Среднее и общее образование в России сегодня развивается неравномерно, вследствие неравных условий и возможностей, сложившихся в различных субъектах РФ. Эта проблема стала темой экспертного обсуждения на международной конференции "Региональная дифференциация образовательных систем", которая состоялась 18-19 декабря в НИУ "Высшая школа экономики". Своим взглядом на основные темы конференции с корреспондентом РИА Новости Анной Курской поделился научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин.
- Исак Давидович, в каком состоянии сегодня находится общее и среднее профессиональное образование в регионах, ведь уровень их развития и материального обеспечения различается?
— Состояние образования в субъектах РФ разное. В России общее образование гарантировано Конституцией, но все ли дети получают равные возможности для успешного обучения? Скорее всего, нет, поскольку они находятся в очень разных условиях. Пока систематического взгляда на эту проблему нет, и мы сейчас ее изучаем, чтобы восполнить этот пробел.
- Как можно учитывать различия в материальной базе и в уровне развития субъектов РФ при выстраивании региональной политики в области образования?
— Некоторые люди высказывают упрощенную точку зрения о том, что "надо просто всем регионам и муниципалитетам административно приказать обеспечить одинаковые условия – дать одинаковые учебники, одинаковые ручки и тетради, одинаковую форму". Я всегда им пытаюсь объяснить: "Если сшить шапки одинаковые для всех, то с огромной вероятностью они не подойдут никому".
Подлинно равные возможности обеспечивает дифференцированная политика. Существует парадокс: чтобы обеспечить всем равные возможности, городским детям нужно дать одно, а сельским — другое. Детям из северных регионов – одно, из южных – другое. Поэтому регионам, школам, учителям и родителям необходимо предоставить больше возможностей выбирать то, в чем конкретно они нуждаются. Речь идет, кстати, и о финансировании, потому что где-то нужны большие затраты, где-то можно обойтись меньшими, а где-то задачи финансового обеспечения вообще не являются острыми.
Я могу привести очень простой пример. В городах школы лучше обеспечены интернетом, чем в селах, и это очень несправедливо. Ведь в городах общее покрытие интернетом существенно лучше. Решать эту проблему нужно чрезвычайно аккуратно.
- Согласно указу президента регионы должны обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей от 3-х до 7-ми лет к 2016 году. Остался всего год до этой даты. Как вы оцениваете, насколько реальны перспективы выполнения этого требования?
— Это очень сложный вопрос. Мы замахнулись на решение задачи, с которой не сумели справиться еще в Советском Союзе, и которая сегодня более или менее решена только в очень богатых странах. К сожалению, эта задача была недостаточно просчитана. Огромная нагрузка должна была лечь на региональные бюджеты. Поэтому мой прогноз, к сожалению, довольно скептический.
Я не исключаю, что задача доступности дошкольного образования и ликвидации очереди в детские сады будет выполнена. Но я точно уверен, что если мы этого добьёмся в такие нереально короткие сроки, то это произойдёт вместе со снижением качества, увеличением наполняемости групп, снижением доступности для детей до трех лет. В этом смысле мы, скорее всего, не получим полноценного результата, который предполагался в указе.
Мне представляется, что раз уж в экономике стране возникли сложности, то нам надо искать более адекватные и реалистичные решения этой проблемы. Например, надо совершенно ясно сказать, что мы не можем всех обеспечить привычными детскими садами, но что мы обеспечим подготовку каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в рамках образовательной программы дошкольного образования.
- По тому же указу президента РФ к 2020 году доля детей, получающих дополнительное образование, должна вырасти до 75%. Но сегодня мы видим только рост платных услуг в этой сфере. Как Вам кажется, насколько сложно регионам будет достичь этого показателя?
— Я думаю, что как раз этого показателя достичь будет очень легко, потому что здесь все зависит от "правильного" счета. Условно говоря, кружки в школе можно считать дополнительным образованием, а можно не считать. У нас нет здесь точных методик подсчета, поэтому я думаю, что этот показатель будет выполнен.
С одной стороны, действительно, можно задать всем регионам одинаковую планку, а дальше пусть они выкручиваются, как хотят. Можно было бы даже помочь им немного из федерального бюджета. Но, с другой стороны, можно было бы, например, провести конкурс регионов и поощрять те из них, которые добиваются лучших результатов, находят новые нетривиальные решения, чтобы увеличить охват дополнительным образованием прежде всего тех детей, которые наиболее остро в этом нуждаются.
А сегодня регионы вынуждены применять одинаковые "административно-показательные" инструменты вместо того, чтобы демонстрировать жителям региона готовность к сотрудничеству, действовать посредством распространения лучших практик, позитивного стимулирования.
- Как Вы считаете, помогает ли развитию региональной системы образования различные рейтинги образовательных учреждений?
— Да, безусловно. Но в то же время, они ей в некоторой степени и вредят. Предположим, у человека обнаружился какой-то недуг, и тут он узнает, что первое место в рейтинге в Москве заняла больница N. Что это для него означает? Ничего это не означает, потому что ему надо обратиться в больницу, в которой лучше всего лечат именно его болезнь. Мы видим, что первые места в рейтингах школ обычно занимают школы, в которые детей, как правило, прямо или косвенно отбирают. И в этом смысле рейтинги дают довольно скудную информацию для развития системы образования.
Если бы мы устраивали разные рейтинги – школ, самых дружественных к детям с особенностями развития и с ограничениями по здоровью, школ с самыми лучшими программами музыкального образования, и так далее, у людей возникло бы более объемное видение всей ситуации.
Например, могу сказать откровенно, что мой сын учился в школе, которая входит в первые строчки всех рейтингов по результатам ЕГЭ. Но я забрал его оттуда и остался этим очень доволен, потому что ребенку нужна была добрая школа, которая бы ему помогала учиться. Но рейтинга таких школ нет. И эта ситуация неправильная.