Волонтеры, занимающиеся поисками пропавших взрослых или детей, как один повторяют одну мантру: главный фактор успеха поиска — наличие и распространение информации. Участник окружного форума добровольцев Приволжского и Южного федеральных округов, который проходит в Саратове 23-26 апреля, руководитель добровольческого поискового отряда "Лиза Алерт" Константин Костырин рассказал, почему так важно иметь как можно больше сведений о пропавшем, кого искать сложнее всего и о чем обязательно нужно говорить со своими детьми.
"С 2012 года, еще из Саратова, я стал активно следить за деятельностью "Лиза Алерт" в Москве, — рассказывает Константин. — Меня впечатлил масштаб проекта добровольческой организации, не смог усидеть, поехал в Москву и включился в работу сам".
Потом будущий руководитель поискового отряда "Лиза Алерт" Константин Костырин вернулся в родной Саратов и начал собирать свою команду.
— Что запомнилось из практики больше всего?
— Был случай из разряда чудес: парень нашелся через два года. Была потеря памяти, оказался в другой части нашей необъятной родины. Я ездил убедиться, что это именно он, перед тем, как сообщить родителям.
А вообще запоминается, когда человека нашел именно ты. Дело коллективное, работает сразу много людей, и успех зависит от совокупности факторов.
Но когда сам первым видишь того, кого ищем, — это не забывается. В Саратове я находил дедушек, в Москве вытаскивал грибников.
В памяти остаются и резонансные поиски маленьких детей. Как правило, такие истории собирают очень много людей и держат всех на сильных эмоциях до самого финала. Хорошо, если он позитивный.
— Кого сложнее искать в городе?
— Тяжелее искать детей, конечно. С бабушками и дедушками есть отработанные схемы, и мы процентов на 70 можем предугадать их передвижение, зная что-то об их жизни.
С действительно потерявшимися маленькими детьми очень трудно морально — понимаешь, что каждый час это вопрос жизни и смерти.
Потерявшиеся в природной среде дети могут прожить несколько дней или несколько часов — зависит от места, погоды, одежды, возраста. В прошлом году мальчишку на пятый день нашли, слава богу, живым.
— То есть все-таки информация — главный фактор?
— Хороший опыт есть у ‘AMBER Alert'. Эта волонтерская организация с государственной поддержкой существует уже лет 30, наверное. В районе, где пропал ребенок (особенно если есть подозрение о похищении), сразу всем на телефон приходят оповещения в особом формате, работающем, даже если у телефона выключен звук. Сообщения постоянно выходят по телевизору, на радио, фото ребенка появляется на рекламных щитах.
Это еще и психологическое давление на похитителя. Очень эффективно.
В Саратове у нас был случай похищения, когда мы очень широко распространяли информацию и ребенка отпустили. То есть это работает.
Гораздо больше шансов найти человека, если подключаются все — СМИ, телефонные компании, рекламные агентства с местами наружной рекламы… чем больше, тем лучше.
— Каких людей вы ждете у себя в организации?
— Людей на основные задачи — да, но лишних у нас не бывает.
Больше всего нужны люди для работы с информацией — репосты в соцсетях, прозвоны. Это 90 процентов нашей работы. И делать ее может любой человек. У нас работают несколько инвалидов-колясочников, люди с другими физическими ограничениями. Информация — наше все.
Мы не пошлем человека без спецподготовки в лес или в колодец. Большая часть работы, повторюсь, — распространение информации и опрос, патрулирование улиц.
— О чем поговорить с ребенком, чтобы он не потерялся или его проще было бы найти?
— Периодически проговаривайте с ребенком ситуацию: ты потерялся в торговом центре, в городе, в толпе. Никуда бежать не нужно. Стой на месте, так родители найдут тебя быстрее.
Если страшно стоять одному, можно обратиться к милиционеру или к женщине с детьми (наименьший риск), сказать: я потерялся, постойте со мной.
С определенного возраста ребенок должен знать как зовут родителей и свой адрес.
Мы проводим для родителей специальные школы. Недавно провели всероссийскую акцию по 12 регионам "Родительское собрание Лизы Алерт".
Учитесь не теряться, друзья!
Если у вас есть истории о социальных волонтерах, присылайте их в нашу редакцию на электронную почту sn@rian.ru.