Анна Курская, РИА Новости
Дополнительного образования школьников в том виде, в котором оно существует в бывших советских республиках, нет больше нигде в мире. Поэтому масштабное социологическое исследование, результаты которого были представлены российскими учеными, открыло немало интересных и неожиданных фактов о том, кто и почему работает с детьми в их свободное время.
В 2012-2013 гг. социологи из НИУ "Высшая школа экономики" и Левада-Центра провели совместное исследование, посвященное дополнительному образованию школьников. Они опросили более тысячи руководителей учреждений допобразования из 60 регионов России, 5 тыс. педагогов, работающих в этой сфере, и 5 тыс. родителей, которые водят своих детей на занятия в учреждения дополнительного образования.
"Мы хотели попытаться впервые системно осветить ситуацию с дополнительным образованием в России. Наше исследование оказалось первым и уникальным по масштабу, до нас никто с таким охватом дополнительное образование не изучал", — рассказал РИА Новости ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Борис Куприянов.
По статистике, сегодня в России работает 14,5 тыс. организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, в них занимаются 12 млн детей. Ученые попытались составить хотя бы первую приблизительную картину того, что происходит в этих организациях. Их интересовало многое: как школьники проводят свободное время, насколько удовлетворяются запросы семей в организациях дополнительного образования и насколько эффективно работают эти организации.
Авторы исследования уделили особое внимание выяснению того, кто и в каких условиях сегодня работает педагогами дополнительного образования. Ведь именно педагоги определяют качество и содержание образования в этой сфере, где нет образовательных стандартов, и на которую в очень ограниченной мере распространяется действие федеральных государственных требований.
Работой довольны…
Педагоги дополнительного образования – очень специфическая категория педагогов, очень разномастная и своеобразная, отмечают эксперты.
"Люди приходят к работе педагогами дополнительного образования самыми разными путями. Бывает так, что один человек стал работать в этой сфере после того, как его уволили с завода, где он был инженером. Другой после окончания педвуза не смог работать в школе. Это не говорит о том, хорошо они работают или плохо, все работают по-разному", — рассказал Борис Куприянов.
Интересно отметить, что подавляющее большинство педагогов в детстве сами занимались в учреждениях дополнительного образования, причем именно по тому профилю, по которому они сами работают сегодня.
Опросив педагогов, исследователи узнали, что 84% из них вполне удовлетворены своей работой и не хотели бы ее менять на какую-то другую. Для сравнения, у школьных учителей этот показатель на 20% меньше. Хотя и те и другие недовольны все возрастающим количеством "бумажной" работы. В то же время, в отличие от своих школьных коллег, педагоги дополнительного образования меньше тратят времени на подготовку к занятиям, предпочитая делать то, что уже умеют и считают важным.
При этом оплата труда для педагогов дополнительного образования – не главный мотив выбора места работы, как это нередко бывает у представителей других специальностей, отметили социологи.
"У этих педагогов довольно сильно выражены мотивы, связанные с самореализацией в профессии. Они меньше придают значения материальным стимулам, большее внимание уделяют факторам, связанным с социальным статусом и условиями труда (отпуска, льготы), но именно мотивы самореализации для них являются ведущими. Для них особенно важна возможность не столько зарабатывать деньги, сколько заниматься любимым и интересным делом", — рассказал РИА Новости директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ "Высшая школа экономики"Сергей Косарецкий.
…но некуда расти
Другой вывод из исследования дает меньше оснований для оптимизма. К сожалению, российские педагоги дополнительного образования сегодня практически не видят перспектив карьерного роста, отмечают социологи.
"В целом у нас и для школьных учителей очень плохо проработана карьерная лестница. Возможный карьерный рост педагога связан с переходом в администраторы, директоры, но это возможно лишь для ограниченного количества учителей или педагогов дополнительного образования. Получается, что педагог работает десятилетиями, а изменения социально-профессионального статуса не происходит", — рассказал Сергей Косарецкий.
Выросший уровень мастерства мог бы получать внешнего оформления хотя бы в профессиональном сообществе, где педагог считался бы более квалифицированным и авторитетным, чем его коллеги, считает он. По его мнению, сегодня встал вопрос о формировании нескольких восходящих траекторий профессионального развития для педагогов.
"Пусть таких маркеров, "ступеней" будет немного, две-три — "наставник", "мастер", "эксперт" и т.п., — но они будут показывать, что профессионал развивался и не стоял на месте. А когда специалист не меняет свою позицию по 20-30 лет, это негативно сказывается на его самочувствии и на профессиональной деятельности", — подчеркнул эксперт.
Эксперты полагают, что для педагогов дополнительного образования такое новшество было бы особенно актуальным. Возможно, решить проблему помогло бы введение системы формальной сертификации по уровням профессионального мастерства, как в преподавании, так и во владении специальными навыками в конкретной области творчества или техники.
"Наше исследование показало, что в этом отношении более комфортно и уверенно чувствуют себя педагоги спортивных школ, где ступени достижений и формы общественного признания выделены и оформлены более рельефно. Можно попробовать создать такие линейки и в других секторах дополнительного образования. Такой подход поможет педагогам видеть, как они переходят с уровня и уровень, он также может отражаться на их зарплате, условиях работы и социальном статусе", — отметил Сергей Косарецкий.
Разнородная группа
Ученые также обратили внимание на то, что педагоги дополнительного образования, в отличие от учителей или воспитателей, — достаточно неоднородная социально-профессиональная группа. Они воспринимают себя как хореографов, режиссеров, тренеров, а не как педагогов дополнительного образования, поэтому сложно идет процесс выработки единых культурных норм профессиональной деятельности.
Кроме того, зарплата, рабочие обязанности, мотивация и профессиональное самочувствие педагогов дополнительного образования различаются в зависимости от того, в организациях какой ведомственной принадлежности и формы собственности они работают. Можно, например, говорить о более "привилегированном" положении педагогов государственных организаций, выраженной "молодежности" коллективов частных организаций и т.д.
"Когда мы будем решать задачи, связанные с введением профессионального стандарта педагогов дополнительного образования и с повышением их зарплаты, то нам надо будет учитывать эти существующие различия, — отметил Сергей Косарецкий. — Важно будет не загнать всех в какие-то узкие рамки, а выстроить гибкую политику, и подумать, как приведение к "средней" зарплате скажется на положении разных групп педагогов. Не окажется ли какая-то из них в проигрыше?".
Дополнительного образования в том виде, к которому привыкли россияне и жители стран СНГ, нет больше нигде в мире, отмечают ученые. Поэтому им не удается опереться на зарубежный опыт при оценке результатов своего исследования.
"Нельзя сказать, что мы нашли ответ хотя бы на большинство наших вопросов. Мы, скорее, уточнили их формулировки. Но, тем не менее, я думаю, что мы сделали очень большой шаг в детальном освещении сферы дополнительного образования", — резюмировал Борис Куприянов.