйство. Научить ребенка простым навыкам жизни в обществе и стать для него старшим товарищем и проводником в мире может волонтер-наставник.
2018-11-27T10:00
2018-11-27T10:00
2020-03-03T13:14
школа волонтера
социальное волонтерство - школа волонтера
благотворительный фонд "арифметика добра"
волонтерство в россии
россия
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1533391201.jpg?15333858161583230471
Выпускники детских домов зачастую плохо подготовлены к жизни во взрослом мире: они не знают, как самостоятельно принимать решения, зарабатывать на жизнь, не умеют вести хозяйство. Научить ребенка простым навыкам жизни в обществе и стать для него старшим товарищем и проводником в мире может волонтер-наставник. Кто такие наставники, как и где их готовят — в материале "Года волонтера".Учитель или друг?Как выбирать будущую профессию? Как справляться с трудностями, с которыми мы сталкиваемся в жизни? Что такое дружба и любовь? Вечные вопросы, которые острее всего встают перед человеком в подростковом возрасте. Найти на них ответы непросто, но обычно ребенок в поиске своего пути может опереться на взрослых: посоветоваться с родителями, старшими братьями, сестрами или другими значимыми для него людьми. У детей-сирот, находящихся в стенах детских учреждений, такой возможности нет.Помочь детям, по той или иной причине оставшимся без родителей, в решении важных жизненных проблем может волонтер-наставник. Это не учитель, не воспитатель и не массовик-затейник, а скорее взрослый друг, с которым можно поделиться своими переживаниями и спросить совета.Стать наставником для ребенка из детского дома в России можно, обратившись в один из многих благотворительных фондов, которые организуют программы наставничества: "Наставники" фонда "Арифметика добра", программа организации "Старшие Братья Старшие Сестры", которая поддерживается Фондом президентских грантов, "С уверенностью в будущее" фонда "Искусство, наука и спорт" и другие. Они готовят волонтеров к роли наставников, объясняют, какие сложности могут возникнуть при общении с ребенком, а также помогают паре наставник ‒ ребенок найти общий язык.Зачем становятся наставниками?В наставничество люди приходят по самым разным причинам: это и желание помочь тем, кто в этом нуждается, и интерес попробовать что-то новое. Волонтер организации "Старшие Братья Старшие Сестры" Николай рассказывает, что одним из мотивов стать наставником для него стало желание попробовать себя в роли отца. "Я хотел разобраться, какой я в роли старшего брата, примерить на себя роль отца, может быть, понять, насколько я хорош или плох, насколько я адекватен в этой роли", ‒ рассказывает он.Зачастую наставниками становятся люди, имеющие опыт педагогической деятельности, которые чувствуют в себе желание продолжить работать в этой сфере, но в несколько другом ключе. "Мне интересно с подрастающим поколением, я когда-то работала в высшем учебном заведении и преподавала у студентов. Мне понравилось, и тогда я начала изучать психологию, читала книги по теме психологии взаимодействия с молодежью, и эта наставническая программа меня очень привлекла", ‒ делится наставник Елена.Волонтера фонда "Арифметика добра" Екатерину стать наставником побудила история ее бабушки, выросшей в приемной семье. "На мой взгляд, она могла бы иначе прожить свою жизнь, если бы получила достаточно тепла в раннем детстве", ‒ говорит она.А вы готовы?Быть наставником у ребенка — дело очень ответственное, ведь человек становится для ребенка не только другом, но во многом ролевой моделью, образцом для подражания. И несмотря на то что фонды всегда рады волонтерам, они выдвигают к ним ряд требований. Наставник должен быть человеком достаточно взрослым, психически здоровым, не имеющим судимостей, алкогольной и наркотической зависимостей.Это необходимые, но не единственные условия.Как рассказывает менеджер проекта "Наставники" фонда "Арифметика добра" Артем Меньшов, наставник должен быть профессионально и личностно сформирован, а также быть готовым помочь подростку построить свой путь.С ним согласна и руководитель московского отделения программы "Старшие Братья Старшие Сестры" Александра Горячева: наставник — это зрелый человек, готовый взять на себя ответственность и выдерживать сложности, неизбежные в общении с ребенком, которому за свою жизнь уже пришлось многое пережить.У воспитанников сиротских учреждений есть определенные поведенческие особенности, и человек должен быть готов к тому, что будет справляться с какими-то моментами, может быть, не всегда простыми", ‒ говорит она.Наставничество предполагает долговременное участие в жизни ребенка. Как минимум год, иногда и больше. При этом встречи наставника с ребенком должны быть регулярными. То есть волонтер, решивший стать наставником, должен быть готов к тому, что несколько дней каждый месяц он будет посвящать общению с ребенком.Перед тем как войти в программу, волонтеры заполняют анкету, проходят психологическое тестирование и предоставляют рекомендательные письма. Подготовиться к роли наставника помогает тренинг, на котором участникам рассказывают, как наладить общение с ребенком."Во время тренингов наставники узнают о том, как жизненный опыт детей-сирот отражается на их жизни, почему один подросток может не подпускать к себе никого, а другой может приклеиться к вам", ‒ рассказывает Артем Меньшов об особенностях поведения и отпечатках, которые оставляют на поведении детей опыт проживания в детском доме (иждивенчество, все общее) и получение травмы привязанности.После тренинга психологи программы подбирают пару наставник-ребенок. При этом учитывается множество разных факторов: интересы и потребности ребенка, личностные особенности наставника, а также знания и компетенции, которыми он обладает."У нас, например, есть люди, которые приходят, имея опыт работы с детьми, взаимодействия с детьми, а есть люди, которые опыта этого не имеют вообще, и это совершенно разные будут люди в плане своих компетенций по взаимодействию с детьми", ‒ говорит Александра Горячева. По ее словам, психологи стараются брать во внимание интересы и пожелания как ребенка, так и наставника.Выстроить доверительные отношения с ребенком из детского дома может быть непростой задачей, но наставника всегда может поддержать куратор-психолог, который не только помогает разрешить конфликты, но и вдохновляет, когда это необходимо."Куратор помогает увидеть победы в наставнической паре, даже те которые не связаны с основной целью. Бывает, что наставник через продолжительное время говорит: мы уже столько взаимодействуем, а ничего не меняется, и во время диалога выясняется, что мальчик, который раньше был замкнут, начинает интересоваться, как дела у наставника, через еще какое-то время начинает посещать групповые мероприятия, от которых раньше он прятался", ‒ отмечает Артем Меньшов.Чем может помочь взрослый друг?Детям, которые большую часть жизни провели в детских домах и были лишены возможности набрать необходимый жизненный опыт в семье, может быть нужна помощь в самых разных вопросах — от учебных и бытовых до экзистенциальных: как жить, какие цели перед собой ставить?Как рассказывает наставник "Старших Братьев Старших Сестер" Николай, у них с воспитанником Сашей сложились дружеские отношения. "Чем мы только вместе ни занимаемся! Это и картинг совместный, и батуты, и футбол, просто сидим где-нибудь и общаемся, обсуждаем жизненные устои, ценности. Мы ничего специально не планируем, что его беспокоит, то и обсуждаем", ‒ делится он.Наставник фонда "Арифметика добра" Екатерина рассказывает, что со своим воспитанником они разговаривают о том, как добиться желаемого, например, сколько и кем нужно работать, чтобы купить хорошую машину.Очень хочется верить, что наши рассуждения на темы "как бывает, как этого достичь, если захотеть…" помогут ему в направлении движения", ‒ говорит она.Но все дети разные, и кому-то из них может понадобиться не только жизненный совет, но и, например, помощь в учебе и освоении каких-то простых навыков. Елена в течение года была наставником для Саши, которому поставлен диагноз умственная отсталость. Девушка рассказывает, что они вместе с куратором продумывали круг тем, на которые можно говорить с ребенком, занятия и задания."Несмотря на умственную отсталость, Саша умеет читать, и мы читали книги. Мы стали разбирать небольшие тексты для пересказа. Это могли быть детские рассказы, детские сказки, в пределах 10 предложений для пересказа. Мы старались разобрать текст, ответить на вопросы, понять, что Саша понимает, что нет. Например, какие-то фразы в переносном значении разбирали, дальше пробовали пересказывать этот текст", ‒ делится волонтер.Иногда наставников специально просят помогать детям в обучении. Проект "С уверенностью в будущее" фонда "Искусство, наука и спорт" направлен на профориентацию подростков. Она включает в себя онлайн-вебинары, мастер-классы, тренинги, а также выполнение домашних зданий. Как рассказывает руководитель проекта Карина Фатуллаева, во время прохождения программы у подростков могут возникать сложности в усвоении материала, и здесь большую поддержку им могут оказать наставники."Если ребята во время вебинара не понимают, о чем говорит лектор, у них появляется отторжение. Если появляются вопросы, то кураторы и наставники им помогают понять и усвоить материал", ‒ говорит Карина.Больше, чем наставничествоЗа время общения у наставника и его воспитанника могут сложиться теплые дружеские отношения, выходящие за рамки волонтерской помощи.Иногда бывает, что поучаствовав несколько лет в программе, наставник и ребенок официально из программы выходят, но их общение все равно продолжается. Оно просто уже требует какого-то сопровождения с нашей стороны, но это переходит в дружбу, в неформальное общение. Есть случаи, когда наставники и дети, выпускники уже, дружат семьями", ‒ рассказывает Александра Горячева.Как и многие другие направления волонтерства, наставничество дает ощущение собственной нужности и, конечно, знания и опыт."У меня пока нет своих собственных детей, но тем не менее я уже знаю, как нужно собраться, чтобы сводить ребенка в музей, как ответить на тот или иной вопрос. Так что это тоже великолепная возможность получить жизненный опыт", ‒ говорит наставник Елена.Наставничество — школа жизни. Но не только для ребенка, который учится у старшего, но и для наставника, который получает возможность открыть для себя много нового."Общение с ребенком мне лично дает позитивные эмоции, мы много смеемся, я о многом задумываюсь и личностно расту", ‒ рассказывает наставник Екатерина.Беседовала Мария МалиновскаяЕсли у вас есть истории о социальных волонтерах, присылайте их в нашу редакцию на электронную почту sn@rian.ru.
https://sn.ria.ru/20180531/1521777095.html
https://sn.ria.ru/20181004/1529782554.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
социальное волонтерство - школа волонтера, благотворительный фонд "арифметика добра", волонтерство в россии, россия
Школа волонтера, Социальное волонтерство - Школа волонтера, Благотворительный фонд "Арифметика добра", Волонтерство в России, Россия
Выпускники детских домов зачастую плохо подготовлены к жизни во взрослом мире: они не знают, как самостоятельно принимать решения, зарабатывать на жизнь, не умеют вести хозяйство. Научить ребенка простым навыкам жизни в обществе и стать для него старшим товарищем и проводником в мире может волонтер-наставник. Кто такие наставники, как и где их готовят — в материале "Года волонтера".
Как выбирать будущую профессию? Как справляться с трудностями, с которыми мы сталкиваемся в жизни? Что такое дружба и любовь? Вечные вопросы, которые острее всего встают перед человеком в подростковом возрасте. Найти на них ответы непросто, но обычно ребенок в поиске своего пути может опереться на взрослых: посоветоваться с родителями, старшими братьями, сестрами или другими значимыми для него людьми. У детей-сирот, находящихся в стенах детских учреждений, такой возможности нет.
Помочь детям, по той или иной причине оставшимся без родителей, в решении важных жизненных проблем может волонтер-наставник. Это не учитель, не воспитатель и не массовик-затейник, а скорее взрослый друг, с которым можно поделиться своими переживаниями и спросить совета.
Стать наставником для ребенка из детского дома в России можно, обратившись в один из многих благотворительных фондов, которые организуют программы наставничества: "Наставники" фонда "Арифметика добра", программа организации "Старшие Братья Старшие Сестры", которая поддерживается Фондом президентских грантов, "С уверенностью в будущее" фонда "Искусство, наука и спорт" и другие. Они готовят волонтеров к роли наставников, объясняют, какие сложности могут возникнуть при общении с ребенком, а также помогают паре наставник ‒ ребенок найти общий язык.
Зачем становятся наставниками?
В наставничество люди приходят по самым разным причинам: это и желание помочь тем, кто в этом нуждается, и интерес попробовать что-то новое. Волонтер организации "Старшие Братья Старшие Сестры" Николай рассказывает, что одним из мотивов стать наставником для него стало желание попробовать себя в роли отца. "Я хотел разобраться, какой я в роли старшего брата, примерить на себя роль отца, может быть, понять, насколько я хорош или плох, насколько я адекватен в этой роли", ‒ рассказывает он.
Зачастую наставниками становятся люди, имеющие опыт педагогической деятельности, которые чувствуют в себе желание продолжить работать в этой сфере, но в несколько другом ключе. "Мне интересно с подрастающим поколением, я когда-то работала в высшем учебном заведении и преподавала у студентов. Мне понравилось, и тогда я начала изучать психологию, читала книги по теме психологии взаимодействия с молодежью, и эта наставническая программа меня очень привлекла", ‒ делится наставник Елена.
Волонтера фонда "Арифметика добра" Екатерину стать наставником побудила история ее бабушки, выросшей в приемной семье. "На мой взгляд, она могла бы иначе прожить свою жизнь, если бы получила достаточно тепла в раннем детстве", ‒ говорит она.
Быть наставником у ребенка — дело очень ответственное, ведь человек становится для ребенка не только другом, но во многом ролевой моделью, образцом для подражания. И несмотря на то что фонды всегда рады волонтерам, они выдвигают к ним ряд требований. Наставник должен быть человеком достаточно взрослым, психически здоровым, не имеющим судимостей, алкогольной и наркотической зависимостей.
Это необходимые, но не единственные условия.
Как рассказывает менеджер проекта "Наставники" фонда "Арифметика добра" Артем Меньшов, наставник должен быть профессионально и личностно сформирован, а также быть готовым помочь подростку построить свой путь.
С ним согласна и руководитель московского отделения программы "Старшие Братья Старшие Сестры" Александра Горячева: наставник — это зрелый человек, готовый взять на себя ответственность и выдерживать сложности, неизбежные в общении с ребенком, которому за свою жизнь уже пришлось многое пережить.
«
У воспитанников сиротских учреждений есть определенные поведенческие особенности, и человек должен быть готов к тому, что будет справляться с какими-то моментами, может быть, не всегда простыми", ‒ говорит она.
Наставничество предполагает долговременное участие в жизни ребенка. Как минимум год, иногда и больше. При этом встречи наставника с ребенком должны быть регулярными. То есть волонтер, решивший стать наставником, должен быть готов к тому, что несколько дней каждый месяц он будет посвящать общению с ребенком.
Перед тем как войти в программу, волонтеры заполняют анкету, проходят психологическое тестирование и предоставляют рекомендательные письма. Подготовиться к роли наставника помогает тренинг, на котором участникам рассказывают, как наладить общение с ребенком.
"Во время тренингов наставники узнают о том, как жизненный опыт детей-сирот отражается на их жизни, почему один подросток может не подпускать к себе никого, а другой может приклеиться к вам", ‒ рассказывает Артем Меньшов об особенностях поведения и отпечатках, которые оставляют на поведении детей опыт проживания в детском доме (иждивенчество, все общее) и получение травмы привязанности.
После тренинга психологи программы подбирают пару наставник-ребенок. При этом учитывается множество разных факторов: интересы и потребности ребенка, личностные особенности наставника, а также знания и компетенции, которыми он обладает.
"У нас, например, есть люди, которые приходят, имея опыт работы с детьми, взаимодействия с детьми, а есть люди, которые опыта этого не имеют вообще, и это совершенно разные будут люди в плане своих компетенций по взаимодействию с детьми", ‒ говорит Александра Горячева. По ее словам, психологи стараются брать во внимание интересы и пожелания как ребенка, так и наставника.
Выстроить доверительные отношения с ребенком из детского дома может быть непростой задачей, но наставника всегда может поддержать куратор-психолог, который не только помогает разрешить конфликты, но и вдохновляет, когда это необходимо.
"Куратор помогает увидеть победы в наставнической паре, даже те которые не связаны с основной целью. Бывает, что наставник через продолжительное время говорит: мы уже столько взаимодействуем, а ничего не меняется, и во время диалога выясняется, что мальчик, который раньше был замкнут, начинает интересоваться, как дела у наставника, через еще какое-то время начинает посещать групповые мероприятия, от которых раньше он прятался", ‒ отмечает Артем Меньшов.
Чем может помочь взрослый друг?
Детям, которые большую часть жизни провели в детских домах и были лишены возможности набрать необходимый жизненный опыт в семье, может быть нужна помощь в самых разных вопросах — от учебных и бытовых до экзистенциальных: как жить, какие цели перед собой ставить?
Как рассказывает наставник "Старших Братьев Старших Сестер" Николай, у них с воспитанником Сашей сложились дружеские отношения. "Чем мы только вместе ни занимаемся! Это и картинг совместный, и батуты, и футбол, просто сидим где-нибудь и общаемся, обсуждаем жизненные устои, ценности. Мы ничего специально не планируем, что его беспокоит, то и обсуждаем", ‒ делится он.
Наставник фонда "Арифметика добра" Екатерина рассказывает, что со своим воспитанником они разговаривают о том, как добиться желаемого, например, сколько и кем нужно работать, чтобы купить хорошую машину.
«
Очень хочется верить, что наши рассуждения на темы "как бывает, как этого достичь, если захотеть…" помогут ему в направлении движения", ‒ говорит она.
Но все дети разные, и кому-то из них может понадобиться не только жизненный совет, но и, например, помощь в учебе и освоении каких-то простых навыков. Елена в течение года была наставником для Саши, которому поставлен диагноз умственная отсталость. Девушка рассказывает, что они вместе с куратором продумывали круг тем, на которые можно говорить с ребенком, занятия и задания.
"Несмотря на умственную отсталость, Саша умеет читать, и мы читали книги. Мы стали разбирать небольшие тексты для пересказа. Это могли быть детские рассказы, детские сказки, в пределах 10 предложений для пересказа. Мы старались разобрать текст, ответить на вопросы, понять, что Саша понимает, что нет. Например, какие-то фразы в переносном значении разбирали, дальше пробовали пересказывать этот текст", ‒ делится волонтер.
Иногда наставников специально просят помогать детям в обучении. Проект "С уверенностью в будущее" фонда "Искусство, наука и спорт" направлен на профориентацию подростков. Она включает в себя онлайн-вебинары, мастер-классы, тренинги, а также выполнение домашних зданий. Как рассказывает руководитель проекта Карина Фатуллаева, во время прохождения программы у подростков могут возникать сложности в усвоении материала, и здесь большую поддержку им могут оказать наставники.
"Если ребята во время вебинара не понимают, о чем говорит лектор, у них появляется отторжение. Если появляются вопросы, то кураторы и наставники им помогают понять и усвоить материал", ‒ говорит Карина.
Больше, чем наставничество
За время общения у наставника и его воспитанника могут сложиться теплые дружеские отношения, выходящие за рамки волонтерской помощи.
«
Иногда бывает, что поучаствовав несколько лет в программе, наставник и ребенок официально из программы выходят, но их общение все равно продолжается. Оно просто уже требует какого-то сопровождения с нашей стороны, но это переходит в дружбу, в неформальное общение. Есть случаи, когда наставники и дети, выпускники уже, дружат семьями", ‒ рассказывает Александра Горячева.
Как и многие другие направления волонтерства, наставничество дает ощущение собственной нужности и, конечно, знания и опыт.
"У меня пока нет своих собственных детей, но тем не менее я уже знаю, как нужно собраться, чтобы сводить ребенка в музей, как ответить на тот или иной вопрос. Так что это тоже великолепная возможность получить жизненный опыт", ‒ говорит наставник Елена.
Наставничество — школа жизни. Но не только для ребенка, который учится у старшего, но и для наставника, который получает возможность открыть для себя много нового.
"Общение с ребенком мне лично дает позитивные эмоции, мы много смеемся, я о многом задумываюсь и личностно расту", ‒ рассказывает наставник Екатерина.
Беседовала Мария Малиновская
«
Если у вас есть истории о социальных волонтерах, присылайте их в нашу редакцию на электронную почту sn@rian.ru.