Рейтинг@Mail.ru
Попович: cоздатели рейтингов должны изучать реальные нужды населения - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Попович: cоздатели рейтингов должны изучать реальные нужды населения

© РИА Новости / Александр НатрускинДиректор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович
Директор Института экономики здравоохранения НИУ Высшая школа экономики Лариса Попович
Прошло пять лет со дня создания "Социального навигатора" — проекта МИА "Россия сегодня", специализирующегося на эксклюзивных международных и российских социальных исследованиях. Удалось ли за эти годы социальным рейтингам занять весомое место в жизни общества? Какими должны быть мониторинги в сфере здравоохранения?

Прошло пять лет со дня создания "Социального навигатора" — проекта МИА "Россия сегодня", специализирующегося на эксклюзивных международных и российских социальных исследованиях в сферах образования, медицины и городской среды. Удалось ли за эти годы социальным рейтингам занять весомое место в жизни общества? Какими должны быть мониторинги в сфере здравоохранения? Об этом корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказала директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики", директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович.

- Лариса Дмитриевна, как за последние пять лет изменились социальные рейтинги в России? Удалось ли им занять значимое место в жизни российского общества?

— К сожалению, пока они не заняли своего места, но хорошо, что работа по их созданию продолжается. Для того, чтобы социальные рейтинги вошли в нашу жизнь более широко, им необходимы достаточно серьезные стимулы развития. РИА Новости начинало заниматься рейтингами в социальной сфере, когда о них еще почти не говорили. "Социальный навигатор" подготовил рейтинги многих социальных учреждений и в образовании, и в здравоохранении, и в других сферах. Но не так просто выбрать критерии, которые были бы максимально близки, полезны и понятны населению. Мне кажется, что эта работа очень важная, но участникам проекта предстоит еще пройти большой путь, чтобы привлечь к своему продукту внимание самой широкой аудитории.

- Кто, на Ваш взгляд, главная целевая аудитория подобных рейтингов – простые граждане (родители и пациенты), работники социальной сферы или управленцы?

— Рейтинги имеют всегда, как минимум, три группы потребителей, поэтому они должны быть разными. Рейтинг, который предназначен для управленцев, замеряет важные свойства организации, связанные с ее эффективностью, рациональностью расходования средств, профессиональной квалификацией персонала. Причем качество работы здесь будет оцениваться только с точки зрения "затраты-результативность". Такой рейтинг, скорее всего, будет не очень интересен населению.

Рейтинг для профессионалов в сфере здравоохранения, культуры или образования, скорее всего, будет содержать информацию об отношениях внутри коллектива, о заработной плате, о возможности карьерного роста. Специалисты используют подобные сведения при решении сменить работу. Такого рода рейтингов у нас пока нет, хотя за рубежом они существуют и активно используются.

В России социальные рейтинги, как правило, создаются для потребителей. Но пока мы не очень хорошо, не детально знаем потребности различных групп наших сограждан при получении социальных услуг. Поэтому совсем не легко выбрать и замерить те важные свойства, которые потребители из разных групп населения могли бы использовать.

- Например?

— Скажем, рейтинг поликлиник, недавно подготовленный Минздравом, сегодня измеряет параметры, которые совершенно не важны для большинства потребителей. Например, "удельный вес больных с впервые установленной 1 и 2 стадией злокачественных новообразований всех локализаций в общем числе больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования"; "частота вызовов скорой медицинской помощи (на 1 000 прикрепленного населения); «доля лиц среди прикрепленного населения, умерших на дому трудоспособного возраста (женщины 18-54 года, мужчины 18-59 лет)" и так далее. Потребителю важно, насколько аккуратно, вежливо, быстро и безопасно его обслужат в медицинском учреждении. А этих показателей, в общем, нет. Я думаю, что, если мы будем двигаться в этом направлении, тогда и потребители смогут подобные рейтинги использовать.

- Насколько в действительности сегодня широк выбор социального учреждения для потребителя? Сможет ли он воспользоваться рейтингом, чтобы прикрепиться к другой поликлинике, или это больше теоретическая, чем реальная возможность?

— В советской системе здравоохранения, наследником которой является Россия, никогда не строилось избыточных поликлиник. Поликлиники строились по территориальным нормативам из расчета числа жителей. С приходом рыночных отношений стали появляться частные клиники, иногда системе ОМС стали открывать свои двери ведомственные поликлиники. И в некоторых крупных городах появился очень небольшой избыток мощности, которые теоретически могли бы дать основу для выбора у пациентов.

У жителей небольших городов такой возможности вообще нет. Лишь бы была хоть какая-нибудь поликлиника, хоть какой-нибудь медицинский центр, а ни о каком выборе речь не идет. Поэтому, когда мы говорим о рейтинге как основе для выбора, то речь идет об очень небольшом количестве жителей крупных городов. На мой взгляд, сейчас подобные рейтинги должны быть в первую очередь "управленческими" – руководитель должен понимать, насколько правильно у него организована работа. Однако при этом помимо оценки эффективности и безопасности профессиональной деятельности в них необходимо включать индикаторы удовлетворенности населения и проводить анализ особенностей жалоб. Тогда управленец поймет проблемные зоны и сможет организовать работу более рационально и клиенто-ориентированно. Конечно, если такую цель он перед собой ставит.

- Какие цели в сфере здравоохранении кажутся вам сейчас наиболее интересными с точки зрения проведения мониторингов, составления рейтингов?

— Если говорить об исследованиях для управленцев, то сейчас, как показал недавний Форум ОНФ "За качественную и доступную медицину", важно обеспечить доступность медицинской помощи для населения. Я не упоминаю термин "качество", а говорю только о доступности, потому что даже у чиновников отсутствует однозначное понимание того, что такое "качество медицинской помощи", и критерии его очень размыты. Поэтому я бы стала ориентироваться на доступность и человечность, "пациентоцентричность" системы здравоохранения. Я бы оценивала полноту предоставления услуг, предусмотренных для амбулаторной помощи в программе госгарантий, в той или иной поликлинике. Безусловно, я бы выделила в отдельную группу специализированные поликлиники и медицинские центры, чтобы сравнивать между собой равновеликие с точки зрения  специализации объекты.

У тех поликлиник, которые оказывают весь спектр медицинских услуг, я бы оценила систему организации записи или доступа к врачам. Очень важный параметр доступности — логистическое удобство, характер расположения кабинетов, а также время, которое пациентам приходится ждать приема у врача-специалиста.

И еще следовало бы оценивать психологическую удовлетворенность пациента от общения со всем персоналом, от регистратора до главврача (если ему приходится с последним общаться). Надо понимать, что от коммуникативных навыков наших медицинских работников зависит очень много, а внимание этому аспекту уделяется слишком мало, во всяком случае, в государственных учреждениях. И рейтинги здесь – очень хороший инструмент влияния на ситуацию. Ничего другого я бы сейчас даже не отслеживала, не стала бы смотреть ни на мощности, ни на оснащенность поликлиник. Доступность медпомощи, возможность быстро попасть на прием к вежливым и сопереживающим врачам-специалистам из полного списка сейчас для пациентов важнее всего.

- Что бы Вы пожелали "Социальному навигатору" в дни его юбилея?

— Я хотела бы пожелать сотрудникам этого проекта развивать его и еще больше усилить внимание к нему. Мне кажется, что "Социальный навигатор" очень важен для населения, и к его работе нужно подключать как можно больше представителей пациентского сообщества. Они помогут исследователям понять, что для пациентов особенно важно при их взаимодействии с медицинской сетью.

Мне кажется, что у нас впереди очень много работы. Я желаю "Социальному навигатору" хорошего самочувствия и успешного развития.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала