МОСКВА, 18 дек — РИА Новости, Ирина Халецкая. Восемнадцать золотых, 14 серебряных и шесть бронзовых медалей привезли российские школьники с международных олимпиад по общеобразовательным дисциплинам в 2017 году. Физика, химия, информатика, астрономия — это неполный список направлений, где наши стали лучшими. В конце года одаренные дети из разных регионов съехались в Москву на встречу с министром образования и науки Ольгой Васильевой. Что они думают о нынешней системе образования, к чему стремятся и как их учат в школе — в материале РИА Новости.
Программист из Челябинска
Денис Шпаковский из Челябинска надевает увесистую серебряную медаль и немного грустит. Чтобы стать победителем олимпиады по информатике (International Olympiad in Informatics — IOI) в Тегеране, ему не хватило совсем чуть-чуть.
"Олимпиада проходила в два тура. Из-за технической ошибки в конце второго этапа ее продлили на 15 минут, потом — еще на 15. Сначала я был в числе золотых медалистов, обрадовался. А потом меня обогнали, в итоге я стал серебряным призером. Конечно, расстроился, но потом подумал, что цвет медали не так важен, главное — я попал в тройку лидеров, а значит, будет все-таки еще одна возможность поучаствовать", — рассказывает школьник.
Денис учится в 11-м классе, на носу экзамены. Увлеченность компьютерами, говорит он, — с детства, а началось все с игр. "Мама, наверное, была не очень этому рада: хотела, чтобы больше на свежем воздухе гулял, книжки читал. После пятого класса я перешел в лицей, там ходил в разные кружки. Именно информатика, но уже серьезная, меня привлекла", — вспоминает он.
Больше всего Денису нравится программирование. Он лелеет надежду поступить в престижный вуз, закончить его и устроиться на работу в хорошую компанию. Планы наполеоновские: "В последнее время я вдохновляюсь историями различных стартапов, которые создали небольшие команды. Они смогли дать жизнь своим идеям. Возможно, я тоже придумаю что-то интересное".
В апреле Денис Шпаковский стал абсолютным победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в университете Иннополис в Татарстане, что позволило ему войти в сборную России и выступить в Тегеране. По количеству золотых медалей команда России разделила первое место с национальными сборными Китая и США.
Лицей №31, в котором учится Денис, — один из лучших в России по результатам ЕГЭ. Средний балл по информатике — 94, по математике — почти 97. Единый государственный экзамен по этим дисциплинам сдают практически все школьники, чтобы поступить в профильные вузы. Восемьдесят процентов выпускников поступают в ведущие университеты на бюджетные отделения.
Учитель информатики Татьяна Погодина считает, что залог такого успеха заключается в тщательном подборе кадров. В штате — заслуженные учителя России, также с детьми на бесплатной основе занимаются и приглашенные специалисты. Важный момент: внештатные наставники — самые успешные выпускники этого лицея.
Мать школьника Елена Шпаковская приехала в Москву вместе с сыном. "В начальных классах Денис занимался пением и рисованием, ходил на самбо. Потом открыл для себя информатику в одном из кружков в лицее — и понеслось", — рассказывает Елена.
Она не против увлечения сына, тем более когда есть такие успехи. По мнению Елены, современная школа не занимается воспитанием, как это было раньше, только оказывает образовательные услуги. Поэтому занятость детей — целиком и полностью забота родителей, убеждена она.
Астроном-гитарист из Подмосковья
Одиннадцатиклассник Даниил Долгов из гимназии №1 в Жуковском завоевал золотую медаль на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике в Таиланде. В ней участвовали ученики из 45 стран. Испытания проходили в три тура: теоретический, аналитический и наблюдательный. Российские школьники завоевали одну золотую, две серебряные и две бронзовые награды.
Даниила сложно назвать зубрилой. Несмотря на то что большую часть времени он проводит за изучением астрономии, школьник успевает активно общаться со сверстниками — во время нашего разговора мобильный телефон не умолкал. Он любит играть на гитаре, даже отрастил длинные волосы, чтобы выглядеть как настоящий рокер, а также состоит в городской футбольной команде "Метеор".
Школьник признается, что всегда ждет поездок на сборы и олимпиады: "Каждый раз я знакомлюсь с ребятами не только из других регионов России, но и из других стран. Где бы мне еще довелось такое испытать?"
В основном Даниил черпает знания на занятиях в школьном кружке. Этого, утверждает он, достаточно. Кроме того, ученики постарше делятся своими наработками — так заведено.
В школе, где учится Даниил, нам рассказали, что это уже не первая его награда. В прошлом году он участвовал в Международной астрономической олимпиаде в Казани, где также получил золотую медаль. А в планах на ближайшее будущее — Международная олимпиада по астрономии и астрофизике, в которой примут участие 238 участников из 42 стран.
Несмотря на то что учиться Даниил любит, в школьном образовании есть моменты, которые он бы изменил.
"Вот я люблю астрономию и хочу связать с ней жизнь. Я бы хотел ей больше всего внимания уделять, а на другие предметы, которые, не спорю, нужны и важны, тратил бы меньше времени. Но так нельзя, образовательная программа — для всех", — отмечает медалист.
"Мне бы хотелось, чтобы больше делали упор на изучение нового, а то, выходит, школа в 10-11-х классах нас готовит только к тому, чтобы хорошо сдать экзамены. А на самом деле знания нужны для жизни", — рассуждает он.
На встречу к министру образования Даниил приехал со своим наставником Михаилом Кузнецовым, руководителем астрономического кружка гимназии № 1. Преподаватель гордится учениками: в этом году сборная выступила отлично — лучший результат за всю историю российской команды.
Сейчас у Кузнецова около сотни учеников, в том числе из других школ.
Таланты из Вологды
Сразу два десятиклассника из Вологды — Елисей Судаков и Михаил Матвеев — вошли в число победителей XIV Международной естественно-научной олимпиады юниоров по физике, химии и биологии (International Junior Science Olympiad — IJSO), которая проходила в Нидерландах. Оба школьника получили золотые медали в личном зачете и золото по результатам командного экспериментального тура.
"Ученые, быть может, не всегда хорошо зарабатывают, но применение себе можно найти и в частных компаниях, которые занимаются разработками проектов. Там хорошие зарплаты", — прикидывает школьник.
До выпускных экзаменов Елисею еще год, однако он уже переживает, что нужно будет переезжать в Москву. "Нехорошо, наверное, уезжать из города, но в Вологде учиться совсем негде, низкий уровень образования, к сожалению. Пока мне в лицее знаний дают достаточно, а как дальше развиваться?" — задается вопросом он.
Школьник шутит, что времена, когда над "ботаниками" издевались, давно прошли. Сейчас, уверен парень, ум и знания ценят, даже девочкам это больше нравится. Тем не менее Елисей признается, что на всякий случай никому лишний раз не рассказывает о победах на олимпиадах, чтобы не посмеивались.
Его одноклассник Михаил изначально стал заниматься физикой для себя, а потом, когда учителя увидели, что у него большой потенциал, начали отправлять на олимпиады.
Большую часть времени Михаил посвящает решению олимпиадных задач, а школьные щелкает как орешки.
Для вологодского лицея, где учатся парни, участие школьников в олимпиадах — систематическая работа. Ученики ездят туда каждый год и стабильно привозят медали. Директор учебного заведения Андрей Платонов объясняет: таких успехов удалось добиться после того, как в течение нескольких лет в лицей пришли заслуженные учителя России, некоторые из них — кандидаты наук. Они разработали собственные методики обучения, опираясь на многолетний опыт.