Екатерина Глебова, специально для проекта "Жизнь без преград"
Майской ночью, в полнолуние, в умытой дождем Москве, по адресу Большая Садовая, дом 302-бис, на сцене театра знаменитого булгаковского дома шла репетиция. Главный режиссер Сергей Алдонин приступил к постановке спектакля по пьесе подростка с инвалидностью, таким образом впервые приняв участие в проекте "Театральная перспектива".
Вадим Куликов написал первую пьесу "Все в порядке" почти два года назад и уже видел свое творение на сцене. Когда мальчика пригласили поучаствовать в следующей "Театральной перспективе", Вадим написал продолжение пьесы, дав ей то же название. Драму, в которой одержимый жаждой мести герой совершает побег из тюрьмы, выбрал для постановки Сергей Алдонин, режиссер музея-театра "Булгаковский дом".
…На сцену тащили железную кровать с пружинной сеткой и большую решетку: герой, по сценарию, находится в тюрьме. Главную роль в спектакле согласился сыграть актер РАМТ Изнаур Орцуев, его возлюбленную — звезда фильма "Жара" Агния Дитковските. Также в спектакле занят актер Александр Носик, который уже участвовал в "Театральной перспективе" и с удовольствием вновь откликнулся на приглашение.
"Театральная перспектива" не платит режиссерам и актерам, все они — волонтеры, и все — чрезвычайно востребованные и занятые люди, поэтому время на репетицию выкроили лишь ночью.
"Конечно, это не очень здорово, что у нас мало репетиций, мало времени, — поделился Сергей Алдонин, — но я надеюсь, что после премьеры мы сможем спектакль доделать, доработать, превратим в полноценное театральное произведение на полтора часа, с красивым оформлением, музыкой, и будем играть на гастролях, а часть вырученных средств передавать на поддержку ребят с инвалидностью".
Режиссер немало поработал над текстом Вадима, профессиональной рукой адаптируя пьесу к постановке, однако бережно сохранил сюжетную линию и главные мысли, которые пытался передать мальчик. Это только кажется, что спектакль поставить не так уж и сложно: собрал актеров — и играй. В реальности даже пьеса-миниатюра юных авторов с инвалидностью требует серьезной работы: надо подобрать фонограмму, где будет и пение птиц, и шум листьев, и выстрелы. Надо найти музыку, которая поможет прочувствовать драму героев, потом — найти актеров, правильно одеть их, расставить на сцене реквизит так, чтобы каждая вещь тоже "играла", выстроить световые эффекты… Все участники постановки знают, что все это — благотворительность, и все работают, как привыкли — профессионально и с полной отдачей.
Актриса Агния Дитковските откликнулась на приглашение поучаствовать в "Театральной перспективе", не раздумывая.
"Во-первых, мы с Сергеем близкие друзья, я ему верю, — рассказала актриса. — Кроме того, я бывала в клинике, где лежат онкобольные дети, общалась с ними… Не знаю, мне кажется, о таких вещах не очень принято говорить, но я попробую. Я думаю, что если людям сложно, тяжело что-то делать, но они все равно стараются, и делают, и я могу им в этом помочь — это классно, мне это очень нравится".
…Время близилось к полуночи, Алдонин хмурился, прикидывая, где и как должен встать каждый из актеров, куда повернуться, как вступить в разговор с другим персонажем. Разворачивал на сцене мебель, затемнял, выделял светом, делал музыку громче и тише… Прямо на глазах в полутемном зале начала ткаться тончайшая ткань будущего спектакля, подтверждая, что в майское полнолуние, да еще в таком месте, как булгаковский дом, возможны всякие чудеса.
"К нам на спектакли нередко приходят ребята с инвалидностью, которые передвигаются на коляске, — почти вскользь упомянул Сергей Алдонин. — И я понимаю, как себя чувствует такой подросток, когда он сам оказывается на сцене, рядом с актерами и режиссерами, и получает свои аплодисменты, свои цветы, признание… Ради этого все и делается".