Юлия Ромащенко (CAF Россия), специально для проекта "Жизнь без преград"
Третий сектор экономики — некоммерческий, но те, кто работает в нем, пожалуй, чаще других говорят о деньгах. Деньги в этом секторе — возможность реабилитации и социализации для пациентов с тяжелыми заболеваниями, надежда на семью и достойное будущее для детей-сирот, возможность получить поддержку и начать новую жизнь для бездомных, активный образ жизни и общение для пожилых, доступная среда для людей с инвалидностью и в конечном итоге — благополучие всего общества.
Социальный возврат на инвестиции (SROI) — подход, который призван устранить это несоответствие. Он учитывает все социальные результаты деятельности в денежном выражении, чтобы сравнить вложенные деньги и полученные результаты и посчитать эффективность. То есть, если SROI равен 2:1, значит, что на каждый вложенный в проект рубль приходится 2 рубля социальных ценностей.
Методика анализа социального возврата на инвестиции берет свое начало в 1990-х годах. Первым ее использовал фонд REDF в Сан-Франциско, который финансировал долгосрочные проекты в области социального предпринимательства. С тех пор методика получила развитие, включив последние достижения в области корпоративной социальной ответственности. Полностью метод был впервые описан в 2006 году группой специалистов-практиков из США, Канады, Великобритании и Нидерландов. SROI использует логику экономического анализа "затраты-выгоды", но отличается от него тем, что в анализ включаются три вида результатов (экономические, социальные и экологические), а не только финансовые издержки и выгоды, и результаты рассматриваются с точки зрения стейкхолдеров (тех, для кого они достигаются), а не инвестора.
Мы уже стали достаточно сознательными, чтобы не вкладывать просто так свои личные деньги в проект только на основании того, что он обещает прибыль два к одному, и в социальной сфере специалисты по SROI не ограничиваются расчетом показателя, а описывают как можно более полно изменения, которые происходят с людьми в ходе проекта или деятельности.
Если мы хотим закрыть учреждение для сирот, устроив всех детей в семьи, нам нужно не только правильно подготовить детей и семьи, но и помнить о том, что с закрытием учреждения работы, а значит, доходов, лишаются его сотрудники, у которых тоже есть семьи и дети. Соответственно, нам нужно подготовить сотрудников к работе в новых условиях — в качестве поддерживающих специалистов для семей с детьми — или дать им возможность устроиться на другую работу. В анализе SROI все эти моменты помогает учесть внимательное изучение предыдущего опыта работы других организаций и взаимодействие со стейкхолдерами (заинтересованными сторонами) — следует спросить у тех, с кем мы собираемся работать и на кого может повлиять наша деятельность, что они думают по этому поводу, что им действительно нужно, и правильно ли мы представляем себе результаты нашей работы. Очень хорошо и правильно делать это еще до начала проекта, тогда мы точно будем уверены, что он соответствует потребностям всех сторон и учитывает возможные риски.
Практика применения SROI в России пока ограничена. Анализ социального возврата на инвестиции по программе "Будь здоров!" CAF Россия — первый пример. Это программа, которая направлена на обучение школьников основам здорового питания и повышение их физической активности, которая реализуется с 2007 года в таких регионах, как Ленинградская, Владимирская, Новгородская и Новосибирская области. Анализ SROI по программе имел две цели: подтвердить эффективность программы и дать рекомендации по ее дальнейшему улучшению. Анализ показал, что программа имела положительный эффект не только для детей, принимавших в ней участие, но и для школьных учителей и родителей. Дети стали более физически активными и самостоятельными, стали лучше общаться друг с другом, с учителями и родителями, повысилась их самооценка. Родители повысили свою самооценку и стали больше довольны школами, в которых учатся их дети. У учителей вырос профессиональный уровень, многие нашли новый смысл в своей работе.
Другой принципиальный момент в SROI — социальные проекты не всегда имеют только положительные результаты, и это тоже нужно учитывать. Приходя на курсы компьютерной грамотности, пожилые люди сначала испытывают огромный дискомфорт при работе с техникой, у них не все получается сразу, а значит, нам нужно это учесть и подготовить преподавателей к работе с новой группой учащихся и при необходимости быть готовыми дать им дополнительную поддержку. Потом, когда трудности первого этапа будут позади, все они будут вспоминаться с улыбкой, но без поддержки человек может разочароваться и уйти, так и не достигнув положительных результатов.
Но как же это все измерить в деньгах? Вопрос закономерный, и ответ на него не очевиден. Для того чтобы перевести в деньги те ценности, которые мы создаем, мы учитываем три вида результатов: экономические, экологические и социальные.
С экономическими результатами проще всего: они возникают, когда мы даем кому-то источник доходов (новую работу, свое дело и т.п.) или экономим его расходы (например, на проезд, если мы организуем нужную услугу недалеко от того места, где он живет). Здесь достаточно просто посчитать деньги, учитывая все налоговые и страховые выплаты.
Экологические результаты связаны с вредным воздействием на окружающую среду или его снижением. Здесь тоже много сделано с точки зрения денежных оценок: есть квоты на углеводородные выбросы, стоимость услуг по уборке территории и вывозу мусора, штрафы за загрязнение окружающей среды и т. п. — нужно просто выбрать подходящие стоимостные оценки. Например, если в проекте волонтеры собирают мусор на территории лесопарка, можно учесть стоимость уборки аналогичной территории, а если мусор затем сортируется и отправляется на переработку — дополнительно стоимость вывоза и хранения аналогичного объема отходов.
С социальными результатами все сложнее: они связаны с понятием благополучия человека, которое складывается из трех элементов: личное благополучие (хорошее самочувствие, уверенность в себе, адекватная самооценка), социальное благополучие (хорошие отношения с окружающими) и благополучие на работе (баланс рабочего и свободного времени, самореализация, отношения с коллегами).
Все это, действительно, не продается, и не имеет рыночной стоимости, но нельзя сказать, что мы никогда за это не платим. Многие когда-нибудь отказывались от высокой зарплаты, потому что им очень нравится коллектив на нынешней работе. Покупатели квартир готовы доплатить за жилье в хорошем районе. Любящие родители встают ни свет ни заря, чтобы доставить ребенка в школу на другом конце города с хорошими учителями и индивидуальным подходом. Популярностью пользуются не самые дешевые фермерские продукты, потому что мы заботимся о своем самочувствии и здоровье своих близких. Такие скрытые и более явные стоимостные оценки можно использовать для того чтобы получить представление, насколько люди ценят благополучие, а оценив создаваемое нами благополучие в деньгах, сопоставить его с затратами на проект и посмотреть, насколько он эффективен и как сделать его еще лучше.
"Ловкий фокус! — скажет читатель. — Но зачем все эти сложные расчеты? Неужели мы по-другому не можем понять, делаем ли мы жизнь людей лучше?" Можем, и действительно, есть много других способов рассказать о результатах работы НКО. Анализ SROI — это попытка внести финансовую четкость, ясность и стандарты раскрытия информации в сферу социальной отчетности, чтобы НКО, рассказывая о своей деятельности, представляли полную картину ее влияния на жизнь людей, а те, кто их поддерживает, были уверены в том, что они жертвуют свои деньги, время и другие ресурсы на то, что действительно нужно и эффективно.