МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости. Четвертая ежегодная международная конференция "Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики" завершилась в Татарстане. Более ста экспертов из России, пяти стран СНГ и Финляндии обсудили проблемы независимой оценки качества образования в России и мире.
По словам президента Евразийской Ассоциации оценки качества образования, академика Российской академии образования Виктора Болотова, понятие независимой оценки качества образования включает в себя внешнюю оценку, самообследование организации, общественную оценку, рейтинги, мониторинги, а также предполагает отсутствие связи оценивающей организации с объектом оценки. В качестве примера он привел рейтинги и рэнкинги, которые публикует проект "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня". "Это не только независимая, но общественная и профессиональная оценка", — подчеркнул он, добавив, что государство предоставляет данные, а команда "Соцнавигатора" профессионально их обрабатывает.
Возможным направлением реализации независимой оценки качества образования он также считает усиление роли общественных объединений при проведении оценочных процедур. Эксперт привел опыт мониторинга учебных достижений школьников в Нидерландах. "Мониторинг проводит авторитетная негосударственная организация, 95% школ применяют стандартизированный тест, результаты которого используются школами и учителями для самооценки и совершенствования", — отметил он.
Первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов сообщил участникам конференции, что система общего образования Татарстана динамично развивается: более 377 тыс. учащихся обучаются в 1 417 школах республики, значительные средства выделяются на развитие инфраструктуры, совершенствование образовательных технологий и укрепление кадрового потенциала. "В этой ситуации, когда образование становится приоритетной сферой развития республики, оценка качества образования выходит на передний план", — отметил замминистра, добавив, что ЕГЭ не может быть единственным инструментом этой оценки. "Начальная школа у нас наиболее отработана — более 35 тыс. учащихся четвертых классов приняли участие в мониторинге, однако еще предстоит отработать методики диагностики в старших классах", – сказал он.
Начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Евгений Семченко акцентировал внимание на том, что сейчас стоит задача создания единой, оптимальной, логично выстроенной серии взаимодополняющих, обеспечивающих преемственность, процедур оценки качества образования. "Мы — не прокуроры, наша задача выявить проблему, решить ее, а затем перейти в режим мягкого мониторинга", — подчеркнул он, предложив изучить международный опыт, так называемого, школьного инспектора, а также провести Российские международные исследования качества образования.
Руководитель проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" Наталья Тюрина рассказала о новых вызовах, стоящих перед системой независимой оценки качества образования. К таковым она отнесла курс на оптимизацию инфраструктуры, сокращение объемов финансирования процедур оценки, вложение инвестиций только в практикоориенитрованные технологии, а также гуманизация процедур оценки качества.