МОСКВА, 24 фев — РИА Новости. Дискуссия "Школьный директор вчера, сегодня, завтра" состоялась в рамках конференции "Тенденции развития образования", которая прошла в Московской высшей школе социальных и экономических наук. Участники встречи обсудили, что изменилось в практике школьных руководителей за последние 20 лет, и с какими вызовами сталкиваются директора сегодня. Своим опытом поделились руководители известных российских школ.
Так, директор Центра образования "Царицыно" № 548 (г. Москва), народный учитель России Ефим Рачевский заявил, что участники конференции "работают в гуманитарной сфере, которой свойственно развиваться намного медленнее и консервативнее, чем всевозможным технологиям". "Хорошо, что мы ушли от сметного финансирования, школы стали открытыми", — сказал он, добавив при этом, что директорам дали в руки универсальные инструменты, но многие никак не могут к ним привыкнуть – директорам дали свободу, но они не знают, что с ней делать. В связи с этим он привел статистику, согласно которой всего 21% российских школ пользуются возможностями 83 Федерального Закона, который даровал школам эту свободу.
Кроме того, в своем выступлении Ефим Рачевский подчеркнул важность "интеграции дошкольного и школьного образования, создания единой образовательной программы, ориентированной на детей от 3 до 10 лет". Говоря о мотивации школьного коллектива, директор признался, что старается постоянно чем-то удивлять своих подчиненных и коллег. "Корпоративная культура достигла некого абсолюта: в школе 500 работников, но ни одна учительница не уходит в декрет в другое время, кроме как в конце мая – начале июня", — отметил он.
Научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин в своем выступлении вспомнил работы Сухомлинского. "Находясь в очень жесткой идеологической структуре, действуя в условиях единого учебника и жестких проверок, этот человек был свободен и создал уникальную авторскую школу гуманистической направленности", — напомнил он. В связи с этим, Исак Фрумин предположил, что "директор школы – позиция, которая требует уникальности и индивидуальности, своего неповторимого почерка". "Если это есть, то директор, освоив управленческие техники, станет настоящим лидером", — подчеркнул он.
Исак Фрумин поставил под сомнение разговоры о том, что дети и подростки сильно изменились последние годы. "Если взять учебник возрастной психологии 50-летней давности, он в значительной степени окажется релевантным", — отметил он, добавив, что контекст вне школьных стен его не интересует. "Для меня есть только один контекст: дети 7, 11, 14, 17 лет", — добавил он.
В дискуссии также приняли участие директора современных динамично развивающихся школ и образовательных комплексов из разных регионов России, в том числе победитель конкурса "Директор школы-2013", директор коррекционной школы № 13 Санкт-Петербурга Денис Бухаров. Он рассказал, что его школа — единственная в своем роде: "мы попытались сломать социальные стереотипы и создали некую структуру, назвав ее "школой для всех", "школой разных и равных". По его словам, эту идею пытаются изучить и преломить не только россияне, но и финские коллеги.
Директор гимназии № 1540 (г. Москва) Марина Моисеева озвучила навыки, которыми, по ее мнению, последние годы овладели современные директора школ. "Мы познакомились с финансовой системой, научились вести хозяйственную деятельность, освоили работу в поликультурной среде и в сфере инклюзивного образования", — отметила она, подчеркнув, что "на повестке дня — интеграция дошкольного и школьного образования". "Мы учимся управлять школой в условиях неопределенности", – сказала директор, добавив, что в этой ситуации современным директорам крайне важно уметь думать в стиле форсайт.