Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Болотов: культура работы с рейтингами в обществе еще не сформирована

© Фото : ГУ-ВШЭВиктор Болотов
Виктор Болотов
"Социальный навигатор" - проект МИА "Россия сегодня", специализирующийся на эксклюзивных международных и российских социальных исследованиях, отмечает свое пятилетие. Как изменилось за эти годы отношение в обществе к социальным рейтингам? Об этом и многом другом рассказал президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

"Социальный навигатор" — проект МИА "Россия сегодня", специализирующийся на эксклюзивных международных и российских социальных исследованиях в сферах образования, медицины и городской среды, — отмечает свое пятилетие. Как изменилось за эти годы отношение в обществе к социальным рейтингам? В каком направлении развиваются в мире мониторинги в сфере образования? Об этом рассказал президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, как, на ваш взгляд, изменилась за последние пять лет в России общественная оценка социальных институтов?

— Информации из неформальных источников россияне всегда доверяли больше, чем официальным данным. Даже в старые времена к "сарафанному радио" по поводу больниц и врачей, школ и учителей прислушивались больше, чем к официальным отчетам.

С появлением Интернета у людей исчезли проблемы с нехваткой информации, но возникли проблемы с недостатком достоверной информации. Сегодня в Интернете по поводу одного и того же факта, утверждения или человека можно найти прямо противоположные точки зрения. Возникает вопрос: есть ли где-то в Сети место, которое дает информацию достоверную и эта информация подготовлена удобным для пользователя образом? Мне кажется, что в российском медийном пространстве в этой нише лидирует "Социальный навигатор".

- Почему вы считаете, что именно этот проект заслуживает наибольшего доверия?

— Достаточно сказать, что сейчас мы с российскими и зарубежными экспертами уже более трех месяцев обсуждаем методику очередного рейтинга. И такая серьезная подготовка — норма для всех рейтингов, которые представляет "Социальный навигатор". Показатели, по которым сравнивают учреждения культуры, образования и здравоохранения, не только интересны гражданам, но и определяют качество услуг того или иного учреждения.

Можно утверждать, что полученные рейтинги работают на граждан. Например, я знаю достаточно много управленцев из системы образования, которые тщательно изучают рейтинги "Социального навигатора" и используют их в своей работе. Хотя и не всегда, как нужно, иногда слишком в лоб: "Через два месяца мы должны занять первые позиции рейтинга, что для этого нужно сделать?". Понятно, что единственное, что можно сделать, чтобы так резко подняться в рейтинге, — это подтасовать данные. Именно поэтому команда "Социального навигатора" уделяет очень большое внимание перепроверке данных, которые она получает.

- Вы сказали о значении рейтингов для родителей и управленцев. Можно ли утверждать, что в них заинтересованы и работники социальной сферы?

— В части рейтингов, которые делает "Социальный навигатор", учреждения принимают участие на добровольной основе. То есть само учреждение заявляет, готово ли оно участвовать в рейтинге, представить себя на публичное обозрение.

Но любой мониторинг — российский, международный — вызывает очень осторожное отношение у работников выбранной сферы, потому что они боятся неадекватной реакции управленцев и учредителей: "А почему ты на 25-м месте, а не на первом?". В этом плане культура работы с рейтингами пока в обществе не до конца сформирована. Я знаю небольшое число образовательных учреждений, которые всерьез работают с результатами рейтинга, обсуждают свои слабые и сильные стороны и планируют, как попасть на более высокие позиции.

Можно вспомнить известную задачу, которая была поставлена ведущим российским вузам, — попасть в первую сотню лучших университетов мира по международным рейтингам. При реализации этой задачи на самом деле проводится скрупулезный анализ, по каким позициям мы уступаем лидерам рейтинга, по каким — выигрываем, где есть шанс на развитие. Но пока это скорее исключение, чем массовая практика.

- Каких рейтингов в области образования, на ваш взгляд, не хватает сегодня?

— Что такое рейтинг? Это оформление результатов того или иного мониторинга или исследования для предъявления их в публичном пространстве. Поэтому, перед тем как говорить о рейтингах, надо ответить на вопрос, каких мониторингов и каких исследований нам не хватает.

Я бы сказал, что нам не хватает мониторингов, связанных с качеством среднего и высшего образования, мониторингов индивидуальных достижений наших учащихся и студентов. Мы участвуем в международных исследованиях в этой области, но российских исследований нам не хватает. Во многих странах мира существуют мониторинги детских садов, начальной, средней и старшей школы, но в форме определенной картинки, а не классического рейтинга с первым, вторым и третьим местами. Школы сравниваются в зависимости от контекста.

Например, в Австралии родители могут понять, где и по каким позициям находится выбираемая ими школа и даже ее отдельная ступень. Они могут посмотреть ее достижения в абсолютных показателях, а могут узнать о ее положении среди школ, которые находятся в городах того же размера или среди школ с таким же этническим составом учеников. Сравнить ее по самым разным индикаторам.

При этом австралийцы отказались от интегрального индикатора — вот школа №1 в Австралии, вот школа последняя. Они дают некое информационное пространство, где каждый родитель и каждый старшеклассник могут найти место школы и в абсолютных, и в относительных рейтингах. Но это очень дорогое удовольствие, и такая работа под силу только Министерству образования и науки, а не такому общественному проекту, как "Социальный навигатор". А уж пространство, где эти рейтинги могли быть размещены, удобное для пользования и обсуждения, "Социальный навигатор", я уверен, предоставит.

Читать на сайте ug.ru

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
18 друзей дома в Пучкове: как живут слепоглухие в ПодмосковьеЗначимый взрослый: как в православном социальном доме детей учат довериюЭксперт рассказала, возникли ли сложности у учащихся на итоговом сочиненииТрехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 годуРука для человека в скафандре: кто готовит слепоглухих к обычной жизниВ России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей Кравцов: финансовую грамотность надо внести в обязательные факультативыПятый Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в МосквеКравцов рассказал о запуске программы создания школьных театровКириенко: более 3 тысяч заявок подали на участие в премии "Знание"Школьники из России взяли 8 медалей на Международном турнире по информатикеЛогистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИВ России необходимо улучшить подготовку специалистов, заявил ПутинКравцов рассказал о проблемах лишней отчетности у учителей в регионах Кравцов заявил, что на базе колледжей создадут программы профориентации