Алиса Орлова (фонд помощи людям с БАС "Живи сейчас"), специально для проекта "Жизнь без преград"
"Чего же вы хотите?" — пожимает плечами врач. У пациента тяжелая травма или возрастные изменения, последствия инсульта, поражение мозга, неврологическое заболевание, пороки развития. А пациент хочет того же, что и все — общаться, самостоятельно питаться и по возможности — радоваться жизни. На помощь приходит эрготерапевт. Специалист по ЛФК, массажист, реабилитолог, коррекционный педагог, логопед — каждый из них делает только часть работы эрготерапевта. Эрготерапевт объединяет эти специальности, но у него — особый подход к человеку и его деятельности.
Ольга Камаева — ассистент кафедры медицинской реабилитации и АФК ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова, физический терапевт, эрготерапевт (СПбГМА и Шведская Ассоциация эрготерапевтов), эксперт фонда "Живи сейчас", помогающего людям с БАС.
- Ольга Викторовна, сколько в России эрготерапевтов, где учат этой специальности?
— Эрготерпия — отдельная специальность, и образование эрготерапевта должно быть додипломным, а не переподготовкой выпускника другой специальности, что обычно занимает много времени и финансов. Эта специальность не врачебная, но на стыке медицины, психологии и педагогики. В зарубежном опыте это бакалавриат на факультетах наук здравоохранения, где будущие эрготерапевты учатся "плечом к плечу" со своими коллегами: физическими терапевтами, протезистами, медсестрами, клиническими психологами.
Первых 32 эрготерапевтов подготовили в нашей стране шведские специалисты, затем была стажировка за рубежом. Обучение заняло два года. В дальнейшем число эрготерапевтов увеличилось, но и сейчас в России их не больше сотни. Учиться эрготерапии долго, пока в России предлагают в основном краткосрочные курсы. Правда, недавно в Санкт-Петербурге проводили курс по эрготерапии — несколько модулей, около 500 учебных часов. Но обычно подбирается группа людей, которых интересует эрготерапия, к примеру, в реабилитации после инсульта, и им читают соответствующий курс. Обучают прежде всего эрготерапевтическому подходу: как оценивать пациента, его повседневную деятельность, как понять, что мешает ему справляться с той или иной задачей, какие есть способы, чтобы устранить нарушение.
Есть много людей, которые окончили краткосрочные курсы. Они получили знания по наиболее актуальным темам и оказывают эрготерапевтическую помощь, применяя эти знания, свой клинический опыт и здравый смысл.
- Чем отличается специалист-эрготерапевт от человека, который может оказывать эрготерапевтическую помощь?
— Эрготерапевт — специалист с широким кругозором и разнообразными навыками. Он должен обладать знаниями по психологии, педагогике, лечебной физкультуре, социальной помощи. Все что касается пациента и его жизни, находится в ведении эрготерапевта. Человек, который оказывает эрготерапевтическую помощь, обладает лишь частью этих знаний.
Например, специалист по лечебной физкультуре (ЛФК) знает, как определить и скорректировать двигательные нарушения пациента и может успешно восстанавливать деятельность, связанную с движением. Но, скорее всего, он не сможет помочь человеку, у которого нет двигательных нарушений, а повседневная жизнь нарушена из-за нарушения памяти. Такой случай выходит за рамки его профессии и опыта.
Восстановление интереса к жизни, возвращение ее привлекательности — это в реабилитации уникальная роль эрготерапевта. Тут он всегда на стороне пациента, он является его "адвокатом", его партнером. Иногда задачи эрготерапевта могут пересекаться с задачами других специалистов, к примеру, когда пациенту нужно восстановиться после перелома руки, эрготерапевт работает вместе со специалистом ЛФК.
- Что эрготерапевт может предложить людям с тяжелыми прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями, например с боковым амиотрофическим склерозом (БАС)?
— Эрготерапия при прогрессирующих заболеваниях входит в программу так называемой поддерживающей реабилитации. Эрготерапевтам нужно не упустить ни малейшей возможности поддержать пациента там, где он что-то может сделать сам. Обычно когда человеку трудно что-то делать, это за него делают другие. Роль эрготерапевта в том, чтобы оценить и рассмотреть возможности человека, определить, что человек может принимать пищу при помощи облегченных столовых приборов, или сможет сам принять душ, если адаптировать ванну к его возможностям, или застегивать одежду при помощи липучек.
- Какие цели можно ставить при неизлечимой болезни?
— Мы сейчас говорили про общение. Одна из целей в том, что пациент сможет при помощи коммуникационного средства высказать свои потребности. Кстати, если такое средство появится в распоряжении пациента, это не означает, что пациент сразу будет его использовать. Иногда нужно постепенно подводить к этому, потому что люди, теряющие речь, очень расстраиваются, когда им в очередной раз об этом напоминают.
Цели могут быть разными. Если спросить у болеющего человека, чего он хочет, ответит — быть здоровым. Чтобы выяснить цели, необходим контакт с человеком и время. Например, малоподвижный человек мечтает побывать на рыбалке. Нужно, чтобы он сам участвовал в постановке этой сложной — но достижимой и интересной для него — цели. Или для клиента важно иметь возможность помыться самостоятельно, не затруднять близких оказанием помощи. Наша совместная с клиентом цель — его самостоятельный прием душа: специалист по ЛФК оценивает движения и помогает преодолеть трудность при переносе ноги через бортик ванны; эрготерапевт подбирает оборудование для ванны, позволяющее забраться в ванну и помыться сидя; волонтеры вместе с родственниками болеющего все это находят и устанавливают; врач советует перенести купание поближе к приему лекарства, которое снимает судороги.
Эрготерапевт — не врач, поэтому в белом халате его редко увидишь. При работе с паллиативными пациентами на выезде и на приеме это помогает установить доверительные отношения, дать понять, что пациент здесь важен, что он имеет право голоса.
- Возможно, в вашем опыте были ситуации, наиболее ярко иллюстрирующие значимость работы эрготерапевта?
— Однажды мы со шведской коллегой пришли домой к пациенту поле инсульта. Он ходил с опорой, одна рука у него не работала, поэтому в туалет его сопровождала жена, так как он не мог сам снять брюки — терял равновесие, не держась рукой. Казалось бы — это очевидный запрос. Но на вопрос моей коллеги: "Чего бы вы хотели в первую очередь?" он ответил, что хочет делать мух. Выяснилось, что он — заядлый рыбак. До болезни он работал весь день в офисе, а вечером приходил домой и делал из пестрых перышек манок — "мух": форель хорошо клюет на такую приманку. До болезни он был крупным менеджером, и после работы отдыхал, скручивая "мух". Его жену это раздражало. Эрготерапевт же стал выяснять подробности. Клиент показал нам секретер, ящички, перышки. Эрготерапевт моментально включилась: "Давайте вот здесь поставим тисочки, на левую руку будете опираться, а правой рукой сможете работать, приду во вторник — с вами попробуем". Клиент засветился от счастья.
Мы вышли, и я спросила: "А как же штаны? Человек брюки надеть не может, а мы тут с мухами! Посмотри, как жена-то занервничала". А коллега отвечает: "Понимаешь в чем дело…Это же его жизнь! Он хочет делать мух. Мы пытаемся помочь ему в его жизни. Если скажем "начнем со штанов, а мухи — потом", то потеряем с ним контакт. Почему он не может надеть брюки? Проблемы с равновесием. Пока он будет делать своих мух, ему столько раз придется встать, сесть, потянуться за инструментом, что через неделю-другую с равновесием станет получше. Если он потом захочет на рыбалку, подумаем, как это устроить, а между делом — вернемся к штанам".
Терапия занятием — это не только восстановление самого занятия, но и возможность с помощью важного для человека дела восстановить другие навыки. Какой человек перед нами? Какие у него требования к жизни? Что делает его счастливым? Все это — важные для эрготерапевта вопросы. Поэтому первым делом эрготерапевты всегда выясняют, чего хочет сам пациент, и стараются соблюсти его личные интересы, даже если у него серьезные ментальные нарушения. Хотя, конечно учитывают интересы всех.