Джереми Николс — президент Social Value UK и Social Value International. Эти членские организации объединяют специалистов и организации, которые поддерживают социальные и экологические принципы и стандарты, а сам Джереми — один из основателей метода оценки социального возврата на инвестиции (SROI). Он приехал в Москву принять участие в конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и политик (АСОПП) и поддержать запуск русской версии руководства по SROI и открытой группы по оценке социального воздействия в России. В своем интервью Джереми рассказал "Филантропу" о принципах оценки социального воздействия и о том, как, используя их, можно принимать оптимальные инвестиционные решения в любом секторе экономики.
- Расскажите о Social Value International и Social Value UK: когда эти организации начали свою работу, какие у них цели и задачи?
— Наша цель — изменить существующие подходы к учету ценностей. То, как это происходит сейчас в традиционном финансовом учете, ведет к неравенству и вредному воздействию на окружающую среду. Мы хотим изменить эту ситуацию, чтобы люди могли принимать более обоснованные решения о распределении ресурсов.
- Что такое SROI? Как и для чего возникла эта методология?
— SROI (социальный возврат на инвестиции) это набор принципов, которые аналогичны с базовым принципам бухгалтерского учета и которым необходимо следовать, если вы хотите учитывать и отчитываться о социальном воздействии. Используя эти принципы, вы даете право голоса тем, на кого влияют наши инвестиционные решения и деятельность, но чье мнение мы часто не учитываем при принятии решений. Методология впервые была использована в конце 1990-х — начале 2000-х годов в Сан-Франциско, США. Ее первоначально использовал донор, чтобы проанализировать социальный эффект от своих инвестиций, но сейчас методика стала более универсальной и используется во всех секторах экономики.
- В чем состоят принципы SROI? Почему столько внимания уделяется взаимодействию со стейкхолдерами?
— Существует семь принципов, все они важны, и один из них заключается в вовлечении стейкхолдеров. Мы уделяем этому принципу особое внимание, поскольку мы хотим отразить в учете ценности, которые, как правило, выпадают из поля зрения, потому что возникают для тех, у кого нет власти или права голоса при принятии решений. Единственная возможность учесть эти ценности — задать вопросы непосредственно стейкхолдерам. В противном случае организациям придется самостоятельно решать, как измерить изменения в жизни людей, не спросив их об этом. Если мы не вовлечем этих людей в анализ и не дадим им возможность высказаться, мы по-прежнему будем принимать неэффективные решения при распределении ресурсов.
- В SROI большое внимание уделяется понятию существенности, которое не очень характерно, скажем, для некоммерческого сектора…
— В бухгалтерском учете и отчетности решение о том, что включается в отчетность, а что можно исключить, является ключевым. И это решение зависит от того, нужна ли эта информация инвестору, для которого отчетность готовится. В сфере КСО существенность — также распространенное понятие, но в некоммерческом секторе с ним мало кто знаком. Возможно, это происходит потому, что решение о том, что является существенным, часто принимается, исходя из того, какую проблему стремится решить НКО. Безусловно, очень важно всегда помнить о целях вашей деятельности, но считать, что только они являются существенными для вас, довольно рискованно. Возможно, деятельность вашей организации влияет на других людей, и это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Это очень важно учитывать, если вы действительно хотите управлять всеми ценностями, которые создает или разрушает ваша организация, а чтобы делать это правильно, нужно решить, что является существенным.
- Каковы критерии существенности в SROI?
— Если обратиться к официальному определению существенности в финансах, решение о том, что является существенным, принимает специалист. Таким образом, чем шире практика в данной области, чем больше люди обмениваются опытом, тем выше вероятность того, что эти решения будут хорошо обоснованы. Еще один важный принцип SROI — верификация отчетов. Это значит, что все ваши решения, которые принимались по ходу анализа, должны быть проверены и подтверждены независимым аудитором или рецензентом. Мы все люди, а люди по своей природе — оптимисты, поэтому мы стремимся учитывать все хорошее и закрывать глаза на негативные последствия нашей деятельности. И здесь очень важно, чтобы кто-то подтвердил наши суждения. Таким образом, принятие решений о существенности результатов — это вопрос обмена опытом и аудита. В руководстве по SROI сформулированы два критерия существенности результатов — важность и значимость.
- Почему вы стремитесь все выразить в денежных эквивалентах?
— Совершенно не обязательно все выражать в деньгах, а если у вашей деятельности только один результат, это может быть вообще не важно. Однако если результатов хотя бы два, то в результате вашей деятельности происходят два изменения, и если вы хотите управлять ценностью и улучшить свою работу, вам нужно, какой из двух результатов важнее, ценнее для ваших стейкхолдеров. Это можно сделать по-разному, используя баллы, очки или любые другие условные единицы. Однако в использовании именно денежных единиц есть некоторые преимущества, потому что они позволят вам сравнить результаты деятельности с затратами на нее и сделать выводы об эффективности.
- Денежные эквиваленты можно найти для любых результатов?
— Да. Если у нас есть два способа решить одну задачу, нам нужно решить какой из них создает больше ценностей и, соответственно, является более ценным. Просто процесс принятия решения не всегда очевиден.
- Как оценивать нематериальные результаты?
— Если говорить о нематериальных результатах, возникают два вопроса, и первый заключается в том, можно ли их измерить. В нашем понимании, результаты можно измерить всегда: мы всегда можем понять, что изменилось в жизни людей. Второй вопрос заключается в том, как оценить эти результаты в деньгах. Когда вы покупаете чашку кофе, новые кроссовки или туфли на шпильке, вы чувствуете себя прекрасно, и это чувство нематериально. Тем не менее, делая покупку, вы оцениваете в том числе и это чувство. В магазинах мы постоянно платим за нематериальные ощущения. Кроме того, чтобы понять ценность, всегда можно спросить людей, насколько для них важен один результат по сравнению с другим, это не проблема.
- Как анализ SROI соотносится с другими подходами в оценке, экономическом анализе и КСО?
— Экономический анализ "затраты-выгоды" очень похож на SROI. Его обычно проводят в больших государственных организациях, у него высокие стандарты точности, и принципы SROI могут быть использованы с тем же уровнем точности. Однако анализ "затраты-выгоды" не предполагает аудита или верификации, что очень важно, потому что этот подход также предполагает принятие решений о существенности, и было бы хорошо понимать, являются ли они обоснованными.
GRI в отчетности о КСО также очень схож с SROI — оба подхода основаны на существенности, вовлечении стейкхолдеров, верификации. Различие в том, что GRI не включает компонент монетизации и говорит скорее о проблемах стейкхолдеров, а не о результатах.