Как должен выглядеть единый стандарт детского отдыха в стране? Нужен ли в загородном лагере кондиционер, мобильный телефон, Wi-Fi? Что должен знать и уметь современный вожатый? Где готовят квалифицированных детских вожаков, и может ли госпредприятие приносить казне прибыль? Об этом и многом другом корреспонденту РИА Новости рассказал директор Государственного автономного учреждения культуры "Мосгортур" Василий Овчинников.
– Василий Владимирович, к сожалению, лишь после трагедии в Карелии стало понятно, что за жизнь детских каникулярных сообществ вне городской черты отвечают семь нянек, от МЧС до Минобрнауки и Минздрава, а единого федерального органа, который бы гарантировал качество отдыха нет. Как в связи с этим Вы относитесь к идее создания единого стандарта детского отдыха в стране?
На конференции мы презентовали коллегам из регионов опыт Москвы по разработке "Московского стандарта детского отдыха". Стандарт сформирован вместе с жителями города – более семи тысяч москвичей поделились своими соображениями в рамках одноименного краудсорсинг-проекта. И свыше миллиона голосов собрала серия опросов на портале "Активный гражданин".
Так что, по сути, этот документ можно назвать общественным договором о требованиях к детскому отдыху, организатором которого выступает Мосгортур. Любопытно, что в критерии, выдвинутые общественностью, не вписалась ни одна база детского отдыха в пределах Московской, Ярославской, Костромской и других областей, где мы традиционно закупаем услуги оздоровления.
Московский стандарт включает доставку школьников к месту отдыха, бытовые условия проживания там, требования к образовательной программе лагерей, к подготовленности персонала, безопасности. В перечне обязательных удобств появились теперь зеркала, прикроватные коврики в комнатах, фактор наличия в каждом блоке туалета с душем. Хотя многие еще помнят времена, когда душ был один и на улице, и это никого не удивляло.
Или, например, такое новшество как Wi-Fi. Предоставляя возможность связи с родителями, лагерь подчеркивает свою открытость для детей и взрослых, параллельно содействуя укреплению в тех и других доверия к себе, а вместе с тем и эталонов безопасности внутри учреждения.
- Как восприняли требования стандарта организаторы лагерей?
– Стоит отметить, что московский стандарт детского отдыха это не законодательный документ, которому все игроки отрасли обязаны беспрекословно следовать. Это скорее набор пожеланий к обустройству тех загородных баз, с которыми сотрудничаем именно мы. Чтобы не испугать рынок, мы внедряли стандарт по частям, растянув процесс на три летних сезона.
Например, потребовали от наших подрядчиков информационной открытости – предоставления вожатым, сотрудникам Мосгортура возможности вести онлайн-дневники всех наших смен. Задача – оперативно донести через этот формат до родителей максимум интересной информации о том, как отдыхает их чадо. Вожатые размещают в онлайн-дневниках фотографии и видео, текстовые отчеты, отвечают на вопросы.
Правда, не все базы отдыха проявили готовность к открытости. Кто-то усмотрел в ней покушение на свой покой и сложившиеся устои бытия, поскольку школьники в интернете без стеснений обсуждают все подряд – холодный суп, муху в компоте, перебои в подаче горячей воды. Как бы то ни было, ставка на диалог с родителями — это вопрос скорее предпочтений или традиций региона в сфере организации детского отдыха. Что же касается самого принципа определения оптимального набора требований к детскому лагерю от лица родителей, то мне он кажется абсолютно оправданным и оправдавшим себя.
- Прописаны ли и каким образом в московском документе нормы безопасности детей?
— Он включает требования к охране, отгороженности территории, режиму ее патрулирования. На практике это означает, что мы закупаем путевки в лагеря, располагающие территорией, обнесенной высоким забором, требуем наличия пропускного режима, обеспечения видеонаблюдения и хранения записей с камер.
Как оказалось, все эти критерии отнюдь не очевидные. Еще сохранились в Подмосковье детские учреждения, по территории которых ходят посторонние взрослые люди, а иногда и проживают в жилых комплексах, вплотную прилегающих к корпусам, где отдыхают школьники.
Другой столь же важный момент касается контроля за пищеблоком, где готовят еду для детей, и за местами приема пищи. Мы регулярно проводим проверки с привлечением специальных ведомств, например, Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Роспотребнадзора. Оперативный контроль помогают проводить вожатые и администраторы смен, представляющие Мосгортур.
-Другой вопрос: есть ли необходимость в лицензировании детских лагерей? Как повлияет на развитие их сети выдача документов, предусматривающих право оказания соответствующих услуг?
– Необходимость есть, связана она с потребностью в ужесточении норм безопасности детского отдыха. Продолжением такой политики и может стать национальный стандарт требований в этой сфере. Один проект актуального закона внес этой осенью в Думу Совет Федерации, другой – Минобрнауки России. Последний предполагает, что лицензирование отдыха детей будет организовано по примеру дополнительного образования как одной из его разновидностей. С проверкой на соответствие квадратных метров заявленному количеству детей, на отсутствие вредных примесей в воздухе и воде, на содержание программ. Весь абсурд сложившейся ситуации в том и состоит, что ни один властный орган, ни одна общественная организация или коммерческая служба этими вопросами не занимаются.
Устранять этот пробел придется так или иначе. Плохо, что у нас процедурами сертификации традиционно занимаются не общественные организации, не рыночные аудиторы или именитые университеты, а те же чиновники. И все равно это лучше, чем отсутствие контроля вообще.
– Несколько лет на базе Центральной школы московских вожатых агентство готовит и трудоустраивает порядка четырех тысяч детских лидеров ежегодно. Какие требования, на Ваш взгляд, необходимо включить в стандарт профессии вожатого?
– Это и этические, и профессиональные, и гражданские эталоны. Главные из них представлены в "Настольной книге вожатого" от команды Мосгортур, изданной в 2015 году. Увы, но к вожатым профессиональные требования от лица государства также пока не сформулированы. Мы их готовим, опираясь на собственный опыт и запросы времени. Проводим обучение, позволяющее студентам работать на сменах в рамках только что усовершенствованной программы Мосгортура. Усложнили и вступительные испытания, расширили спектр зачетных мероприятий, основали институт наставничества. Добавили предварительное собеседование на входе, вступительное эссе. Но единых внешних требований нет, и это прискорбно. Мы готовы поделиться опытом. По итогам конференции КИДПРО-2016 получили массу заявок из регионов на проведение семинаров по подготовке вожатых.
– Какие направления работы будут приоритетными для Мосгортура в 2017 году?
– Напомню, что детским отдыхом мы занимаемся в сфере культуры. По сути, мы дом культуры для детей, только сроком на 21 день, с полным пансионом и за чертой города. В наступающем году будем еще больше удивлять их квестами, играми с элементами городского туризма, семейными прогулками с ориентиром на столичные музеи. Появятся новые лагеря и программы для семейного отдыха.
Что касается крупных нововведений. В качестве эксперимента деньги по статье "детский отдых" мы передали спортивным школам Департамента спорта города Москвы. Тот в свою очередь предоставит их в виде госзадания ДЮСШ, а те наладят для особо перспективных спортсменов и команд продолжение учебно-тренировочного процесса летом. Очень надеюсь, что этот пример станет в хорошем смысле заразительным и для других, общеобразовательных школ, готовых развернуть яркие оздоровительные программы "пятой четверти".
- У Вас на рабочем столе лежит только что изданная книга "Манифест правильного чиновника" с подзаголовком: "Как заставить госпредприятие приносить прибыль городу". Что подвигло преуспевающего муниципального чиновника на сотворение манифеста?
— Я приходил на должность генерального директора Мосгортура (тогда еще ГАУ МЦДСО) с миллионом сомнений. Смущало, что буду пятым "генеральным" за год. Как бы то ни было, сообща нашей команде удалось достичь того, что четырем моим предшественникам оказалось не под силу. Взяв на себя роль строителя индустрии, мы сделали систему распределения льготных путевок прозрачной, первыми взялись за разработку стандартов качества детского отдыха. Вот и решил на третий год развития компании неторопливо и в деталях рассказать, как мы всего этого добились.
Государственное автономное учреждение культуры города Москвы Мосгортур – крупнейший в России организатор детского отдыха. Ежегодно с его помощью отдыхают более 60 тыс. детей, среди них дети 11-ти льготных категорий по путевкам правительства Москвы, участники спортивных и творческих коллективов, коммерческие туристы.
Мосгортур одним из первых начал разрабатывать и проводить инклюзивные смены в лагерях для детей – инвалидов. За 1,5 года реализовано более 10 инклюзивных смен и программ. Кроме того, учреждение является крупнейшим работодателем для вожатых в РФ. В 2016 году вожатые Мосгортура названы лучшими по итогам профессионального международного конкурса "Вожатское сердце планеты" в Новосибирске.