Рейтинг@Mail.ru
Айгистов: интернет поможет научить жителей стран СНГ русскому языку - Социальный навигатор РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Айгистов: интернет поможет научить жителей стран СНГ русскому языку

© Фото : из личного архиваРуководитель Российского Агентства развития информационного общества "РАРИО", председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр Айгистов
Руководитель Российского Агентства развития информационного общества РАРИО, председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр Айгистов
Жители Ближнего Зарубежья не так часто пользуются русским языком при устном общении, как при работе в интернете, считают эксперты. Как можно использовать это явление для популяризации русского языка? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказал руководитель Российского Агентства развития информационного общества "РАРИО" Александр Айгистов.

Жители Ближнего Зарубежья не так часто пользуются русским языком при устном общении, как при работе в интернете, считают эксперты. Как можно использовать это явление для популяризации русского языка? Как сегодня формируется спрос на изучение русского языка за границей? Об этом корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал руководитель Российского Агентства развития информационного общества "РАРИО", председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр Айгистов.

- Александр Анатольевич, какие возможности предоставляет интернет для сохранения русского языка у жителей Ближнего Зарубежья?

— Хорошо известно, что за последние пять лет произошло сокращение финансирования обучения русскому языку в странах СНГ, и язык больше не поддерживается там на прежнем уровне. Все меньше проводится профильных мероприятий и конференций. Точно также и людей, свободно владеющих русским языком, на территории бывшего СССР становится все меньше. Кто-то уезжает, кто-то стареет и уходит из жизни…

В некоторых странах процент носителей русского языка совсем невелик – от 3% до 25%. Тем не менее, их национальные сегменты интернета, в основном, русскоязычные — где-то на три четверти, где-то на 85%, 90% и даже 95%. И интернет сегодня может стать тем полем, где можно с не очень большими затратами проводить государственную политику по поддержке русского языка.

- Какими могут быть способы такой поддержки?

— Для начала надо побудить людей пользоваться русским языком, изучать русское, интересоваться русским и так далее – это самое главное. Любые образовательные технологии и конференции в сфере распространения русского языка – это все вторично. Нужна новая государственная политика, нужны особые политические институты, которые будут ставить главный акцент на интернете.

Как это можно было бы сделать? Первый способ — распространять в национальных сегментах интернета российское и русскоязычное программное обеспечение, то есть действовать не "в лоб", а более тонко. Есть антивирусные программы, интернет-сервисы, без которых современному интернет-пользователю невозможно работать. Все они должны быть на русском языке.

Мы могли бы договариваться с международными интернет-сервисами, чтобы у них появились очень хорошие, удобные русскоязычные инструкции, и мы могли бы помогать им в их подготовке. Потому что переводить инструкции на национальные языки – дело довольно затратное, неудобное, и не все международные компании будут этим заниматься. Ко многим продуктам, как правило, существует англоязычная лицензия и инструкция. Нам же необходимо, чтобы они обязательно были русскоязычными.

- Есть и другой способ?

— Можно действовать через интернет-торговлю, русские интернет-магазины. Они могли бы создавать свои версии, где будут присутствовать и национальный и русский язык. Можно распространять через поисковые системы для национальных сегментов те или иные бонусы, скидки для приобретения программ или товаров в российских интернет-магазинах. Люди захотят пользоваться всеми возможностями интернета, но им понадобится для удобства знать основы русского языка. И здесь наш план начнет действовать.

Количество участников интернет-пространства будет расти, и многие из них начнут интересоваться и пользоваться русским языком. Допустим, они отправляют запрос в интернете на русском языке, поисковая система или интернет-магазин автоматически отслеживает географию запроса и делает вывод, случайно или закономерно человек пользуется русскоязычными сервисами. Тут же нужно предлагать человеку какой-либо русскоязычный образовательный сервис, обязательно на льготных условиях. Постоянно должны быть какие-то зацепки, привлекательные предложения для жителей других стран. А уже дальше в игру должны вступать дистанционные сервисы обучения или другие предложения.

- Видите ли вы у русскоязычных социальных сетей подобный потенциал для привлечения жителей стран СНГ в русскоязычную среду общения?

— Да, безусловно. Конечно, русскоязычное сообщество в соцсетях уже существует. Но я бы искал и новые средства привлечения внимания к русскому языку.
Мне кажется, мы должны работать не только с носителями языка, но и с людьми, которые не знают русского. Мы должны предлагать им языковое обучение, заинтересовать нашими новостями. Это принесет пользу для России и в политическом смысле.

Насколько мне известно, в странах Дальнего Зарубежья недостаточно эффективно используются средства, которые Россиия выделяет на обучение русскому языку и пропаганду русской культуры. Отделения "Русского дома" не очень качественно исполняют свои обязательства в этой сфере. Я думаю, что есть смысл сместить акцент миссии по распространению русскому языку с представителей русскоязычных диаспор на коренных жителей других стран.

- Кто сегодня формирует спрос на русский язык в странах Дальнего Зарубежья?

— Конечно, всегда существует традиционно высокий интерес к русской культуре и русскому искусству. Но сегодня в русском языке заинтересованы, в первую очередь, представители бизнеса, которые работают с Россией и поставляют к нам свою продукцию. В качестве примера можно привести Италию, откуда мы импортируем мебель, одежду, другие товары широкого потребления. И поэтому все больше итальянских школ включают в свою программу с младших классов русский язык. Детей воспитывают будущими бизнесменами. В Испании это также существует, хотя и в меньших масштабах.

- Достаточно ли распространены дистанционные средства обучения русскому языку для иностранцев?

— Конечно, языковые курсы в интернете уже существуют, но, на мой взгляд, они нуждаются в улучшении. Нам нужно больше изучать зарубежный опыт в этой сфере. Американцы, к примеру, делают подобные курсы лучше, удобнее, интереснее. Иногда нужно идти проторенным путем и просто копировать лучший опыт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала