В ходе III Международной конференции "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение", проходившей 7 – 9 сентября в рамках столичного форума "Город образования", корреспондент РИА Новости поговорил с директором Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли.
– Анне, расскажите об ассоциации. Для чего она создавалась?
– Мы представляем собой международное объединение национальных исследовательских институтов, правительственных исследовательских агентств, ученых и аналитиков, работающих над изучением и улучшением качества образования во всем мире. Но важно, что мы не даем советов и не разрабатываем решений. Миссия ассоциации сводится к проведению сравнительных исследований в области результатов обучения и размещению этих данных в открытом доступе.
– Кто учредил ассоциацию?
– Сколько государств уже вступило в "клуб" IEA?
– В данный момент их число приблизилось к 70. Но возможно в скором будущем оно значительно пополнится. Среди участников ассоциации – большинство стран Европы, Азии, несколько государств Латинской Америки. Плюс США, Канада, Россия.
– Учредили вас частные лица. А кто финансирует?
– Сразу хочу уточнить: мы некоммерческая организация, живущая "вскладчину", за счет взносов участников. Схема проста. Каждая страна-член нашей ассоциации вносит относительно небольшую сумму, что-то в районе от 10 до 15 тыс. евро в год, в общий бюджет. Эти деньги направляются на повседневные административные нужды организации.
Кроме того, дополнительный взнос делают члены IEA, выразившие пожелание участвовать в том или ином конкретном проекте. Международная часть нашей деятельности именно из этих денег и оплачивается.
– А какие исследования вызывают наибольший интерес у стран-участников ассоциации?
– К примеру, мы трижды за последние годы проводили TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) в четвертых и восьмых классах. Сейчас заканчивается очень интересное исследование ICCS – международный срез качества граждановедческого образования 14-летних школьников. Его результаты будут обнародованы 7 ноября.
Специально для развивающихся стран подготовлен проект LANA, где рассматриваются вопросы грамотности. Его результаты, полагаю, будут чрезвычайно поучительны и любопытны.
– Обращалась ли Россия в ассоциацию с инициативой о проведении тех или иных исследований на своей территории?
– Нет, ведь у нас в принципе иной механизм взаимодействия со странами-партнерами. О старте того или иного проекта сообщает сама ассоциация, предлагая темы исследования. После чего государства к нему подключаются.
– Сенсационное исследование российских социологов в 109 вузах выявило, что большинство учащихся "хотят все получить и ни за что не отвечать". Такая установка в сочетании со страхом перед стихиями рынка вызвали тревогу у наших экспертов. Молодые люди в Норвегии, где вы родились, тоже подвержены болезни потребительства?
– Экзамен, аналогичный нашему ЕГЭ или ОГЭ-9, проводится в Норвегии?
– Да, наши старшеклассники сдают два обязательных национальных экзамена. Сначала после десятого класса они пишут математику, либо родной язык, либо английский. А затем, после 13-го класса, демонстрируют знания по норвежскому языку или одной из профильных дисциплин – физике, математике, истории. Что конкретно они предпочтут, зависит от специализации. Это их личный выбор.
Оценки, полученные в ходе испытаний, заносятся в выпускной аттестат. К ним прибавляют текущие оценки по предметам и получают балл, с которым уже можно поступать в университет.
– А каково соотношение между теми учениками, кто продолжает учиться в "хай мидл скул" и теми, кто уходит на производство после 10 класса?
– Из так называемого "нижнего среднего" на ступень "верхнего среднего образования" переходят практически все ученики. А если покидают школу, то после 12-го класса. Это, как правило, те, кто выбрал "профессиональный трэк". Их примерно 25-30%. Но уходят и те, кто устал от учебы, по семейным и другим обстоятельствам.
В то же время многие юноши, обзаведясь реальным жизненным опытом, возвращаются за парту, чтобы завершить курс обучения. Как бы то ни было, но три последних года в школе – это для них не обязательство, а право.
Международная конференция, посвященная вопросам оценки качества образования, проводится в Москве по инициативе Рособрнадзора в третий раз. Темой первой конференции 2015 года стала "Эволюция оценки качества образования", в ходе нее участники обсудили глобальные тенденции и основные вызовы, стоящие перед мировым сообществом в этой области.
Вторая конференция, прошедшая в 2016 году, "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы", была посвящена практическим вопросам использования результатов оценки качества образования для развития школ и системы подготовки педагогических кадров.
Тема третьей международной конференции в сентябре этого года – "Образование с высокими возможностями для каждого: международный опыт, оценка, внедрение". Ее участники поделились своим управленческим опытом в сфере школьного образования и обсудили лучшие практики, позволяющие добиться высоких образовательных результатов, создание современного образовательного пространства. Участие в конференции приняли эксперты из России и 13 зарубежных стран.