Рейтинг@Mail.ru
Международные эксперты обсудят оценку качества образования в Астане - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Международные эксперты обсудят оценку качества образования в Астане

В конференции которая пройдет 7-8 ноября в Астане, примут участие специалисты в сфере оценке качества образования из России и СНГ, а также из ведущих международных организаций, институтов развития образования и агентств по оценке качества образования.

Анна Курская, РИА Новости. Методы оценки качества образования – начиная от рейтингов детских садов, школ и вузов и заканчивая Единым госэкзаменом, — сегодня активно развиваются в России и в других странах СНГ. Новые подходы и документы в этой сфере станут темой для обсуждения экспертами в Астане 7-8 ноября.

Сегодня методы оценки качества образования в странах СНГ активно развиваются и внедряются. Cпециалисты занимаются созданием рейтингов образовательных учреждений, проводят образовательные мониторинги школьников. В Таджикистане в этом году впервые прошли вступительные экзамены в вузы по образцу российского ЕГЭ.

Все эти темы станут предметом обсуждения на Третьей ежегодной международной конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) "Особенности и направления развития национальных систем оценки качества образования", которая открывается в пятницу в Астане (Республика Казахстан). Генеральный партнер мероприятия — Агентство социальных исследований "Социальный навигатор".

В работе конференции примут участие специалисты в сфере оценке качества образования из России и СНГ, а также из ведущих международных организаций, институтов развития образования и агентств по оценке качества образования.

Сегодня эксперты из стран СНГ выходят на более высокий уровень обсуждения и интерпретаций своих наблюдений за качеством образования, рассказал РИА Новости вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

"В Астане мы будем обсуждать, с одной стороны, каких результатов мы добились, в чем зона нашего ближайшего развития, а с другой стороны, будем говорить об управлении качеством образования на основе качественных измерений", — отметил он.

Международное сотрудничество

Российские эксперты делятся опытом со своими коллегам из стран СНГ в рамках Российской программы содействия образованию в целях развития (READ), которая стартовала в 2008 году в рамках сотрудничества между правительством РФ и Всемирным банком с целью помощи развивающимся странам. Евразийская Ассоциация оценки качества образования стала своего рода дискуссионной площадкой для этой программы, где сегодня обсуждаются и решаются задачи развития образования, рассказал РИА Новости исполнительный секретарь ЕАОКО Иван Никитин.

"Основное достижение программы READ связано с развитием национального центра тестирования в Таджикистане. В 2013 году в этой стране было проведено пилотирование национального выпускного экзамена, в 2014 году там прошел уже полноценный массовый экзамен, на основании которого абитуриенты поступали в вузы", — отметил он.

Программа READ, по его словам, принесла пользу и российским специалистам: они смогли перенять опыт по оценке качества образования у международных экспертов. Кроме того, были созданы магистерские программы по психометрике и по управлению образованием в двух ведущих российских вузах. Все это, по мнению Ивана Никитина, помогло российским специалистам усилить свои возможности и выйти на международный уровень экспертизы.

Еще одно направление сотрудничества специалистов из России и СНГ, которое будет обсуждаться на конференции в Астане, — общественный мониторинг качества образования. Сегодня необходимость обеспечения доступной и качественной информации о результатах образовательных достижений учащихся и учебных заведений признана в странах СНГ уже на государственном уровне, рассказала РИА Новости руководитель агентства социальных исследований "Социальный навигатор" Наталья Тюрина.

"Нам необходимо разработать подходы к содержанию и форме представления данных в публичном информационном пространстве. От традиционных аналитических докладов надо перейти к более простым и понятным способам подачи информации, к построению максимально эффективных каналов для удовлетворения информационных потребностей граждан. И конференция позволяет специалистам совместно выработать предложения и возможные пути их реализации", — отметила она.

Образовательные рейтинги

Не только форма представления образовательных рейтингов, но и принципы их формирования также станут темой для обсуждения на конференции ЕАОКО. В России еще в марте 2014 года большинство профессионалов, занимающихся образовательными рейтингами, пришли к соглашению о единой терминологии, о правилах проведения рейтингов, о том, как их нужно проводить и можно использовать, рассказал Виктор Болотов.

"Это соглашение – своего рода общественный договор, ведь Минобрнауки не является единственной структурой, которая может сказать "это — рейтинг, а это — не рейтинг". Сегодня свои рейтинги образовательных учреждений выпускают МИА "Россия сегодня", несколько журналов, независимое агентство "РЕЙТоР", и ни один из них не является подведомственным Минобрнауки. Поэтому для обсуждения и подписания такого общественного договора мы выбрали Общественную палату", — пояснил он. По мнению экспертов, после обсуждения на конференции этот документ может быть взят за образец и для других стран в пределах постсоветского пространства.

Важность соглашения о рейтингах усиливается тем, что в октябре вступил в силу Закон о независимой оценке качества образования в РФ, и перед всеми ведомствами и общественными организациями в области образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры встала задача формирования принципов и инструментов составления рейтинговпояснила Наталья Тюрина.

"Соглашение о рейтингах особенно ценно тем, что оно представляет собой плод добровольных совместных усилий экспертного сообщества. Кроме того, оно полностью отвечает принципам "Социального навигатора" и стало методологической основой наших исследований", — отметила она.

Национальная оценка

Развитие оценки качества образования сегодня происходит и в России. Этим, в частности, объясняются сравнительно невысокие результаты Единого госэкзамена выпускников средних школ 2014 года, полагают эксперты. "В России этот год прошел под знаком борьбы с нечестностью. И низкие результаты ЕГЭ, которые многие связали с недостаточным качеством образования, на самом деле связаны с повышением честности. Советская формула "три пишем, два в уме" в этом году чаще всего не работала. Региональные органы оценки качества образования и Рособрнадзор провели гигантскую работу в этом направлении", — пояснил Виктор Болотов. По его словам, в последние месяцы Рособрнадзор начал работу по запуску мониторингов оценки качества образования в РФ, что со временем снизит нагрузку на ЕГЭ.

"Сегодня активно обсуждается внедрение независимой системы оценки качества образования. На эту тему сегодня есть закон, постановление Правительства и методические рекомендации Минобрнауки. Конечно, там пока вопросов больше, чем ответов, но вектор обозначен очень четко и правильно, что оценку качества образования без общества делать нельзя", — отметил вице-президент РАО.
Год назад представители Рособрнадзора объявляли о планах по проведению общероссийского мониторинга, который должен показать, как ученики осваивают стандарты начальной школы. К сожалению, пока эти планы не реализовались на федеральном уровне, хотя отдельные регионы участвуют в этом проекте на добровольной основе, и их число постепенно растет.

Что касается проведения мониторинга по оценке выпускников 9 класса с точки зрения их готовности к обучению в старшей школе, то работа в этом направлении ведется, сообщил Виктор Болотов. "Если для начальной школы мы использовали многие известные в мире подходы, в том числе те, которые используются в международных мониторингах PIRLS и TIMSS, то для основной школы мы посмотрели подходы мониторингов PISA и TIMSS. Сейчас мы конструируем дизайн обследования школьников по завершении основной школы, для того чтобы мы могли сказать, освоил ли ребенок стандарт основной школы и готов ли он учиться в старшей школе. Надеюсь, что в течение 2014-1015 учебного года эта работа будет завершена", — резюмировал он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала