"Социальный навигатор" — проект МИА "Россия сегодня", специализирующийся на эксклюзивных международных и российских социальных исследованиях в сферах образования, медицины и городской среды, — продолжает отмечать свой пятилетний юбилей. Какой путь за последние несколько лет прошли социальные рейтинги в России? Как должен развиваться мониторинг качества городской среды? Об этом рассказала декан факультета "Управление социокультурными проектами" Московской высшей школы социальных и экономических наук Ольга Карпова.
- Ольга Викторовна, какую эволюцию за последние несколько лет прошли социальные рейтинги в России?
— На мой взгляд, за эти годы была проделана большая работа по запуску принципиально нового инструмента общественной оценки. Началось обсуждение важных социальных тем. Сегодня уже стала понятна процедура подготовки и визуализации рейтинга, его обсуждения. Из разового эксперимента рейтинги превратились в нормальное явление, стали обычной и доступной технологией общественного обсуждения.
Показателен выбор тем, которые обсуждаются в рамках рейтингов. Сегодня люди все больше внимания уделяют проблемам, которые ранее оставались за рамками их интереса, хотя всегда были очень важными. Например, работа с социально незащищенными слоями населения и комфортность общественных пространств. Рейтинги "Социального навигатора" позволяют понемногу менять отношение общества к этим темам. Мне кажется, главный успех социальных рейтингов связан с изменением общественной повестки дня и смещением ценностных рамок в сторону большей гуманизированности и человеческого масштаба городских пространств, социально-культурной и общественной инфраструктуры, публичных практик.
- То смещение системы ценностей, о котором вы говорите, происходит среди простых граждан или также среди работников социальной сферы и управленцев?
— На рейтинг как инструмент оценки в первую очередь обращают внимание профессионалы. Ведь оказаться в рейтинге на не самом высоком месте не слишком комфортно. Это заставляет принимать осмысленные решения.
Но в то же время рейтинги влияют на изменение общественного интереса. Трансформации в социальной сфере часто происходят под давлением общества, которое больше не готово мириться, например, с низким качеством услуг или усеченными стандартами публичных пространств. У людей появляется больше уверенности в том, что они могут влиять на соблюдение общепринятых норм жизни и работы.
- Насколько люди доверяют информации из рейтингов? Не приходилось ли вам сталкиваться с предубеждением о том, что все места куплены?
— Конечно, люди испытывают некоторое недоверие к любой информации, основанной на опросах. Но если увиденное в рейтинге совпало с внутренним представлением о ситуации, то градус недоверия снижается.
Профессионалы понимают, что любой рейтинг — это определенная условность и все зависит от того, какие критерии положены в основу, как был собран материал и так далее. Но при всем несовершенстве инструментария обычно рейтингам удается уловить базовые тенденции, и поэтому имеет смысл присмотреться к его результатам, принимая, что это только ситуационный срез, разработанный на основе определенного подхода, он всегда несет погрешности, связанные со сбором материала и его анализом. Но в любом случае рейтинг дает повод для открытого общественного обсуждения, которое позволяет повышать качество услуг в самых разных сферах.
- Вы принимали участие в подготовке рейтингов, связанных с качеством городской среды. В каком направлении, на ваш взгляд, должно здесь идти развитие? К каким проблемам стоило бы привлекать внимание общества?
— Мне кажется, сегодня очень важно решать проблемы, связанные с удобством городского пространства и инфраструктуры. Эти вопросы должны больше обсуждаться, кроме того, здесь одинаково необходимо искать системные решения в общегородском масштабе и понимать, что можно улучшить в своем районе прямо сейчас. Сегодня очень важно научиться разделять полномочия между муниципальными органами власти и общественными организациями, отдельными сообществами горожан, как это уже давно происходит во многих городах мира.
У нас же самоуправление пока носит скорее формальный характер. Мы, горожане, еще не умеем пользоваться своими правами и возможностями из-за неверия в то, что эти механизмы действительно будут работать. Это, в частности, хорошо видно в сфере ЖКХ и ситуациях с выбором управляющих компаний, практик их работы.
Многие проблемы возникают потому, что мы, жители города, думаем, что все решения за нас должны принимать государство и муниципальные органы управления. А тем не хватает компетенций, чтобы системно воспринять ситуацию в городе. Во многом муниципалы исходят из сформированных ранее представлений о том, как нужно управлять городским пространством. Мы по-прежнему не учитываем очень многие аспекты жизни в городах, их нет в нашем списке дел и в списке вопросов на уровне городского муниципального управления.
Сегодня мы пытаемся привлечь внимание общества к вопросам социокультурного развития городов. Важны не только экономика, не только вопросы современной инфраструктуры, но и прежде всего вопросы качества и комфортности городской среды, удобства жизни в городах. Хотим мы того или нет, но будущие стратегии городского роста будут определять качество человеческого капитала в стране.