Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальный навигатор

Пинская: формирующее оценивание помогает педагогам лучше учить детей

© РИА Новости / Владимир ТрефиловВедущий научный сотрудник Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Марина Пинская
Ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ Высшая школа экономики Марина Пинская
Формирующее оценивание школьников – педагогический метод, который сегодня успешно развивается в мире. Что это такое? Какими преимуществами обладает этот способ взаимодействия учителей с учениками? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказала ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Марина Пинская.

Формирующее оценивание школьников – педагогический метод, который сегодня успешно развивается в мире. Что это такое? Какими преимуществами обладает этот способ взаимодействия учителей с учениками? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказала в предверии: "Всероссийской выездной школы педагогов 2015", которая пройдет 23-27 марта, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Марина Пинская.

- Марина Александровна, что такое формирующее оценивание школьников?

— Каждый школьный учитель оценивает своих учеников, и для этого у него есть самые разные инструменты. Оценочная процедура может быть итоговой, с ее помощью учитель контролирует, куда пришли его ученики, достигли ли они цели, заданной образовательным стандартом.

Есть и другой род оценивания, которое учитель проводит не для проверки, а чтобы понять, как изменить собственные действия и помочь каждому из учеников улучшить свои достижения. Этот тип оценивания, который отвечает на вопрос "как идут дела, что не так, и как сделать лучше?", называется формирующим.
Обычно в классе происходит и то, и другое. Итоговое оценивание помогает учителю понять, выполнил ли он свои обязательства, научен ребенок или нет, а формирующее оценивание помогает найти способ помочь каждому ученику, улучшить его положение и сделать знания для него доступнее.

- Как возник метод формирующего оценивания?

— Он существовал всегда, ведь это естественная часть отношений учителя с учеником. Мы все слышали, как педагог говорит ребенку: "Попробуй сделать не так, а иначе", "Сначала нарисуй линеечки в тетрадке, чтобы писать ровнее", "Прежде чем ты начнешь писать сочинение, попробуй определить самое важное, о чем ты хочешь рассказать".

Любые советы такого рода – уже часть формирующего оценивания. Учитель видит, чем можно помочь ученику, что ему нужно посоветовать. Например, одному ребенку необходимо сделать чертеж к задаче, потому что так он легче схватывает поле задачи, а другому это не нужно. Наши учителя так работали всегда. Несколько десятилетий назад в мире был сделан очень сильный акцент на тестировании школьников. А тесты всегда хочется стандартизировать, сделать все задания одинаковыми, а результаты – простыми для обработки, чтобы они позволяли контролировать уровень достижений учащихся. В конце 1990-х гг. педагоги из разных стран начали понимать негативные эффекты такого подхода. Конечно, тестирование необходимо, и никто от него не отказывается, но оно не универсально. Для решения других задач требуются другие инструменты.

В это время  в Англии появилась группа педагогов, выступающая за реформирование оценивания. Члены этой группы заявили, что главное в работе учителя – не просто замерить достижения ученика, а улучшить их, и для этого нужно пользоваться другими подходами и инструментами. По их мнению, оценивание – это все, что происходит между учителем и учеником и помогает каждому из них улучшить свою деятельность. Спустя некоторое время, около 10-15 лет назад, в образовательных стандартах и профессиональных стандартах учителей разных стран стало появляться требование формирующего оценивания.

- Что формирующее оценивание дает ученикам, учителям и родителям?

— Родители –  наиболее слабое звено в восприятии этого метода. Учителя как-то быстро понимают, что у них возникают новые, более доверительные отношения с детьми, появляется возможность сотрудничать. И не потому, что учителя вдруг стали "хорошими", а потому, что сам метод к этому располагает.

Например, я, учитель, проверила работу ученика и вместо того, чтобы написать в тетради "3", "4", или "5" говорю ему: "Давай-ка ты попробуешь теперь делать вот это по-другому" или: "Смотри, еще вчера у тебя этого не было, а сегодня уже получилось. Это здорово!". Понимаете, это другой характер отношений. Учителя и дети его видят и понимают. А вот что видят родители? Это вопрос.

Обычно ребенок дома слышит: "Покажи тетрадь, покажи дневник. Все ясно". А процесс сотрудничества учителя с учеником иногда не виден. Поэтому формирующее оценивание предполагает письменную обратную связь с учеником, когда рекомендации даются не только на словах, но и в тетради. Родители должны видеть, что там не просто стоит "см", а учитель советует ученику, как выполнить задание, и потом реагирует на результат.. Сделал ли ученик, что его просили? Начал ли чертить линеечки, чтобы писать ровно? Делает ли он теперь рисунки к задаче, выстраивает схемы на орфограмму?

То есть должны быть письменные свидетельства того, что между учителем и учеником идет осмысленная целенаправленная работа по улучшению результатов учебы. Это очень серьезный и ценный аргумент для родителей, поскольку все хотят, чтобы с их детьми занимались индивидуально. Но если этого нет, то и цена заявления учителя "у меня теперь формирующее оценивание" невысока, потому что следы этого оценивания должны быть очень наглядными.

- Кто обучает российских учителей работе по этому методу?

— В Московской высшей школе социально-экономических наук есть магистерские программы по управлению в сфере образования, и в них уже несколько лет входит курс формирующего оценивания. К этой теме проявляют интерес и региональные институты повышения квалификации. Постепенно этот метод входит в обиход.

- Происходит ли внедрение этого метода в российских школах?

— Здесь скорее надо говорить о том, в каких педагогических системах оно уже действует и распространяется. В системе развивающего обучения есть много приемов и инструментов  такого оценивания, поскольку эта система  предполагает, что учитель строит оценивание учеников как формирующее. Такая привычка становится частью ментальности педагогов, работающих по системам развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова.

Формирующее оценивание обязательно есть в школах, включенных в систему Международного бакалавриата. Сейчас таких школ довольно много, в Москве их уже больше десятка. Кроме того, в любом классе, где учитель полагается на здравый смысл, понимает детей и ищет способ им помочь можно обнаружить формирующее оценивание.

- Можно ли оценить опыт такого внедрения?

— Никакого официального внедрения, "по команде", не было. Даже само название метода не звучало. Но в последние несколько лет можно наблюдать, как учителя начинают сами интересоваться этим методом. Можно ли его внедрять? Да. Когда школа заявляет о том, что начнет работать по программе Международного бакалавриата, формирующее оценивание немедленно прекрасным образом начинает внедряться. В другой школе учителей обучили работать по системе Эльконина-Давыдова – и там все замечательно внедряется. Есть ещё замечательные программы INTEL, которые очень хорошо и массово обучают учителей, в том числе, формирующему оцениванию.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала