Валерия Меркулова (Благотворительный фонд Константина Хабенского), специально для проекта "Жизнь без преград"
"Вот эта девочка сейчас уже мама, ждет второго ребенка. А этот мальчишка в прошлом году поступил в институт. Как думаете, в какой? В медицинский! Будущий нейрохирург", — с гордостью говорит профессор Ольга Григорьевна Желудкова, показывая на жизнерадостные детские фотографии, которыми увешена стена ее кабинета в Российском Научном Центре Рентгенорадиологии. Все они — бывшие пациенты Ольги Григорьевны — детского онколога с 20-летним стажем, одного из самых авторитетных специалистов в России по опухолям головного мозга. Эта коллекция — главный стимул в работе. И, как признается Желудкова, фотографий в ней могло бы быть гораздо больше.
Опухоли головного мозга (ОГМ) составляют примерно 96% всех опухолей центральной нервной системы у детей, и занимают второе место после лейкозов по частоте детских онкологических заболеваний. Каждый год опухоли центральной нервной системы выявляют почти у 1200 детей в России. Более 50% больных попадают к онкологу уже с выявленными метастазами.
"Наших пациентов достаточно долго — бывает до 6-9 месяцев — "лечат" у педиатров. Диагнозы им ставят самые разнообразные — гастроэнтерологические, инфекционные, одной моей пациентке "лечили" глистную инвазию. Драгоценное время уходит — болезнь у детей развивается быстро. И только когда состояние ребенка становится уже очень серьезным, ребенку назначают дополнительные обследования — КТ и МРТ — единственные методы диагностики опухолей головного мозга", — комментирует ситуацию Желудкова.
Именно отсутствие онкологической настороженности у специалистов педиатрического звена сегодня признается одной из самых острых проблем детской онкологии в России.
Какие же признаки должны настораживать? Есть 5 симптомов, одновременное проявление 2-3 из которых — повод для родителя обратиться к специалисту, а для врача — провести дополнительное обследование:
- рвота по утрам,
- головная боль,
- нарушение координации движения,
- нарушения зрения,
- увеличение размеров окружности головы.
Еще один фактор, который нередко затягивает постановку диагноза — предвзятое отношение к МРТ врачей в регионах, которые часто считают необходимым назначать это исследование только в крайнем случае. Ключ к решению этих вопросов — систематическая информационная работа, как с родителями, так и с врачами. И такая работа уже началась. Благотворительный фонд Константина Хабенского, который с 2008 года оказывает помощь детям с заболеваниями головного мозга, ведет комплексную информационную работу в рамках программы "Знать и не бояться". Для родителей выпускаются информационные материалы о том, какие симптомы у ребенка могут насторожить и куда обратиться за помощью. Плакаты и листовки распространяются в ряде московских и региональных поликлиник.
Кроме того, для тех, кто уже столкнулся с недугом, в 2014 году издана книга "Опухоли головного и спинного мозга у детей", в которой родители могут узнать о том, как будет проходить лечение, каковы эффективность и последствия применения того или иного метода, как помочь ребенку вернуться к полноценной жизни. Книга распространяется в онкологических кабинетах московских и региональных медучреждений.
В рамках программы проходят выездные семинары по нейроонкологии в регионах с участием группы ведущих московских специалистов — онколога, морфолога, радиолога, нейрохирурга и эндокринолога. 26-27 ноября такой семинар состоялся в Архангельске. Ведущий консультант отдела медицинской помощи детям министерства здравоохранения Архангельской области Ирина Пастбина охарактеризовала ситуацию с онкологической заболеваемостью детей и подростков в области так: "Мы — не лидеры в структуре заболеваемости и смертности. Однако тенденции роста заметно наблюдаются".
В Архангельской области оказание онкологической помощи развито: доступны все современные методы лечения, врачи активно используют новые технологии диагностики и терапии. Поэтому, вполне возможно, что рост случаев онкозаболеваемости здесь связан с тем, что болезнь начали чаще определять.
Московские медики провели лекции для своих коллег-онкологов, а также дали мастер-класс, проконсультировав пациентов и их родителей в Архангельской областной детской клинической больнице. Исполняющий обязанности министра здравоохранения Архангельской области Алексей Крюков отметил, что сейчас очень важно скоординировать усилия, объединить знания, опыт московских и региональных врачей, некоммерческих и государственных структур, чтобы максимально эффективно вести работу по раннему выявлению и лечению онкозаболеваний по всей стране.
Вопрос о причине возникновения онкологических болезней еще, наверное, долго будет оставаться дискуссионным. Но то, что в их лечении медицина сильно шагнула вперед — факт доказанный. Сегодня, по статистике, почти 70% детей с диагнозом опухоль головного мозга выздоравливают. Онкологи считают пациента излечившимся, если болезнь не возвращается в течение 5 лет после терапии. Всего 20 лет назад этот показатель составлял не более 50%.
"Операции сейчас проводятся на качественно другом уровне, это оказывает огромное влияние на результаты всего лечения. А современные методы верификации опухоли — определения ее вида — позволяют нам подбирать каждому ребенку индивидуальную программу лечения. Сейчас стало легче работать. Но самое главное, я вижу, что результат может быть еще лучше. 70% — это далеко не предел. Эта цифра будет тем выше, чем раньше пациенты с ОГМ будут попадать в поле зрения нейрохирургов и онкологов. Лечить детей на ранних этапах развития болезни — моя мечта. И тогда стен для фотографий выздоровевших ребят в моем кабинете точно не останется. Но этот вопрос я как-нибудь решу", — улыбается Желудкова.