Эксперимент по внедрению программы "Один ученик – один компьютер" в течение нескольких лет проходил в пяти школах Татарстана при содействии регионального Министерства образования и науки и с грантовой поддержкой корпорации Intel. О том, как нововведение отразилось на жизни школ и успеваемости учеников, корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответил Руководитель Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования, исполнительный директор Межрегиональной Ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) Марк Агранович.
- Марк Львович, что представляет собой программа "Один ученик – один компьютер"?
— Эта программа довольно широко распространена по миру, ее реализуют крупные компьютерные компании – Apple, Intel и другие. Идея программы заключается в том, чтобы каждый ученик всегда имел при себе ноутбук или планшет, подключенный к интернету, – дома, в школе, где угодно, — и использовал его для школьного обучения.
Мне больше всего нравится в этой программе то, что она предполагает совершенно новую технологию общения учителя и ученика. Учитель в классе может общаться с учеником индивидуально через его компьютерное устройство, может организовывать совместную работу небольшой группы или всего класса. Этот способ общения неизбежно приводит к тому, что учитель, вместо того, чтобы быть транслятором текста из учебника, становится модератором, организатором учебной деятельности. На мой взгляд, именно это самое главное в программе.
В России было сделано несколько попыток внедрения программы "Один ученик – один компьютер". В пяти школах Татарстана ее внедрили в полном объеме, включая не только раздачу техники ученикам, но и специальную подготовку учителей. Стоит отметить, что эксперимент проходил не только в Казани и Набережных Челнах, но и в совсем маленьких городах.
- Расскажите, пожалуйста, о своем исследовании?
— Чтобы проанализировать результативность программы, мы сравнили по ряду показателей пять школ, участвовавших в ней, с пятью очень похожими на них школами в тех же населенных пунктах.
Когда я первый раз начал сводить полученные результаты в таблицы, то я, честно говоря, был озадачен: почти все показатели учеников-участников программы были лучше, чем у контрольной группы! Кроме одного пункта, успеваемости по русскому языку. В 4 классе участники программы сильно уступали ровесникам из контрольной группы школ, в 9 классе разница была уже меньше, в 11 разрыв почти исчез. Но это объясняется тем, что в пилотных школах оказалась существенно выше доля семей, которые дома разговаривают по-татарски. Все остальные показатели в пилотных школах оказались выше.
- О каких показателях идет речь?
— Мы смотрели на образовательные результаты учеников, причем на ЕГЭ — в последнюю очередь. Есть такое понятие "навыки XXI века", в них входят умение учиться самостоятельно и ставить учебные задачи, работать в коллективе, искать информацию и критически к ней относиться, слышать других, а также толерантность, ответственность и некоторые другие навыки. Мы попытались проанализировать эти умения, естественно, не напрямую, а через косвенные вопросы.
Во-первых, выяснилось, что ребята, которые учатся в пилотных школах, гораздо активнее участвуют в разных проектах вне школы, причем не только в интернетных, что было бы естественно, но и в "живых".
Во-вторых, выяснилось, что они гораздо больше уделяют времени дополнительному образованию вне школы — спорту, иностранным языкам и многому другому. Мне показалось, что это говорит о стремлении к познанию и развитию.
- Существует распространенное мнение о том, что ребенок, которому с детства дали в руки компьютер, вылезать из него не будет…
— Раньше я тоже так думал, но выяснилось, что это было глубокое заблуждение. Участники программы больше общаются с другими ребятами, и предпочитают делать это лично, не через компьютер. А там, где это невозможно (другой город или страна) – хотят при разговоре видеть собеседника, то есть пользуются Skype. Эти ребята вообще направлены на общение. И мы нашли много косвенных подтверждений тому, что они преуспели в "навыках XXI века".
Мы опрашивали учеников 4, 8 и 10 классов, но самое потрясающее впечатление на меня произвели четвероклассники — они мне так понравились! При общении с нами они сами стали задавать нам вопросы: "А вы кто? А социолог – это что?", и так далее. Когда мы их спросили: "Вы помогаете учителям?", они ответили: "Конечно! У Марии Николаевны что-то дома с компьютером было, а мы пришли и разобрались. Она выключала компьютер кнопкой, а не через команду, поэтому он не обновлялся".
Вы знаете, это так удивительно, когда ребенок 10 лет говорит "мы разобрались"… Я понял, что это абсолютно новые люди, уверенные в себе и с ними все в порядке. Они умеют работать самостоятельно, и у них совершенно свободное мироощущение.
- Что программа изменила в работе учителя?
— Тут надо сразу сказать, что в первый год из пилотных школ ушло вдвое больше учителей, чем за тот же срок — из школ контрольной группы. Некоторые учителя оказались не готовы к новым методами работы, не справились с ними, не захотели меняться. Они привыкли транслировать то, что написано в учебнике. На их места пришли другие педагоги, после чего коллективы в основном стабилизировались, и уходов стало меньше, чем в контрольных школах.
Когда мы задавали им вопрос, что изменилось в их работе, они отвечали, что им стало интереснее учить детей. Изменилась их роль на уроке, они стали больше помогать ученикам учиться, чем транслировать знания, и ученики стали им помогать гораздо больше. Учителям стало легче понимать детей, и у них нашлось больше точек соприкосновения для общения вне школы.
- Как оценивают родители перемены, произошедшие с их детьми?
— Выяснилось, что родители стали меньше делать уроки со своими детьми, меньше их контролировать. В то же время они стали давать детям больше дополнительного образования, больше заниматься с ними разными проектами и больше общаться со школой.
- Техническая оснащенность классов – главный залог успеха программы?
— Само по себе "железо" без подготовки учителей ничего не дает. Школы контрольной группы были оснащены даже лучше пилотных, у них были более мощные и современные компьютеры и так далее. Дело не в этом, а в специальных программах подготовки, разработанных компаниями – организаторы программы.
- Каковы перспективы более широкого внедрения программы "Один ученик – один компьютер"?
— Я думаю, что это добровольное дело регионов. Школам сегодня выделяется достаточно средств на компьютерное оснащение, а подготовка учителей стоит не безумных денег. Если подготовить больше тренеров, которые будут обучать учителей методикам программы, то ее вполне возможно реализовать в массовых масштабах. Интерес у регионов к этой программе есть, и я надеюсь, что она будет развиваться в будущем.