МОСКВА, 16 апр — РИА Новости. Круглый стол на тему "Русский как "второй язык" граждан стран СНГ" прошел в МИА "Россия сегодня" и продолжил серию мероприятий по продвижению русского языка в мире. Русисты говорили о способах сохранения русскоязычной среды в странах СНГ, в частности, о создании общей методической копилки по преподаванию русского языка как второго родного и русского как иностранного.
Доцент Петрозаводского государственного университета Александр Матюшкин рассказал об особенностях положения русского языка в Содружестве Независимых Государств. Он указал на гармоничное состояние русского языка в республике Беларусь, где есть установка на всеобщее (более 90% населения) владение русским языком. Особенность Украины, по его словам, заключается в том, что при высоких показателях свободно владеющих русским языком (80%), бросается в глаза низкий показатель обучающихся русскому языку в современной системе образования (16,5%). В республике Молдова 15% населения "обычно разговаривают на русском языке", в Казахстане 84% владеют русским языком.
Кроме того, доцент затронул отдельные проблемы, связанные с изучением русского языка в некоторых странах. Так, по его словам, в Киргизии при всеобщем владении русским языком ощущается дефицит учителей-славистов. В дошкольных учреждениях Узбекистана русский язык не используется вовсе. В Таджикистане всего 2,8% изучают русский язык в образовательных учреждениях. В Туркменистане действуют жесткие ограничения, включая запрет на ввоз российской периодики.
Вместе с тем, генеральный директор Российского агентства развития информационного общества Александр Айгистов обратил внимание участников дискуссии на то, что срез интереса к интернет-ресурсам говорит об очень высокой степени распространенности и понимания русского языка в странах СНГ. Он привел статистику, согласно которой, в Молдавии 80% населения пользуется интернетом на русском языке, в Киргизии – 90%, в Таджикистане – 96%.
Начальник управления научной деятельности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Татьяна Кудоярова подчеркнула, что способы и объемы преподавания языка в странах СНГ зависят от статуса языка в стране. По ее словам, общая проблема преподавания русского языка заключается в нехватке квалифицированных специалистов. "Преподаватели в странах СНГ — настоящие подвижники, однако они испытывают серьезные методические трудности, им не хватает молодой смены", — отметила она. При этом Татьяна Кудоярова подчеркнула, что каждая страна СНГ имеет много собственных методических разработок в этой сфере и ноу-хау. "Этими разработками нужно делиться", — сказала она, призвав филологов создать общую методическую копилку.
В связи с этим генеральный директор АНО "Центр современных образовательных технологий" Сергей Буланов высказал мнение, что подобная методическая копилка должна стать живым сообществом, своеобразным филологическим комьюнити, а не кладбищем методических пособий.
Говоря о конкретных педагогических методиках, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Юго-Осетинского государственного университета Марина Чибирова рассказала о поликультурной и полилингвальной модели обучения, позволяющей на паритетных началах изучать осетинский и русский язык.
Среди приглашенных спикеров были известные российские и зарубежные слависты, профессора ведущих российских вузов и вузов стран СНГ, а также журналисты.