МОСКВА, 22 дек — РИА Новости. Пресс-конференция, посвященная текущим результатам реализации приоритетного проекта в области образования "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", состоялась в четверг, 21 декабря в МИА "Россия сегодня".
Мы живем в мире, завтрашний облик которого определяет зачастую не реальность, а ее цифровая копия. Это означает, что процесс образования тоже должен стать цифровым, отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев.
В условиях жесткого образовательного процесса сложно научиться принимать решения, строить себя и свою образовательную программу. В то же время, по его словам, "цифровой мир позволяет выстроить, говоря официальным языком, индивидуальные образовательные траектории".
В эти дни идет апробация интернет-портала, объединяющего 11 онлайн-платформ и более 200 онлайн-курсов. Доступ к ним организован по принципу "одного окна" по адресу online.edu.ru.
Это означает, что обучающийся по ним гражданин в дальнейшем станет специалистом. Будет водить поезда, оперировать, создавать высокотехнологичную технику. При этом навыки и знания, полученные на электронной платформе, будут зачтены студентам в том университете, где они занимаются.
Он пояснил, что Минобрнауки России вместе с коллегами из ведущих университетов "провело громадную работу, чтобы создать необходимую для этого нормативную базу". Есть и другие образовательные ресурсы – в России, в мире. По домоводству, о полетах на Марс, например. "Но эта история в корне другая", – акцентировал он.
Отвечая на вопрос о суммарной стоимости проекта, чиновник сказал, что в данный момент из заложенных в смете 900 млн рублей выделено сроком примерно на полтора года 400 млн рублей. "Цифры очень скромные, они есть в Интернете", – добавил он.
Для Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" проект "Современная цифровая образовательная среда в РФ" начался в 2015 году. В числе восьми ведущих университетов вуз учреждал Национальную платформу открытого образования.
"Тогда мы и начали работу по подготовке лучших курсов, чтобы предложить их студентам – не только российским", – рассказала ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова.
"Мы осознанно пошли на этот шаг, хотя не все члены профессорско-преподавательского коллектива разделяют эту идею", – сказала она, пояснив, что "одни люди привержены традициям, а другие не боятся нового, идут вперед".
Изучая, почему студенты мало и неохотно используют онлайн-курсы, в Томске пришли к выводу, что они зачастую просто не ведают об их существовании. "Во-вторых, не знают, что могут подойти к преподавателю с сертификатом и перезачесть свои результаты. А в-третьих, недостаточно мотивированы", – рассказала директор Института дистанционного образования Томского государственного университета Галина Можаева.
В вузе создан один из 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. В течение трех лет разработано 45 открытых онлайн-курсов (массовых открытых онлайн-курсов, МООK), представленных, в том числе, на Национальной платформе открытого образования.
Спикер выразила мнение, что качественных онлайн-курсов, которые сосредоточены в одном окне, не должно быть очень много. "Далеко не каждый преподаватель должен стать автором такого курса, но каждый должен их использовать", – заявила она. В этой связи для тех из них, кто обладает харизмой и уникальными знаниями, в центре проводят предварительную оценку потенциала путем анкетирования, помогают наметить сценарий будущего электронного продукта.
Но гораздо больше среди педагогов таких, кто приходит учиться интеграции онлайн-курсов в обычные учебные планы. При этом многих сковывает страх, что появление онлайн-курсов грозит им увольнением.
"Это один из мифов, которые я слышу больше двадцати лет. На деле работы прибавляется: преподаватель перестает быть ментором, который полтора часа что-то вещает, становится тьютором", – заключила спикер.