Екатерина Глебова ("Перспектива"), специально для проекта "Жизнь без преград"
…Звездной августовской ночью маленькая свечка переходила из рук в руки, а ребята, сидевшие на поляне под открытым небом, делились своими впечатлениями. "Я рад, что приехал в лагерь, мне нравится ставить этюды", "мы тут за неделю стали как родственники", "в лагере ты узнаешь людей, но и сам открываешься"…
"А для меня этот проект — не просто ежегодная летняя традиция, — вступил в разговор Евгений Ляпин, тонкий хрупкий юноша на инвалидной коляске. — Отсюда выросла моя любовь к театру, с которым отныне связана вся жизнь. В этом году я поступил в Школу-студию МХАТ".
Проект "Театральная перспектива" стартовал в 2012 году: в летнем лагере подростки с инвалидностью под руководством профессиональных драматургов постигали азы драмы и писали свои собственные пьесы. Придумали этот проект в РООИ "Перспектива", чтобы дать возможность детям с инвалидностью раскрыть свои творческие способности, поверить в себя и в свои силы.
В отличие от остальных участников, 16-летний Женя Ляпин пришел в Театральную перспективу известным человеком — он окончил музыкальную школу по классу "сольное пение" и выступал на различных конкурсах, занимался танцами на колясках и в 2008 году со своей партнершей стал чемпионом Москвы среди детей. Женя писал стихи, играл роли в детском музыкальном театре "Волшебная флейта", был ведущим концертов и самых разных массовых мероприятий, а уж лауреатских грамот и дипломов многочисленных конкурсов, в том числе международных, было не счесть. И это все — с диагнозом спинальная амиотрофия, который Жене поставили в двухлетнем возрасте. Но родители решили: болезнь болезнью, а жить надо здесь и сейчас. Чего это стоило папе с мамой — отдельная история, тем более что еще совсем недавно окружающая среда была не просто недружелюбной к людям с инвалидностью, но скорее даже враждебной, и женины многочисленные и разнообразные таланты легко могли остаться известными лишь узкому кругу обитателей специнтерната. Однако родители шли навстречу стремлениям своего способного и любознательного сына: пока мог ходить, водили под руки, потом возили на инвалидной коляске, носили на руках, чтобы он мог заниматься музыкой и танцами, фотографией и английским, наконец, просто ходить в школу.
Но вот театр до некоторых пор оставался для него в стороне. Женя ходил туда не чаще 1-2 раз в год, с классом, и воспринимал скорее как нечто занудное, классическо-академическое. Поэтому, когда начался проект "Театральная перспектива", он даже не ожидал, что настолько увлечется.
"Мне понравилось сочинение пьес, — вспоминает Женя. — Изложение своих мыслей, и творческий подъем, когда ты сначала придумываешь историю, а потом просто ее рассказываешь, потому что в какой-то момент она начинает сама звучать у тебя в голове, и ты просто описываешь то, что тебе говорят персонажи".
Пьесы ребята писали вдвоем или даже втроем. Жениным соавтором была Настя Коробова, и у ребят получилась история-фэнтези про пришельцев, которые захватывают планету, про землян, сидящих в лагерях и мечтающих о свободе… Настя выписывала любовную линию героев, Жене достались схватки и сражения…
"Территория текста подростка — это важный выход для тревог, страхов и проблем, которыми бывает сложно поделиться даже с близкими, — считает режиссер Ольга Лысак, которая уже не первый год ставит спектакли "Театральной перспективы". — Есть ли у меня настоящие друзья? Что будет, если останусь совсем один в незнакомом городе? Что, если я стану никому не нужен? Вдруг меня предадут? Все эти вопросы транслируется через текст и действие. Возникает терапевтический эффект, свойственный театру и теплой компании, и страхи постепенно отступают, исчезают".
Вместе в лагере оказалась команда подростков, занятых в одном процессе, объединенных не только тем, что все они имели инвалидность, но прежде всего общей творческой целью. "Мы горели этой темой, — вспоминает Женя. — Каждый писал свою историю, и по глазам было видно, что каждый находится там, в истории, а не в этом мире со своей инвалидностью".
Помимо пьес, в лагере было много разных мероприятий, в основном тоже творческих, и это становилось и отдыхом, и источником вдохновения. В процессе общения шел обмен идеями, иногда какие-то находки возникали буквально на глазах… Настя и Женя долго не могли придумать название для своих инопланетян, и тут к ним подошел Сережа Рябцев: "Гришу не видели? Нам с ним пьесу писать, а этот гришоид куда-то задевался"… "И тут мы — опа! — смотри-ка, раса гришоидов прилетела на планету захватить Землю, — рассказывает Женя. — Атмосфера была просто великолепная, и поэтому происходили маленькие чудеса".
Однако гораздо больше его потряс процесс постановки. Пьесу Жени и Насти взялась ставить режиссер Олеся Невмержицкая. Приезжая на репетиции и видя, как написанная им история превращается в жизнь героев на сцене, Женя был поражен. Оказалось, что в театре не обязательно просто произносить слова и изображать написанное автором. Можно сыграть таким образом, а можно иначе. Сыграли одну сцену, режиссер спросила у автора, это ли он имел в виду. Женя объяснил, что сочиняя, подразумевал совсем другие мотивы главной героини. Хорошо, сказала Олеся Невмержицкая, сейчас переиграем. Объяснила актерам, и внезапно Женя Ляпин увидел совершенно другую историю. Ткань спектакля создавалась прямо у него на глазах, рисунок можно было менять, добавлять красок, новых штрихов…
"Такое возможно только в театре, именно поэтому театр — уникальная площадка, где средств художественной выразительности, метафоричности ну просто пруд пруди", — уверен Женя.
Пьесы подростков с инвалидностью впервые были поставлены на сцене Малого театра. Собрался полный зал зрителей, авторов вызывали на сцену и бешено аплодировали.
"Конечно, приятно было получить свою порцию аплодисментов, — соглашается Женя. — Но для меня это уже не было новым впечатлением, интересно было другое — я находился в зале, когда играли мою пьесу, и имел возможность следить за реакцией зрителей, сравнивать их отклик на то, что закладывал в пьесу я".
После этого Женя Ляпин начал думать о том, чтобы сделать театр делом своей жизни. Сценическое пространство, требующее условности, давало возможность плести узор спектакля бесконечно, включая фантазию на полную мощность, придумывая метафоры, которые не только дадут понять, что происходит, но и позволят почувствовать происходящее.
"Если на сцене происходит в точности то, что написано в пьесе, я не очень понимаю, зачем я пришел в театр, — рассуждает Евгений. — Я мог и дома прочитать пьесу. А если мне рассказывают историю под тем ракурсом, который я не увидел самостоятельно, если режиссер вызывает меня на интеллектуальный диалог, происходит интеллектуальное и эмоциональное обогащение, тогда этот спектакль имеет для меня смысл".
Женя начал посещать подготовительные режиссерские курсы. Окончил школу с серебряной медалью и отправился покорять известный столичный вуз, где готовят и актеров, и режиссеров… В багаже были неплохие вокальные данные, потрясающие легкость и артистизм, с которыми он держался на сцене, а также солидный опыт в "Театральной перспективе": после постановки своей пьесы Женя был актером в спектаклях других ребят, ведущим театрального альманаха, волонтером в летнем лагере, помогавшим придумывать истории новичкам…
Но в вузе ему дали на выступление лишь пять минут. А затем еще двадцать пять минут комиссия старательно объясняла молодому талантливому юноше, почему он не сможет у них учиться. Евгению сообщили, что на коляске он не сумеет преодолеть лестницы, что у студентов тяжелые нагрузки, а у него слабое здоровье и инвалидность. "То есть они за меня всё решили, — комментирует Женя. — Мне не дали даже шанса доказать, что я способен со всем этим справиться. Вот в этот момент я почувствовал себя инвалидом".
Он бы не был Женей Ляпиным, многократным победителем и лауреатом, если бы сдался. Кроме того, Женю поддерживали папа и мама, за него переживали друзья, болела вся организация "Перспектива". Конечно, он поступил — не сразу и не в тот же вуз, и не на режиссерское отделение… "У меня уже появились новые интересы, — поделился Женя. — Я понял, что мне интересно не только ставить спектакли, но и организовывать какие-то мероприятия, воплощать какие-то идеи. То есть я пришел к продюсированию, и с удовольствием этому учусь в Школе-студии МХАТ".
Между тем, подростки, писавшие свои пьесы в 2012 году, выросли, и появилась молодежь, студенты с инвалидностью, которым тоже был интересен проект Театральная перспектива. В свою очередь организаторы из РООИ "Перспектива" пришли к выводу, что нужно расширять круг участников. "Театральная перспектива" стала уже заметным творческим событием, в нем принимали участие известные профессиональные актеры и режиссеры, свои площадки предоставляли популярные столичные театры. Так появилась "Театральная перспектива 18+", и летний лагерь, где были написаны новые пьесы… Сюрреалистическая трагедия "Жизнь Джона Тьюэлла" Дмитрия Ворожкина, Владислава Семерикова; мелодрама "Кристина" Анастасии Селезневой, Дарьи Вторыгиной, сюрреалистическая мелодрама "Любовь и роботы" Григория Кузнецова, Елены Старчиковой и Ивана Суетина.
"Если у человека есть расположенность к творчеству, этот проект дает шанс прорасти скрытым талантам, — уверен Евгений Ляпин. — Это и обо мне можно сказать, и об Асе Ермаковой, которая тоже начинала с пьес в летнем лагере, а сейчас учится в литературном институте. Но даже если у человека другие приоритеты, то творчество все равно помогает раскрыться, избавиться от многих страхов и барьеров. Многим, и не только людям с инвалидностью, сложно и страшно сделать что-либо в этом мире. А здесь ты создаешь историю о том, что тебя волнует, и потом ты можешь выйти на сцену и получить отклик, почувствовать свою важность, поймать маленькую мысль — я могу! Это очень помогает поверить в свои силы. А человек, который верит в свои силы, очень многое может сделать".
Асины университеты: между страной глухих и миром слышащих >>
…Маленький огонек свечи дрожал и прыгал в руках у девушки. "А я сначала не хотела сюда ехать, даже плакала, — призналась Анастасия Селезнева. — Два года назад я окончила школу-интернат, учусь дистанционно, и мне очень не хватает общения. И вдруг здесь прошло три дня, а кажется, что две недели. Я написала в лагере свою первую пьесу"…