Светлана Чальцева ("Волонтеры в помощь детям-сиротам"), специально для проекта "Жизнь без преград"
Зачастую в школе у педагогов просто не хватает сил на дополнительное внимание к "трудному" ребенку. Таких детей отправляют на заднюю парту, особо не интересуясь, поняли ли они что-либо или нет. А в конце года им с натяжкой ставят тройку, но за этой отметкой практически нет никаких знаний. Никто не задумывается, что ребенок переживает травму, что ему нужно уделить чуточку больше внимания, потратить чуть больше времени на объяснение материала. Системе проще переправить этого ребенка на ступень ниже, нежели возиться с ним одним.
Проект стартовал в начале 2014 года и уже показал положительные результаты. Дети, получившие консультации педагогов по профильным предметам, смогли улучшить свои школьные оценки и получить реальные знания.
Но мы столкнулись с рядом проблем: у многих выпускников детских домов, поступающих в колледжи, по сути, нет возможности выбирать ту профессию, которая действительно им по душе. Они могут поступить только в тот колледж, где есть социальный педагог, который нередко является их постинтернатным воспитателем и несет за них ответственность. В Московской области есть всего три колледжа с социальными педагогами, и в основном там учат таким профессиям, как повар, ландшафтный озеленитель, маляр, столяр и т.п. То есть ребенок, который хотел бы учиться, к примеру, на фотографа, все равно вынужден будет пойти туда, где есть этот самый штатный педагог. На этом его выбор будущего жизненного пути окончен.
На данный момент единственным выходом из этой ситуации является поиск попечителя. Если ребенок или учреждение находит среди дальних родственников, знакомых, "профессиональных" опекунов такого человека, который готов подписать с государством договор на опекунство, то подростку предоставляется шанс самому сделать выбор своей будущей профессии. В Москве и других густонаселенных городах эта проблема не стоит так остро. Но в 100 км от столицы, там, где среди леса в глухой деревне стоит интернат, у подростка уже нет возможности найти значимого взрослого, который возьмет его под опеку. И подросток вынужден оставаться в детском доме до 18 лет. Хотя в действительности ему очень хочется покинуть интернатное учреждение, которое он нередко воспринимает как тюрьму.
Мне кажется, надо предоставлять на законодательном уровне воспитанникам детских домов возможность поступать в любые средние профессиональные учебные заведения после окончания 9 класса. Точно таким же правом обладают все семейные дети. И не следует ждать, когда ребенку исполнится 18 лет, чтобы он мог поступить в колледж. В этом случае либо система должна найти ребенку опекуна, либо директор детского дома обязан выступить его опекуном. Не держать ребенка в учреждении, а работать с его семьей, близкими и дальними родственниками.
С 1 сентября 2013 года действует новый федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому отменены льготы на поступление детей-сирот в средние профессиональные учебные заведения. Это означает, что теперь выпускники детдомов поступают в колледжи на общих основаниях, то есть они должны пройти конкурс аттестатов и результатов ГИА (государственная итоговая аттестация) наравне с домашними детьми.
С одной стороны, это правильно: дети должны поступать с реальными знаниями. С другой стороны, отмена льгот просто отсеивает выпускников детдомов, не предлагая им альтернативы. В этом году те колледжи, с которыми я общаюсь, на бюджет не приняли ни одного воспитанника детского дома, хотя ежегодно они принимали по 6-10 детей-сирот. Что делать этим детям?
Очевидно, что государство не может выполнять функцию, которая изначально возложена на семью. Поэтому наш фонд помогает детям-сиротам найти свой жизненный путь. И первый этап на этом пути — это помощь в получении комплексных знаний, чтобы выпускники детских домов могли учиться наравне с семейными детьми.
Льготы для детей-сирот на поступление в вузы до 2017 года в силе. И дети, которые планировали поступить в колледж на льготных условиях только для того, чтобы поскорее сбежать из детского дома, вынуждены будут дотягивать до вуза. Но наш опыт показывает, что из института их отчисляют после I-II семестров, поскольку в силу коллективного воспитания у большинства ребят наблюдается сильная педагогическая запущенность. И соответственно, кто-то должен им помочь в учебе. Пока мы — одни из немногих, кто дает возможность воспитанникам детских домов улучшить свою успеваемость.
Помочь проекту (укажите назначение платежа "Дистанционное образование").
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.