Французская система образования, как и российская, в последние годы подверглась реформированию, направленному на интеграцию новых образовательных технологий. В чем состоят задачи современного гуманитарного образования, и как эти задачи решаются сегодня во Франции? Об этом в преддверии Московского международного салона образования, который пройдет с 13 по 16 апреля, корреспонденту РИА Новости рассказал почетный гость мероприятия, генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран.
- Господин Руаран, что вы знаете о состоянии российской системы образования?
— Лично я заметил, что все меньше и меньше людей в России учат французский язык. Английский берет верх. Но это, конечно, не самое страшное; со слов русских коллег, есть и более серьезные проблемы. Например, закрываются маленькие хорошие школы, их объединяют в более крупные учебные образования. С педагогической точки зрения это печальное изменение: учителям не хватает времени и возможности для внимательного общения с учениками.
Вторая сложность — это программа. Знакомые учителя обеспокоены тем, что теперь включают в обязательную программу, а что из нее убрали. Во Франции у нас те же проблемы. Наши реформаторы, к примеру, считают, что учить в школе латынь ни к чему. Хотя латынь необходима для интеллектуального развития ребенка и понимания основ. Но это чиновников не убеждает.
- Как Вы считаете, для чего необходимо поддерживать и развивать гуманитарное образование?
— Самое важное в образовательной практике XXI века — научить человека учиться. Не загружать ученика огромным багажом знаний, не заставлять его заучивать большие объемы информации, но развить в нем способность к самообучению и умение ориентироваться в разных проблемах. И именно гуманитарное знание незаменимо для развития таких интеллектуальных способностей.
- Во Франции четыре года назад началась реформа образования. Есть ли у французских педагогов возможность влиять на ход реформ?
— Лига образования, которую я возглавляю, — это очень старая и влиятельная организация. Нам 150 лет, члены лиги присутствуют в любом педагогическом коллективе Франции. На многочисленных встречах, круглых столах и конференциях у нас есть возможность обсудить и поспорить с чиновниками о том, как проходят реформы и потихоньку добиваться своих целей. Мы хорошие ребята, но если нас разозлить — мы можем за себя постоять. Десять лет назад я вывел на улицу миллион человек, несогласных с действиями правительства. Впрочем, мы не революционеры, наш главный метод воздействия — разговор.
- На первый план российской образовательной реформы вышла рентабельность школ и вузов. Как Вы относитесь к такому подходу?
— И во Франции та же история! Доминирование финансовых показателей в образовании — это ужасно. Образование — это не трата, а инвестиция. Образовательная задача государства — не только вырастить будущих работников, но вырастить граждан. К примеру, сейчас в образовательных технологиях происходит настоящая революция. И просто необходимо, чтобы в школах было все современное оборудование. Конечно, это стоит больших денег, но мы убеждены, что правительство должно взять на себя эти расходы.
Нам не нужно, чтобы мистер "Гугл", мистер "Майкрософт" или мистер "Эппл" оборудовали на свое усмотрение французские школы. Если они хотят помочь — прекрасно. Но они же не педагоги, а бизнесмены. Не им решать, как оборудовать наши школы. Обязанность и ответственность французского правительства — поставить нужное оборудование и контролировать его, сохраняя независимость от бизнеса.
В последнее время место французских школ в Международном рейтинге образования PISA стало снижаться, хотя прежде мы всегда занимали верхние строчки. Французские учителя получают меньше, чем остальные специалисты. Учитель — это сложнейшая и важнейшая работа, которую у нас не уважают, не ценят и не оплачивают по достоинству. Насколько я знаю, в России то же самое. В апреле мы приедем на Московский салон образования и сможем обсудить ситуацию, которая складывается с российским и французским образованием. У нас много похожих проблем, и я думаю, что вместе нам будет проще с ними справляться.