Анна Курская, РИА Новости
РИА Новости в рамках проекта "Социальный навигатор" совместно с Федерацией психологов образования России при поддержке Министерства образования и науки РФ подготовили интерактивный ресурс "Навигатор центров психологической помощи РФ". Этот ресурс поможет родителям найти ближайший к дому психологический центр, куда они могут обратиться за помощью для своих детей, а также узнать конкретно, какие услуги и на каких условиях они могут там получить.
Как правило, спектр направлений деятельности психологических центров достаточно широк. Они занимаются профилактикой подросткового суицида, наркомании, жестокого обращения с детьми, социального сиротства; проводят образовательные программы для детей-инвалидов; помогают детям, страдающих эпилепсией, ДЦП, аутизмом, а также их семьям. Специалисты центров также решают проблемы социализации школьников, работают в "школьных службах примирения", проводят занятия по профориентации.
Одно из важных направлений деятельности психологических центров – помощь усыновителям. В центрах действуют школы приемных родителей, ведется работа с замещающими семьями. Во многих центрах работает детский телефон доверия, существуют родительские клубы.
Когда школьного психолога недостаточно
Часто дети приходят за помощью к сотрудникам психологических центров по направлению из школы или детского сада, даже если в последних работают штатные психологи. Так часто случается, если сотрудники образовательного учреждения считают, что проблема ребенка достаточно сложная, и они самостоятельно не могут с ней справиться, рассказал РИА Новости руководитель Психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования Калуги Николай Болховитин.
"У психологических центров больше ресурсов и возможностей. Как правило, там работает целый штат специалистов, среди которых не только психологи и социальные педагоги, но и логопеды, дефектологи и врачи различных направлений. Вместе они могут помочь решить проблему или помочь в ее сопровождении", — отметил он.
Кроме того, при подобных центрах, как правило, работают специальные психолого-медико-педагогические комиссии. Если речь идет о дошкольнике, то они определяют, например, необходимо ли принимать его в обычный детский сад или в специализированную группу для детей с теми или иными проблемами здоровья.
В школе подобная комиссия решает, какой образовательный маршрут и форма обучения подходят тому или иному ученику, какие для этого необходимы ресурсы.
"Бывает так, что ребенок не может посещать школу из-за проблем со здоровьем или с развитием или из-за трудной жизненной ситуации. В таком случае ему необходим индивидуальный подход. Комиссия может назначить ему, например, индивидуальное обучение или индивидуальный учебный план, при этом ребенок может как посещать школу, так и учиться на дому. Члены комиссии определяют объем заданий, перечень учебных дисциплин, даже продолжительность занятий", — пояснил эксперт.
Групповые и индивидуальные
Занятия с детьми в психологических центрах проходят как в группе (чаще всего в группе занимаются дети 5-6 лет), так и по индивидуальным планам. Сотрудники центров занимаются развитием у детей мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков, социализации, помогают решать проблемы в общении, создают условия для развития эмоционально-волевой и эмоционально-образной сферы ребенка.
"Есть высокоинтеллектуальные для своего возраста дети, которые боятся общаться, очень замкнуты в социальной среде. Есть дети, наоборот, агрессивные, которые ведут себя асоциально. Мы работаем по программам, которые помогают такое поведение скорректировать, дают возможность ребенку адаптироваться в социальной среде, в классе", — отметил Николай Болховитин.
Специалистам психологических центров часто приходится решать проблемы, которые возникают в отношениях детей и родителей, исправлять родительские ошибки воспитания, рассказала РИА Новости директор Психологического центра "Счастливая семья" Ирина Корчагина.
"Все родители хотят, чтобы их дети были послушными, тихими и легкоуправляемыми, и чтобы учились на одни пятерки. К нам часто обращаются мамы подростков, с которыми им стало трудно справляться. Жалобы обычно очень конкретные – ребенок не слушается, грубит, плохо учится…", — сообщила она.
Бывает так, что дети приходят к психологу после очень серьезных психологических травм. Естественно, они требуют к себе повышенного внимания, и специалисты им это внимание уделяют. Им много приходится работать с детскими страхами, заниматься снижением уровня тревожности детей.
"В работе мы нередко применяем различные технические средства обучения, в том числе и с биологической обратной связью. Впрочем, сама по себе аппаратура ничего не значит, если перед этим специалисты не поработали с ребенком, например, методами арт-терапии, песочной или глиняной терапии и так далее. Методик у нас достаточно много", — рассказал Николай Болховитин.
Комплексная помощь часто дает серьезные результаты. У детей улучшается обучение, устраняются физиологические проблемы, например, проходит энурез. Ребенок становится более уверенным в себе и адаптированным в школьном коллективе.
Работа с родителями
Многие проблемы детей коренятся в ошибочных действиях родителей, в их недостаточном внимании к своим малышам, утверждают психологи.
"К сожалению, сейчас родители очень мало занимаются детьми. Они покупают им разные электронные гаджеты, мультики, электронные игры, а потом удивляются, что дети вообще не читают книжек, не играют с игрушками и с другими детьми", — рассказала Ирина Корчагина.
По ее словам, уже с 2,5 лет многие дети, которым не установили правила и границы, не дали понять, что можно, а что нельзя, начинают вить из родителей веревки. "Западные педагоги придумали термин "перелюбленные дети" для избалованных детей. Родители совершенно не в состоянии управлять такими детьми, даже если тем только четыре года. Мамы приходят к нам и говорят: "Я не справляюсь. Помогите", — пояснила психолог.
Именно поэтому сотрудники психологических центров большое внимание уделяют работе с родителями. Они аккуратно дают понять, что мамам и папам надо скорректировать, в первую очередь, свое собственное поведение. С этой целью психологи проводят для родителей специальные семинары, своего рода родительские школы, издают специальные буклеты с советами.
Весь этот комплекс услуг делает работу психологических центров социально важной. Муниципальные власти как правило помогают этим центрам в той или иной мере, поэтому многие услуги для детей и родителей остаются бесплатными даже в нынешнее непростое время.