Лидерские качества руководителя образовательного учреждения сегодня стали предметом активного обсуждения среди педагогов. Можно ли научить директора школы вести учителей за собой, или лидерские навыки обусловлены природными задатками человека? Речь об этом пойдет на Двенадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра", которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук 19-20 февраля. В канун форума о своем видении проблемы лидерства корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал декан факультета управления Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Лев Фишман.
- Лев Исаакович, предстоящая конференция посвящена лидерству в образовании. Что это такое?
— Лидер — это тот, кто ведет за собой, кто способен вдохновлять людей на изменения. Но что делать, чтобы стать лидером? Можно ли человека научить этому? На протяжении многих лет я занимаюсь подготовкой руководителей образовательных учреждений, и поэтому эти вопросы меня всегда волновали.
Я решил переосмыслить исследования, выполненные мной и под моим руководством, и неожиданно пришел к выводу, что хотя прямого отношения к лидерству эти работы не имели, они дали много полезного материала для анализа понятия "лидерство".
- Расскажите подробнее, пожалуйста?
— Первая группа исследований не упоминала слова «лидерство», в них речь шла об эффективном управлении образовательными учреждениями. И выяснилось, что если директора хорошо понимают цели своей деятельности и качественно осуществляют функции управления, то есть технологически правильно ставят цели, планируют, организовывают и контролируют, то их образовательные учреждения успешны.
Следующая группа исследований – психологических – позволила нам выяснить, что руководители образовательных учреждений успешны практически вне зависимости от их социально-психологических характеристик.
В книгах о лидерстве, кстати, встречалось такое направление – "теория великого человека". Там говорилось о том, что главное, чтобы у человека были определенные личностные качества, тогда он будет лидером. Оказывается, эффективным руководителем в образовании можно стать человеку с разными личностными характеристиками. Есть очень небольшое количество корреляций.
Лишь человек, у которого совершенно нет установки на достижение целей, или который слишком сильно стремится избегать неудач, не будет хорошим руководителем. Но это совершенно очевидные вещи. А все остальные личные качества на возможность эффективно управлять школой практически не влияют.
- Таким образом, вы развенчали теорию "великого человека"?
— Ну, здесь мы были далеко не первыми. И, наконец, последнее исследование. Мы узнали, что если руководитель функционально все делает как надо – правильно ставит цели, планирует, контролирует, организует, — то человеческие ресурсы его организации развиваются. Это можно оценить по тому, насколько педагоги привержены целям организации, насколько они готовы менять свою деятельность в соответствии с этими целями, насколько они готовы повышать свою квалификацию. А это и есть признаки того, что педагоги идут за лидером.
Если посмотреть на все эти три группы исследований, получается, что на самом деле в лидерстве есть вещи вполне рациональные, и лидеров можно и нужно готовить.
- Какую роль здесь играет личная мотивация руководителя?
— Надо, чтобы человек действительно хотел повышать качество образования. А не просто сохранить свое место или переждать время. Как стимулировать это желание? Вкратце можно сказать, что для этого органы образования должны работать иначе. Начальники должны создавать такие правила игры, чтобы руководителю хотелось ставить цели, связанные с качеством образования, а не с чем-то другим.
Надо делать так, чтобы появлялись высокочувствительные механизмы влияния общества на образование. Например, если значительная часть полномочий по принятию каких-то серьезных решений будет передана от директора школы или заведующего детским садом общественным органам, управляющим советам. Ведь родителям в первую очередь важно качество образовательных услуг, а все остальное им не так интересно. В этом случае и директор вынужден будет ставить соответствующие цели.
- Сегодня при подготовке директоров школ и заведующих детских садов учитывают развитие навыков, связанных с лидерством?
— Если говорить о стране в целом, то в разных учебных заведениях это устроено по-разному. Если говорить о серьезной подготовке, а не о краткосрочном повышении квалификации, то в стране можно найти лишь одно-два места, где она есть. К сожалению, в нашей стране профессия "руководитель образовательного учреждений" до сих пор не является специальностью. Директоров школ у нас практически не готовят к будущей профессиональной деятельности. Их сначала назначают, а лишь потом они начинают повышать квалификацию — то, чего нет.
Что касается лидерства, то сегодня о нем не говорит только ленивый, но при этом говорить – это одно, а готовить лидеров по-настоящему – совершенно другое. В основном, о лидерстве только говорят, как это важно, и все. Все существующие концепции в этой области не слишком операциональны, и не очень понятно, как лидеров готовить.
- У Вас есть практический опыт в этой сфере?
— Да, на нашем факультете мы стараемся не просто говорить о лидерстве, а технологически их готовить. Мы хотим, чтобы наши слушатели понимали, в чем их роль и задача в образовательном учреждении, какие нужно ставить цели, что эти цели должны быть конкретными и измеримыми, а план работы должен быть программой поставленных целей, а не набором каких-то мероприятий.
Когда руководитель готовит какие-то документы, локальные акты для своей школы, он должен доводить ими информацию для педагогов о том, чего он хочет. Конечно, нужно и контролировать исполнение своих распоряжений именно с точки зрения того, какая была поставлена цель. Вроде, это очевидная вещь, но посмотрите, в 95% школ и детских садах в целях содержится что-то одно, а контролируется что-то совершенно другое. Если хорошо готовить руководителей и делать так, чтобы они захотели стать лидерами, они ими станут.