Каким должен быть учитель ХХI века, если вокруг все меняется со скоростью света? Как совмещать работу и хобби? Ежедневная мотивация или смысл всей жизни? Об этом артековцы из медиаотряда детского лагеря "Лесной" поговорили с Ильей Сергеевичем Демаковым – победителем в конкурсе "Учитель года 2017".
- Каким, по вашему мнению, должен быть учитель ХХI века?
— Ключевой навык учителя, который нас спасет, это навык живого человеческого общения, потому что никакая цифровая среда, никакой робот из Московского технологического института не умеет по-человечески общаться. Учитель ХХI века – это тот преподаватель, который умеет говорить с ребенком.
- При ваших знаниях и опыте в разных образовательных сферах, хотели бы вы работать кем-то еще, кроме, как простым учителем в гимназии?
- Вы являетесь организатором и координатором большого количества молодежных и детских движений в сфере образования. Что является для вас ежедневной мотивацией, и в чем вы находите вдохновение?
— Вся мотивация в цели. Если мы понимаем, зачем что-то делаем, это и есть основная мотивация. Я с ребятами занимаюсь несколькими активностями, например, театр на немецком языке. Такие вещи важны, как так это история про коммуникацию. Почему это здорово? Самый главный навык ХХI века — это коммуникация. Прежде всего, надо уметь договариваться. Человек без коллектива не сможет изготовить продукт. Нужно уметь работать в команде, получать от других и давать самому информацию. И нужно, чтобы время от времени в обычной школе тоже были такие активности, где можно свободно общаться. Не об учебе, а по поводу еще чего-нибудь приятного. И все, что мы делаем с коллегами, это история про общение.
-Какие качества позволили вам добиться таких высот и стать учителем года 2017?
— Знаете, любой конкурс — это "спорт высоких достижений". То есть, большинству людей достаточно фитнеса, чтобы чувствовать себя хорошо, а некоторым хочется обязательно брать барьеры на стадионе. Я бы не сказал, что конкурс — универсальное достижение. Даже внутри учительской среды это совершенно не потолок профессионального роста. Когда мы побеждаем, это не значит, что мы самые лучшие. Мы молодцы, однозначно.
Победитель конкурса — сильный человек. Но важно понимать, что победитель он с этим составом участников, жюри и в этот конкретный момент. Поэтому стоит понимать, что никакая победа не показывает наше преимущество над окружающими, а лишь показывает нашу внутреннюю силу.
— Я бы дал общий совет и школьникам, и родителям, и учителям. Важно помнить, что любой учебный год принадлежит не нам, а детям. Есть такая поговорка: "Растёт на радость маме". Ничего подобного. Ребенок родился и растет потому, что он просто есть, он самостоятельная единица мира, в котором он живет. Поэтому все, что мы делаем, должно отталкиваться от ваших желаний, понятий. Просто в нужный момент ребенка надо корректировать. Правда, ориентироваться нужно на то, что вы хотите, ведь каждый из нас проживает свою уникальную жизнь. Поэтому совет такой: помнить, что наша жизнь складывается из того, что мы делаем. А значит, это должно быть осознанно и приносить удовольствие.