Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальный навигатор

Аржанова: из темы народных промыслов можно сделать красивый нацпроект

© РИА Новости / Александр НатрускинДиректор Национального фонда подготовки кадров Ирина АржановаДиректор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова
Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова рассказала о будущем русских ремесел и новом поколении талантливых мастеров-живописцев

Где научиться хохломской росписи, мстерской лаковой миниатюре и вологодскому кружеву? Как в сфере народных художественных промыслов аккуратно совместить корневую культуру и бизнес? Получат ли традиционные русские промыслы "второе дыхание"? Об этом и многом другом накануне Дня России рассказала РИА Новости исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова.

‒ Ирина Вадимовна, что сейчас происходит в сфере народных художественных промыслов? Они вообще живы?

‒ Они живы и остаются все такими же яркими, красивыми и значимыми в нашей национальной культуре. Однако о расцвете и избыточном государственном внимании к ним пока говорить не приходится.

Сфера НХП включает в себя около 250 предприятий из 60 регионов России, правда традиционные промыслы производят всего 60 предприятий. В стратегии развития отрасли до 2020 года прописано, что "существенной проблемой является нехватка специалистов как художественных, так и рабочих специальностей, что обусловлено, в первую очередь, низкой оплатой труда". Отсутствие или нехватку кадров отмечают почти 40 процентов предприятий отрасли.

Подготовка кадров по направлению "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" в рамках среднего профессионального образования и высшего образования осуществляется во многих регионах в более 100 образовательных организациях.

‒ Выходит, что выпускников ста вузов и колледжей не хватает для того, чтобы покрыть кадровые нужды этой сферы. Кого именно не хватает? В каком объеме? 

Печь промежуточной сушки изделий на предприятии Гжельский завод художественной росписи
В Подмосковье намерены развивать гжельский промысел
‒ Мы задались аналогичными вопросами. Пытаясь найти ответы, провели экспертное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон ‒ людей с предприятий, из профильных музеев, экспертов в сфере образования. Выяснилось, что системная информация о кадровых потребностях предприятий полностью отсутствует.

Более того, обучение в рамках укрупненной группы специальности "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" не позволяет идентифицировать количество и качество подготовки выпускников, которые специализируются именно на народных художественных промыслах. К сожалению, сегодня мы находимся "в серой информационной зоне".

В связи с этим Национальный фонд подготовки кадров подготовил опрос по предприятиям: кто им нужен, в каком объеме, с кем эти предприятия работают, какие компетенции требуются, каких программ основного образования или ДПО им не хватает. Опрос был согласован с Минпромторгом России, поскольку именно этот орган федеральной исполнительной власти курирует сферу НХП. 

Колледжи России 2017
Навигатор абитуриента: колледжи России 2017"Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" при поддержке региональных органов управления образованием в РФ подготовили информационный интерактивный ресурс для выпускников 9 и 11 классов.
Второй наш опрос адресован образовательным организациям. Мы хотели бы изнутри понять существующие проблемы в этой сфере: готовят ли вузы и колледжи специалистов для сферы НХП, есть ли спрос на это направление подготовки, кто преподает, по каким учебно-методическим материалам учат, с какими предприятиями работают и т.д.

Эта отрасль очень сложная, но довольно четко очерченная. Согласно закону о НХП, традиционными НХП считаются только те, которые привязаны к местам их бытования и имеют столетнюю традицию. То есть, если похожий рисунок и похожее стилистическое решение будет реализовано в другом месте, это не будет считаться традиционным продуктом НХП. Все самые известные промыслы – хохлома, гжель, палех, холуй, тагильская роспись и др. – привязаны к определенным местам. Именно там расположены производства, а значит, там должны быть и соответствующие образовательные центры. 

‒ По факту они там есть?

‒ Как правило, речь идет об очень небольших городках или даже поселениях. Иметь там современную образовательную организацию, которая бы с хорошим конкурсом набирала толковых студентов, сложно. Конечно, на самих предприятиях есть система наставничества, но ребята, получив профессиональные навыки, остаются без диплома. А молодым людям сейчас все-таки важно иметь на руках диплом о профессиональном образовании.

Хохломская роспись на сувенирах Нижнего Новгорода. Архивное фото
Нижегородская область рассчитывает увеличить турпотокСейчас в регион приезжают 1,2 миллиона туристов в год, рассказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. По его словам, область рассчитывает в ближайшие годы увеличить турпоток в регион в 2,5 раза - до 3 миллионов туристов ежегодно.
Я недавно была в городе Семенове, где работает ЗАО "Хохломская роспись". В этом городе есть многопрофильный колледж: он включает в себя не только те профессии, которые интересны данному предприятию, но и другие, более востребованные направления подготовки. С набором полноценных групп для получения профильных для этого предприятия бюджетных мест есть реальные проблемы. Рядом ‒ Нижний Новгород с сильной университетской средой, которая "оттягивает" молодежь. Руководство предприятия и местная власть ищут пути повышения престижности профессии, возможности привлечения молодежи за счет усиления привлекательности самой территории. 

Иная ситуация в Мстере, где расписывается знаменитая лаковая миниатюра. Высшая школа народного искусства, которая готовит специалистов в сфере НХП по программам высшего образования, поддерживает в своей структуре профильные колледжи в местах бытования конкретных промыслов. Мстера ‒ как раз одна из таких точек.

Эта образовательная организация произвела на меня сильное впечатление. В маленьком городе, где нет ничего особенного, на программе СПО обучается более 70 человек. Отличное здание, современный ремонт, превосходные условия для творчества и занятий лаковой миниатюрой. Здесь восстановлены секреты производства папье-маше, чтобы делать традиционные шкатулки. 

Студенты выигрывают международные конкурсы. Для них очень важно, что они могут на месте продолжить обучение после колледжа в вузе, аспирантуре.

Вообще эти ребята в Мстере не производят впечатления провинциалов. У меня было ощущение, что они приехали сюда из креативных бюро Москвы. Я спросила их: "Научитесь здесь и уедете в большие города?". Ответ меня искренне удивил: "Нет! Мы хотим здесь остаться, у нас здесь родители, нам здесь нравится, свои мастерские откроем, семьи создадим, у нас здесь жизнь". Мало того, что это реальная возможность для молодежи закрепиться на своих территориях, так еще и развивать их. В этих ребятах уже чувствуется предпринимательский дух, причем в лучшем понимании этого слова. 

‒ Но если эти ребята откроют здесь собственные мастерские, они войдут в контрадикцию с предприятиями, которые выпускают оригинальную продукцию. По сути, они станут конкурентами, так ведь?

‒ В этом один из главных камней преткновения. Как урегулировать отношения между предприятиями в сфере НХП и частниками, которые производят аналогичную продукцию, до сих пор никто не знает. Компромисс пока не найден.

Международный форум Сделано в России. Архивное фото.
Made in Russia: какой отечественный продукт сможет покорить мировые рынки
Тема развития народных промыслов очень тонкая. Она совмещает в себе две половинки одного и того же ‒ культуру и бизнес. Легко войти в эту посудную лавку и поломать даже то, что уже сложилось. Сегодня надо пройти между Сциллой и Харибдой, учитывая позиции ремесленников и предприятий (причем как с законодательной, нормативной точек зрения, так и точки зрения качества и безопасности выпускаемой продукции).

В традиционных народных художественных промыслах заложена национальная культура, наш генетический код. Эту продукцию нельзя превращать в нечто иное, ее нужно холить и лелеять, передавать из поколения в поколение. 

Но если оставить производство "под стеклянным колпаком", оно не сможет выжить. НХП ‒ богатейший материал, мотивы которого можно использовать, перерабатывая в дизайнерскую мебель, продукты народного потребления и пр. Пусть это будут востребованные вещи масс-маркета, но учитывающие корневую культуру. Это не должно быть китчем.

Скажем так: продвижение товара без подрыва авторитета народной культуры. 

– Как научить этому молодых людей? Что образовательная организация должна вложить в головы студентов, чтобы они почувствовали эту тонкую грань?

‒ В сфере НХП нельзя создать алгоритм: каждый новый продукт ‒ это каждый раз творчество. Причем, это всегда авторская ручная работа. Многие из наших промыслов – резьбу, вышивку ‒ невозможно исполнить даже на самом современном оборудовании. Такая авторская передача знаний и технологий является особенностью образования в этой сфере.

Производство гжельского фарфора
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкСине-белая роспись, фирменный кистевой "мазок с тенями", способный создавать множество градаций синего цвета - это отличительные особенности фарфоровый изделий, созданных гжельскими мастерами.Фарфоровое изделие Часы в цехе росписи завод Объединение Гжель
1 из 14
Сине-белая роспись, фирменный кистевой "мазок с тенями", способный создавать множество градаций синего цвета - это отличительные особенности фарфоровый изделий, созданных гжельскими мастерами.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкВ регионе, где производят Гжель, гончарный промысел процветает уже более семи веков. Все потому, что этот район богат на залежи высококачественной глины.Отлитые изделия перед оправкой в цехе завода Объединение Гжель
2 из 14
В регионе, где производят Гжель, гончарный промысел процветает уже более семи веков. Все потому, что этот район богат на залежи высококачественной глины.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкНа данный момент в цехах Объединения "Гжель" работают как потомственные мастера народного промысла, так и художники, получившие специальное образование.Завод Объединение Гжель
3 из 14
На данный момент в цехах Объединения "Гжель" работают как потомственные мастера народного промысла, так и художники, получившие специальное образование.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкВ цехе заготовки вручную зачищаются специальным ножом, шлифуются, у них убираются швы, устраняются все неровности. Это называется оправкой изделия.Оправка изделия в цехе завода Объединение Гжель
4 из 14
В цехе заготовки вручную зачищаются специальным ножом, шлифуются, у них убираются швы, устраняются все неровности. Это называется оправкой изделия.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкТехника гжельского рисунка имеет две основные особенности. Она наносится только вручную и с использованием краски трех основных цветов: белого, синего и голубого.Расписанные изделия интернет-мема Ждуна  в цехе завода Объединение Гжель
5 из 14
Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности. Она наносится только вручную и с использованием краски трех основных цветов: белого, синего и голубого.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкПодготовка формы перед заливкой шликера (мягкой фарфоровой массы) в цехе завода.Подготовка формы перед заливкой шликера в цехе завода Объединение Гжель
6 из 14
Подготовка формы перед заливкой шликера (мягкой фарфоровой массы) в цехе завода.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкГлазурование фарфорового Ждуна.Глазурование изделия в цехе на заводе Объединение Гжель
7 из 14
Глазурование фарфорового Ждуна.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкКерамические и фарфоровые изделия в музее Гжельского фарфорового завода.Керамические и фарфоровые изделия в музее Гжельского фарфорового завода
8 из 14
Керамические и фарфоровые изделия в музее Гжельского фарфорового завода.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкРоспись фарфоровых изделий в цехе завода.Роспись фарфорового изделия интернет-мема Ждуна в цехе завода Объединение Гжель
9 из 14
Роспись фарфоровых изделий в цехе завода.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкЗаготовки в цехе фарфорового завода.Заготовки готовятся к отправке в печь в цехе завода Объединение Гжель
10 из 14
Заготовки в цехе фарфорового завода.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкЗаготовки готовятся к отправке в печь в цехе завода.Цех завода Объединение Гжель
11 из 14
Заготовки готовятся к отправке в печь в цехе завода.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкРасписанные изделия интернет-мема Ждуна перед глазурованием.Расписанные изделия интернет-мема Ждуна в цехе завода Объединение Гжель
12 из 14
Расписанные изделия интернет-мема Ждуна перед глазурованием.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкОтлитое изделие в цехе перед оправкой.Работа цеха завода Объединение Гжель
13 из 14
Отлитое изделие в цехе перед оправкой.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Перейти в фотобанкЗнак качества проставляется на каждое изделие, выполненное на Гжельском фарфоровом заводе Объединения "Гжель".Знак качества на изделии Гжельского фарфорового завода
14 из 14
Знак качества проставляется на каждое изделие, выполненное на Гжельском фарфоровом заводе Объединения "Гжель".
1 из 14
Сине-белая роспись, фирменный кистевой "мазок с тенями", способный создавать множество градаций синего цвета - это отличительные особенности фарфоровый изделий, созданных гжельскими мастерами.
2 из 14
В регионе, где производят Гжель, гончарный промысел процветает уже более семи веков. Все потому, что этот район богат на залежи высококачественной глины.
3 из 14
На данный момент в цехах Объединения "Гжель" работают как потомственные мастера народного промысла, так и художники, получившие специальное образование.
4 из 14
В цехе заготовки вручную зачищаются специальным ножом, шлифуются, у них убираются швы, устраняются все неровности. Это называется оправкой изделия.
5 из 14
Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности. Она наносится только вручную и с использованием краски трех основных цветов: белого, синего и голубого.
6 из 14
Подготовка формы перед заливкой шликера (мягкой фарфоровой массы) в цехе завода.
7 из 14
Глазурование фарфорового Ждуна.
8 из 14
Керамические и фарфоровые изделия в музее Гжельского фарфорового завода.
9 из 14
Роспись фарфоровых изделий в цехе завода.
10 из 14
Заготовки в цехе фарфорового завода.
11 из 14
Заготовки готовятся к отправке в печь в цехе завода.
12 из 14
Расписанные изделия интернет-мема Ждуна перед глазурованием.
13 из 14
Отлитое изделие в цехе перед оправкой.
14 из 14
Знак качества проставляется на каждое изделие, выполненное на Гжельском фарфоровом заводе Объединения "Гжель".
То, что я видела в Высшей школе народных искусств – курсовые и дипломные работы студентов академии – это реальные произведения искусства: и жостовские подносы, и вологодское кружево, и мебель с северной росписью, и вышивка владимирским швом. Ребята делают прекрасные авторские вещи. Но их всего-то 300 человек.

При этом формат образования очень специфический, требующий индивидуальной работы. Один мастер не может передать все нюансы, работая с группой 25 человек. Думаю, что такие образовательные учреждения нуждаются в дотациях и господдержке. 

‒ Какая роль в этом деле отводится регионам?

‒ Программы развития регионов, где расположены предприятия НХП, должны быть пересмотрены в сторону усиления использования местных брендов. Сегодня эти предприятия для многих являются ярмом на шее: денег они не приносят, а содержать как-то надо…

Но из темы НХП можно сделать красивый и значимый национальный проект, особенно с учетом поставленных задач по развитию внутреннего туризма. Народные промыслы могут стать тем золотым ключиком, который откроет дверцу в креативное развитие регионов. В этом смысле традиционные народные промыслы получат "второе дыхание".

Федеральная и региональная поддержка и развитие системы образования в сфере народных промыслов помогут найти тот консенсус, который сделает любую территорию процветающей. Появится желание сюда ехать и здесь оставаться, ведь здесь живет наше настоящее национальное искусство. Но люди, уже проживающие на этих территориях и работающие в этих сферах, должны сами очень захотеть изменить ситуацию, увидеть другое будущее – будущее креативных территорий, где интересно и комфортно жить. Без этого ничего не получится. 

Оценить 8
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала