Аварии с участием грузовиков и автобусов сегодня в центре внимания Госавтоинспекции МВД России. В этом году их число резко возросло, а последствия у таких происшествий, как правило, очень тяжелые. Главная причина этих аварий — человеческий фактор, в том числе отсутствие нормальных условий работы водителей и контроля за ними.
ДТП все больше
По данным официальной статистики ведомства, за январь-сентябрь 2016 года количество ДТП с грузовиками и автобусами выросло на 52% и 6% соответственно. Особенно сложная ситуация на грузовом транспорте — число погибших увеличилось на 38%, а раненых — на 55%.
"Существует много причин, по которым количество таких ДТП остается на критической отметке: водитель устал, нарушил ПДД, был плохо подготовлен или элементарно выехал на новый для себя маршрут, трасса была плохо освещена, транспортное средство было неисправно и так можно много перечислять, — говорит генеральный директор экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников. Он отметил, что на сегодняшний день превышение скорости или несоответствие ее конкретным дорожным условиям, неправильный выбор дистанции и несоблюдение очередности проезда являются основными причинами совершения ДТП с грузовиками, в результате которых ежегодно гибнут и получают ранения тысячи людей.
Кроме того, зачастую сопутствующей причиной аварий становится отсутствие контроля за соблюдением водителем режима труда и отдыха. Примечательно, что для водителей грузовиков и автобусов, которые находятся в собственности физлиц, законом вообще не предусмотрена ответственность за это нарушение. В результате они халатно относятся к важным правилам обеспечения безопасности перевозок, например, игнорируют предрейсовый технический контроль и медосмотр водителя. Кроме того, они не обязаны выполнять требования законодательства в отношении режима труда и отдыха.
Поможет ли тахограф?
Одно из важных требований осуществления междугородних грузопассажирских перевозок — наличие тахографа. Это — система контроля, которую устанавливают в грузовике или автобусе для регистрации информации о режимах труда и отдыха водителей, а также скорости и маршруте движения. За отсутствие тахографа водителю грозит штраф — до 3 тыс. рублей, а владельцу транспортного средства — до 10 тыс. рублей. А вот что касается нарушения режима труда и отдыха, то тут ответственность несет только водитель, и штраф составляет от 1 до 3 тыс. рублей, в то время как зачастую именно предприятие вынуждает его работать сверхурочно для выполнения показателей.
В Госавтоинспекции констатируют, что необходимость установки тахографов осознают пока далеко не все перевозчики. "Осуществление сотрудниками Госавтоинспекции федерального надзора за обеспечением безопасности дорожного движения показывает, что не все руководители этих организаций готовы соблюдать действующее законодательство и устанавливать тахографы", — отметил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. По его словам, только в 2015 году было составлено более 386 тыс. административных протоколов в отношении водителей и должностных лиц автотранспортных предприятий за отсутствие тахографов или использование некорректно работающих устройств.
Европейский опыт
Тахографы непросто приживаются в России, а вот в Европе, например, даже обучение пользованию тахографом является обязательным для водителя. Существуют отдельные программы подготовки, связанные с особенностями транспортировки опасных грузов, международных перевозок и эксплуатацией тахографов.
По словам эксперта Ассоциации "Рустахоконтроль" Геннадия Мирошина, европейцы тщательно изучают правила работы с тахографами и успешно применяют их на практике. А вот в нашей стране "умельцы" пытаются искать "лазейки" и стараются обойти правила. Причем, по его словам, в России не задействован такой необходимый инструмент контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителей как обязательство предприятия создавать и хранить в течение года архив с данными из памяти тахографа, выполнять анализ данных на наличие нарушений, принимать меры к нарушителям и предоставлять данные из архива по требованию инспектора. А ведь такой способ контроля является самым эффективным, поскольку эта мера профилактики правонарушений позволяет предотвратить ДТП.
Использование, в том числе тахографов, в Европе принесло результаты. За последние 10 лет в странах ЕС число ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта сократилось на 22%, количество ДТП со смертельным исходом — на 55%.
Новые законы
Бороться с аварийностью на грузовом и пассажирском транспорте решено путем ужесточения законодательства. Новая редакция федерального закона "О безопасности дорожного движения" и проект изменений в КоАП внесены на рассмотрение в Госдуму РФ. Они могут кардинально изменить ситуацию на рынке пассажирских и грузовых перевозок. Главная цель документа — уравнивание требований безопасности, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, которые используют грузовой транспорт и автобусы для собственных нужд и коммерческих перевозок.
Так, частных владельцев грузопассажирского транспорта хотят обязать оснащать автомобили тахографами и соблюдать нормы труда и отдыха, обеспечивать техническую исправность транспортных средств в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и осуществлять стоянку грузовиков и автобусов на время простоя продолжительностью более 8 часов на специализированных парковках.
Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос о запрете регистрации автобусов и грузовых автомобилей на физических лиц. В этом случае владельцы данных транспортных средств будут обязаны соблюдать требования по безопасной организации перевозочного процесса.
По данным Госавтоинспекции, половина владельцев грузового транспорта в России — это физические лица, соответственно и половина грузовых транспортных средств, а это порядка миллиона машин, принадлежит им. За последние 11 лет прирост числа грузовиков происходил, в основном, за счет автопарка, зарегистрированного на физические лица. Так, количество автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, сократилось на три процента, а количество машин, принадлежащих физическим лицам, увеличилось на 80%. Такая разница в динамике объясняется тем, что транспортные средства физических лиц покупаются якобы для личных нужд, но используются для коммерческих перевозок в обход законодательства.
Реализация на практике новых законодательных инициатив могла бы помочь заставить водителей соблюдать ПДД и правила безопасности перевозок, что, безусловно, положительно скажется на дорожной аварийности.
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".