Уже год в Пермском крае проходят смены инклюзивного лагеря "Дружный", где встречаются, общаются и дружат здоровые дети и дети с особенностями развития. Здесь все ровно так, как и в обычном лагере: есть утренние линейки, на которых награждают ребят, есть обучающие мастер классы, есть творческие и спортивные мероприятия и есть дискотеки, где танцуют все, даже дети на колясках.
Программа лагеря адаптирована под физические возможности ребят с особенностями, при этом она никак не ограничивает здоровых ребят. Ежедневно в лагере проводятся специальные спортивные мероприятия, где в формате веселых игр и соревнований дети с инвалидностью проходят, в том числе и необходимую им физическую реабилитацию. Для семей, которые не готовы или по определенным причинам не могут отпустить ребенка одного, есть специальный родительский отряд. Находясь в таком отряде, родители имеют возможность видеть, как ребенок раскрывается, как он начинает лучше себя обслуживать, как он начинает лучше общаться, как он становится контактным и при этом позволить ему быть свободным и самостоятельным. О там, как инклюзивный лагерь меняет жизни особенных ребят, рассказывают мамы участников смен "Дружного".
Материал подготовлен Пермским центром развития добровольчества специально для проекта "Жизнь без преград"
Наталья Воронцова (сын Лева, 12 лет, синдром Дауна)
- Сегодня существует множество различных методик и программ по социальной адаптации детей с особенностями развития. Почему ваш выбор пал именно на инклюзивный лагерь?
— С рождения Левы я искала именно такой подход к реабилитации, где ребенок будет ощущать себя "в своей середе". Мы испробовали практически все: иппотерапия, плавание, логопеды, специализированные садики, занятия музыкой и многое другое, но никаких ощутимых изменений это не давало. Накоплено было много, но я чувствовала, что нужен какой- то толчок, чтобы результат стал заметен. Этим "толчком" стал для нас инклюзивный лагерь "Дружный". Когда нам предложили поехать, я согласилась не раздумывая. Во-первых, это всего 5 дней, во-вторых, это в городе и в любой момент можно приехать и навестить ребенка. Конечно, для меня было большим испытанием отправить сына куда-то одного, но в тоже время я понимала, что ему это необходимо. Я специально не поехала с ним, чтобы он смог почувствовать себя самостоятельным, попробовал сам себя обслуживать и взаимодействовать с другими ребятами.
- Все дети, попадающие в инклюзивную среду, меняются по-своему. Расскажите, пожалуйста, о тех изменениях, которые произошли в вашей жизни?
— С момента, когда мы познакомились с командой инклюзивного лагеря "Дружный", наша жизнь перевернулась на 180 градусов. Я отправляла в лагерь ребенка "со сложностями", а встречала обычного 11-летнего пацана с горящими глазами и кучей эмоций. Лева почти не говорит, но при этом у него было огромное желание все рассказать. Он называл какие-то имена, пытался произносить фразы, хоть и "на своем", но в этом наборе звуков уже различались конкретные слова. С каждым днем его речь становится все понятнее. Сегодня у него уже получаются целые предложения. Удивительно, как какая-то неделя перевернула полностью все.
Изменилось и поведение Левы. Он стал комфортно ощущать себя рядом с посторонними людьми. Раньше он вел себя вызывающе, любое неприятие или непонимание вызывало у него агрессивную реакцию. Я не ожидала, что лагерь поможет решить эту проблему. Именно нахождение в среде обычных детей, которые его принимают, помогло ему научиться и себя самого принимать таким, какой он есть. У него внутри ушел какой-то барьер. Если его не принимают, он уже не злится, а просто отходит. Если принимают, то он с радостью вступает в общение и пытается разговаривать.
Изменения коснулись и бытовых проблем. Лева стал спокойно засыпать один, пытается заправлять кровать, самостоятельно чистит зубы. Он вообще стал очень самостоятельным. Стал сам себя занимать. Может сам начать рисовать, достать пластилин, мозаику, игрушки. Уже не я ему говорю "давай сядем…", а он сам садится и делает. Я стала спокойно оставлять его дома одного. После смен у Левы появилось желание и потребность демонстрировать свой творческий потенциал. Он стал сам придумывать какие-то номера, эпизоды, для того чтобы их показать. У него начала работать фантазия. Я думаю все это только потому, что он перестал ощущать себя "не таким". Он понял, что сам способен на многое. И я вижу, как эта вера в себя день за днем, становится все сильней.
Лариса Филиппова (дочь Света, 20 лет, ДЦП)
Семья Филипповых не понаслышке знает, что такое инклюзия. Много лет Света вместе с мамой состоят в инклюзивном добровольческом отряде программы "Тетрадка Дружбы". Сейчас они уже и не помнят, какими были до встречи с ребятами из проекта, но твердо уверены — ничто так не влияет на социализацию ребенка, как нахождение в среде здоровых сверстников.
- У вас уже накоплен большой опыт участия в инклюзивных программах. Расскажите, что нового внес в вашу жизнь инклюзивный лагерь?
— Наша жизнь достаточно изолированная от общества, даже если мы с кем-то общаемся это, как правило, семьи детей с подобным диагнозом. Конечно, есть еще ребята из добровольческого отряда, но это очень ограниченный круг людей. Из этого круга очень тяжело вырваться. Именно лагерь в свое время стал для нас той самой возможностью вырваться, за которую мы так крепко ухватились. После лагеря у Светы очень расширился круг общения. Конечно, и раньше были приятели из школы и колледжа, но это "общение по необходимости". Мне же, как матери, всегда хотелось, чтобы у нее была какая-то задушевная подружка. Я очень радуюсь, что в каждой смене такая подруга появляется. Они ходят под ручку, смеются и делятся переживаниями, как обычные девочки-подростки. Это именно то, чего я хотела для дочки.
- Круг общения, несомненно, очень важен для каждого ребенка. Расскажите, как нахождение в инклюзивной среде лагеря повлияло на характер, самооценку и общее состояние Светы?
— Лагерь помог моей дочери стать уверенней в себе. Света много лет занимается пением, но ей всегда казалось, что она поет плохо. Обычно ее не заставишь выступить перед кем-то. В "Дружном" же, она сама начинает проявлять инициативу, без стеснения выходит на сцену, исполняет разные песни и творческие номера. Здесь каким-то волшебным образом исчезают все комплексы. Я сама каждую смену езжу в родительский отряд. Когда первый раз туда едешь, думаешь "вот ребенку будет хорошо, а ты будешь присматривать со стороны, заниматься своими делами". Но это не так. Родительский отряд наравне со всеми участвует в жизни лагеря. Мы точно также готовим творческие номера, выступаем на сцене, играем в игры. Самое интересное, что нет чувства какого-то неудобства или стыда, которое присутствовало бы в обычной жизни. Здесь ты находишься на одной волне со всеми.
Вместе с другими мамами из родительского отряда мы неоднократно замечали, что в лагере происходит переоценка жизненных позиций особенного ребенка. В обычной жизни мамы над ними "трепещут". Дети привыкают, что все вертится вокруг них, и как правило, думают только о своих желаниях и потребностях. В лагере же все меняется. Здесь на первое место встают цели всего коллектива. Появляется ощущение общности и сплоченности. Дети с утра встают не с мыслью "хочу есть, хочу пить…", а с мыслями о том, что необходимо сделать для отряда.
Для нашей семьи лагерь стал каким-то "волшебным" местом. В обычной жизни у Светы часто случаются приступы, в лагере же их просто не бывает. Даже врачи удивляются как такое возможно. Я не знаю чем это объяснить, может из-за того, что все дни одинаково насыщенны и нет перепадов в активности, может дело в том, что ребенок попадает в комфортную для него среду, а может что-то еще. Но то, что во время пребывания в лагере мы забываем о серьезных проблемах — это факт.
Ольга Зубкова, директор инклюзивного лагеря "Дружный"
— К своему удивлению, мы поняли, что инклюзивных лагерей как полноценных площадок для детей с разными возможностями здоровья у нас в стране по существу никогда и не было. Конечно, есть различные лагеря-санатории, где особенные дети вместе с родителями участвуют в оздоровительных программах. Но получается, что ребенок с инвалидностью, который итак достаточно ограничен в своих возможностях, еще и условно ограничивается в общении со здоровыми сверстниками, потому что даже лагерь для такого ребенка, это только формат лечения. Для нас же на первом месте стоит именно социальная адаптация ребенка. Дети с инвалидностью также как и другие нуждаются в общении со сверстниками, и мотивация к общению у них такая же сильная, как и у здоровых ребят.
Инклюзивный лагерь "Дружный" решает проблемы, которые не решаются на сегодняшний день ни одной другой площадкой. Это полноценный лагерь, для детей любых физических, умственных и психических возможностей. Это безбарьерная среда, где в каждом отряде в равном количестве находятся здоровые дети и ребята с тяжелыми заболеваниями.
Сложно сказать, для кого этот лагерь в большей степени полезен, для детей с инвалидностью или без. Здоровые дети, которые становятся участниками смены, тоже меняются кардинально. У них меняются ценностные ориентиры, уходит эгоизм. Они становятся толерантными и внимательными по отношению к окружающим. Практически все дети после таких смен уходят в добровольчество. Более того, они увлекают за собой своих друзей с инвалидностью, формируя инклюзивные добровольческие отряды, где регулярно проводят встречи и собрания, вместе готовят творческие номера, участвуют в различных мероприятиях, навещают одиноких пенсионеров, ухаживают за животными из приютов. Инклюзия объединяет не разово, а навсегда.