Где научиться хохломской росписи, мстерской лаковой миниатюре и вологодскому кружеву? Как в сфере народных художественных промыслов аккуратно совместить корневую культуру и бизнес? Получат ли традиционные русские промыслы "второе дыхание"? Об этом и многом другом накануне Дня России рассказала РИА Новости исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова.
‒ Ирина Вадимовна, что сейчас происходит в сфере народных художественных промыслов? Они вообще живы?
‒ Они живы и остаются все такими же яркими, красивыми и значимыми в нашей национальной культуре. Однако о расцвете и избыточном государственном внимании к ним пока говорить не приходится.
Сфера НХП включает в себя около 250 предприятий из 60 регионов России, правда традиционные промыслы производят всего 60 предприятий. В стратегии развития отрасли до 2020 года прописано, что "существенной проблемой является нехватка специалистов как художественных, так и рабочих специальностей, что обусловлено, в первую очередь, низкой оплатой труда". Отсутствие или нехватку кадров отмечают почти 40 процентов предприятий отрасли.
Подготовка кадров по направлению "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" в рамках среднего профессионального образования и высшего образования осуществляется во многих регионах в более 100 образовательных организациях.
‒ Выходит, что выпускников ста вузов и колледжей не хватает для того, чтобы покрыть кадровые нужды этой сферы. Кого именно не хватает? В каком объеме?
Более того, обучение в рамках укрупненной группы специальности "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" не позволяет идентифицировать количество и качество подготовки выпускников, которые специализируются именно на народных художественных промыслах. К сожалению, сегодня мы находимся "в серой информационной зоне".
В связи с этим Национальный фонд подготовки кадров подготовил опрос по предприятиям: кто им нужен, в каком объеме, с кем эти предприятия работают, какие компетенции требуются, каких программ основного образования или ДПО им не хватает. Опрос был согласован с Минпромторгом России, поскольку именно этот орган федеральной исполнительной власти курирует сферу НХП.
Эта отрасль очень сложная, но довольно четко очерченная. Согласно закону о НХП, традиционными НХП считаются только те, которые привязаны к местам их бытования и имеют столетнюю традицию. То есть, если похожий рисунок и похожее стилистическое решение будет реализовано в другом месте, это не будет считаться традиционным продуктом НХП. Все самые известные промыслы – хохлома, гжель, палех, холуй, тагильская роспись и др. – привязаны к определенным местам. Именно там расположены производства, а значит, там должны быть и соответствующие образовательные центры.
‒ По факту они там есть?
‒ Как правило, речь идет об очень небольших городках или даже поселениях. Иметь там современную образовательную организацию, которая бы с хорошим конкурсом набирала толковых студентов, сложно. Конечно, на самих предприятиях есть система наставничества, но ребята, получив профессиональные навыки, остаются без диплома. А молодым людям сейчас все-таки важно иметь на руках диплом о профессиональном образовании.
Иная ситуация в Мстере, где расписывается знаменитая лаковая миниатюра. Высшая школа народного искусства, которая готовит специалистов в сфере НХП по программам высшего образования, поддерживает в своей структуре профильные колледжи в местах бытования конкретных промыслов. Мстера ‒ как раз одна из таких точек.
Эта образовательная организация произвела на меня сильное впечатление. В маленьком городе, где нет ничего особенного, на программе СПО обучается более 70 человек. Отличное здание, современный ремонт, превосходные условия для творчества и занятий лаковой миниатюрой. Здесь восстановлены секреты производства папье-маше, чтобы делать традиционные шкатулки.
Студенты выигрывают международные конкурсы. Для них очень важно, что они могут на месте продолжить обучение после колледжа в вузе, аспирантуре.
Вообще эти ребята в Мстере не производят впечатления провинциалов. У меня было ощущение, что они приехали сюда из креативных бюро Москвы. Я спросила их: "Научитесь здесь и уедете в большие города?". Ответ меня искренне удивил: "Нет! Мы хотим здесь остаться, у нас здесь родители, нам здесь нравится, свои мастерские откроем, семьи создадим, у нас здесь жизнь". Мало того, что это реальная возможность для молодежи закрепиться на своих территориях, так еще и развивать их. В этих ребятах уже чувствуется предпринимательский дух, причем в лучшем понимании этого слова.
‒ Но если эти ребята откроют здесь собственные мастерские, они войдут в контрадикцию с предприятиями, которые выпускают оригинальную продукцию. По сути, они станут конкурентами, так ведь?
‒ В этом один из главных камней преткновения. Как урегулировать отношения между предприятиями в сфере НХП и частниками, которые производят аналогичную продукцию, до сих пор никто не знает. Компромисс пока не найден.
В традиционных народных художественных промыслах заложена национальная культура, наш генетический код. Эту продукцию нельзя превращать в нечто иное, ее нужно холить и лелеять, передавать из поколения в поколение.
Но если оставить производство "под стеклянным колпаком", оно не сможет выжить. НХП ‒ богатейший материал, мотивы которого можно использовать, перерабатывая в дизайнерскую мебель, продукты народного потребления и пр. Пусть это будут востребованные вещи масс-маркета, но учитывающие корневую культуру. Это не должно быть китчем.
Скажем так: продвижение товара без подрыва авторитета народной культуры.
– Как научить этому молодых людей? Что образовательная организация должна вложить в головы студентов, чтобы они почувствовали эту тонкую грань?
‒ В сфере НХП нельзя создать алгоритм: каждый новый продукт ‒ это каждый раз творчество. Причем, это всегда авторская ручная работа. Многие из наших промыслов – резьбу, вышивку ‒ невозможно исполнить даже на самом современном оборудовании. Такая авторская передача знаний и технологий является особенностью образования в этой сфере.
![Фарфоровое изделие Часы в цехе росписи завод Объединение Гжель Фарфоровое изделие Часы в цехе росписи завод Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/14/1492461435_0:0:3126:1772_768x0_80_0_0_83e328ce3958304bd1fb42e9d1f1d870.jpg)
![Отлитые изделия перед оправкой в цехе завода Объединение Гжель Отлитые изделия перед оправкой в цехе завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/16/1492461623_0:284:3036:2006_768x0_80_0_0_b5517340bdf7a2af5d11e41edfd6e5e6.jpg)
![Завод Объединение Гжель Завод Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/17/1492461705_0:207:3075:1952_768x0_80_0_0_90ab3b36e82b5d25d3bc1a44f36c38f3.jpg)
![Оправка изделия в цехе завода Объединение Гжель Оправка изделия в цехе завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/15/1492461543_0:151:3076:1896_768x0_80_0_0_c3e8acd6422e457003fd747b5c476f57.jpg)
![Расписанные изделия интернет-мема Ждуна в цехе завода Объединение Гжель Расписанные изделия интернет-мема Ждуна в цехе завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/17/1492461787_380:236:2507:1442_768x0_80_0_0_60f9426e336cd96de53e64db3dd14de2.jpg)
![Подготовка формы перед заливкой шликера в цехе завода Объединение Гжель Подготовка формы перед заливкой шликера в цехе завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/18/1492461843_0:303:3076:2048_768x0_80_0_0_601bdd011fcd8619a0d84ac2d00281a7.jpg)
![Глазурование изделия в цехе на заводе Объединение Гжель Глазурование изделия в цехе на заводе Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/19/1492461953_0:0:2093:1186_768x0_80_0_0_fb30435e171eea779169ca498c4bf36d.jpg)
![Керамические и фарфоровые изделия в музее Гжельского фарфорового завода Керамические и фарфоровые изделия в музее Гжельского фарфорового завода](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/21/1492462109_0:99:3075:1841_768x0_80_0_0_e3d9237c7fdaaa7cc6d32e8e43b0a92a.jpg)
![Роспись фарфорового изделия интернет-мема Ждуна в цехе завода Объединение Гжель Роспись фарфорового изделия интернет-мема Ждуна в цехе завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/21/1492462170_0:142:3136:1906_768x0_80_0_0_8eb68baecfc51b32efc351e3c3447eaf.jpg)
![Заготовки готовятся к отправке в печь в цехе завода Объединение Гжель Заготовки готовятся к отправке в печь в цехе завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/22/1492462274_0:347:2999:2048_768x0_80_0_0_dabd60a4ddcc4558010acf056f3eeda9.jpg)
![Цех завода Объединение Гжель Цех завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/23/1492462343_0:303:3075:2048_768x0_80_0_0_f6d5a259676f07e65201606a77ab2c16.jpg)
![Расписанные изделия интернет-мема Ждуна в цехе завода Объединение Гжель Расписанные изделия интернет-мема Ждуна в цехе завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/24/1492462439_0:303:3023:2018_768x0_80_0_0_081ab4f37aa4b7554eea41829a426f7e.jpg)
![Работа цеха завода Объединение Гжель Работа цеха завода Объединение Гжель](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/24/1492462499_0:46:2275:1336_768x0_80_0_0_d7c8e7c2696d265c6424e846b6a253eb.jpg)
![Знак качества на изделии Гжельского фарфорового завода Знак качества на изделии Гжельского фарфорового завода](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149246/25/1492462563_0:257:3038:1980_768x0_80_0_0_ad7fa079819e658323b1cbaa9a2b5dc7.jpg)
При этом формат образования очень специфический, требующий индивидуальной работы. Один мастер не может передать все нюансы, работая с группой 25 человек. Думаю, что такие образовательные учреждения нуждаются в дотациях и господдержке.
‒ Какая роль в этом деле отводится регионам?
‒ Программы развития регионов, где расположены предприятия НХП, должны быть пересмотрены в сторону усиления использования местных брендов. Сегодня эти предприятия для многих являются ярмом на шее: денег они не приносят, а содержать как-то надо…
Но из темы НХП можно сделать красивый и значимый национальный проект, особенно с учетом поставленных задач по развитию внутреннего туризма. Народные промыслы могут стать тем золотым ключиком, который откроет дверцу в креативное развитие регионов. В этом смысле традиционные народные промыслы получат "второе дыхание".
Федеральная и региональная поддержка и развитие системы образования в сфере народных промыслов помогут найти тот консенсус, который сделает любую территорию процветающей. Появится желание сюда ехать и здесь оставаться, ведь здесь живет наше настоящее национальное искусство. Но люди, уже проживающие на этих территориях и работающие в этих сферах, должны сами очень захотеть изменить ситуацию, увидеть другое будущее – будущее креативных территорий, где интересно и комфортно жить. Без этого ничего не получится.