Рейтинг@Mail.ru
Психологические центры помогут родителям найти общий язык с детьми - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Психологические центры помогут родителям найти общий язык с детьми

Одно из важных направлений деятельности психологических центров – помощь усыновителям. В центрах действуют школы приемных родителей, ведется работа с замещающими семьями. Во многих центрах работает детский телефон доверия, существуют родительские клубы.

Анна Курская, РИА Новости

РИА Новости в рамках проекта "Социальный навигатор" совместно с Федерацией психологов образования России при поддержке Министерства образования и науки РФ подготовили интерактивный ресурс "Навигатор центров психологической помощи РФ". Этот ресурс поможет родителям найти ближайший к дому психологический центр, куда они могут обратиться за помощью для своих детей, а также узнать конкретно, какие услуги и на каких условиях они могут там получить.

Навигатор центров психологической помощи РФ
Навигатор центров психологической помощи РФ
В "Навигатор" вошли 185 психологических центров из 50 регионов России. Следует отметить, что за минувший год количество центров психологической помощи в Москве сократилось: подобно многим другим социальным учреждениям, их коснулись слияния и укрупнения. Некоторые из центров также стали структурными подразделениями средних школ, однако они продолжают вести свою работу.

Как правило, спектр направлений деятельности психологических центров достаточно широк. Они занимаются профилактикой подросткового суицида, наркомании, жестокого обращения с детьми, социального сиротства; проводят образовательные программы для детей-инвалидов; помогают детям, страдающих эпилепсией, ДЦП, аутизмом, а также их семьям. Специалисты центров также решают проблемы социализации школьников, работают в "школьных службах примирения", проводят занятия по профориентации.

Одно из важных направлений деятельности психологических центров – помощь усыновителям. В центрах действуют школы приемных родителей, ведется работа с замещающими семьями. Во многих центрах работает детский телефон доверия, существуют родительские клубы.

Когда школьного психолога недостаточно

Часто дети приходят за помощью к сотрудникам психологических центров по направлению из школы или детского сада, даже если в последних работают штатные психологи. Так часто случается, если сотрудники образовательного учреждения считают, что проблема ребенка достаточно сложная, и они самостоятельно не могут с ней справиться, рассказал РИА Новости руководитель Психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования Калуги Николай Болховитин.

"У психологических центров больше ресурсов и возможностей. Как правило, там работает целый штат специалистов, среди которых не только психологи и социальные педагоги, но и логопеды, дефектологи и врачи различных направлений. Вместе они могут помочь решить проблему или помочь в ее сопровождении", — отметил он.

Кроме того, при подобных центрах, как правило, работают специальные психолого-медико-педагогические комиссии. Если речь идет о дошкольнике, то они определяют, например, необходимо ли принимать его в обычный детский сад или в специализированную группу для детей с теми или иными проблемами здоровья.
В школе подобная комиссия решает, какой образовательный маршрут и форма обучения подходят тому или иному ученику, какие для этого необходимы ресурсы.

"Бывает так, что ребенок не может посещать школу из-за проблем со здоровьем или с развитием или из-за трудной жизненной ситуации. В таком случае ему необходим индивидуальный подход. Комиссия может назначить ему, например, индивидуальное обучение или индивидуальный учебный план, при этом ребенок может как посещать школу, так и учиться на дому. Члены комиссии определяют объем заданий, перечень учебных дисциплин, даже продолжительность занятий", — пояснил эксперт.

Групповые и индивидуальные

Занятия с детьми в психологических центрах проходят как в группе (чаще всего в группе занимаются дети 5-6 лет), так и по индивидуальным планам. Сотрудники центров занимаются развитием у детей мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков, социализации, помогают решать проблемы в общении, создают условия для развития эмоционально-волевой и эмоционально-образной сферы ребенка.

"Есть высокоинтеллектуальные для своего возраста дети, которые боятся общаться, очень замкнуты в социальной среде. Есть дети, наоборот, агрессивные, которые ведут себя асоциально. Мы работаем по программам, которые помогают такое поведение скорректировать, дают возможность ребенку адаптироваться в социальной среде, в классе", — отметил Николай Болховитин.

Специалистам психологических центров часто приходится решать проблемы, которые возникают в отношениях детей и родителей, исправлять родительские ошибки воспитания, рассказала РИА Новости директор Психологического центра "Счастливая семья" Ирина Корчагина.

"Все родители хотят, чтобы их дети были послушными, тихими и легкоуправляемыми, и чтобы учились на одни пятерки. К нам часто обращаются мамы подростков, с которыми им стало трудно справляться. Жалобы обычно очень конкретные – ребенок не слушается, грубит, плохо учится…", — сообщила она.

Бывает так, что дети приходят к психологу после очень серьезных психологических травм. Естественно, они требуют к себе повышенного внимания, и специалисты им это внимание уделяют. Им много приходится работать с детскими страхами, заниматься снижением уровня тревожности детей.

"В работе мы нередко применяем различные технические средства обучения, в том числе и с биологической обратной связью. Впрочем, сама по себе аппаратура ничего не значит, если перед этим специалисты не поработали с ребенком, например, методами арт-терапии, песочной или глиняной терапии и так далее. Методик у нас достаточно много", — рассказал Николай Болховитин.

Комплексная помощь часто дает серьезные результаты. У детей улучшается обучение, устраняются физиологические проблемы, например, проходит энурез. Ребенок становится более уверенным в себе и адаптированным в школьном коллективе.

Работа с родителями

Многие проблемы детей коренятся в ошибочных действиях родителей, в их недостаточном внимании к своим малышам, утверждают психологи.

"К сожалению, сейчас родители очень мало занимаются детьми. Они покупают им разные электронные гаджеты, мультики, электронные игры, а потом удивляются, что дети вообще не читают книжек, не играют с игрушками и с другими детьми", — рассказала Ирина Корчагина.

По ее словам, уже с 2,5 лет многие дети, которым не установили правила и границы, не дали понять, что можно, а что нельзя, начинают вить из родителей веревки. "Западные педагоги придумали термин "перелюбленные дети" для избалованных детей. Родители совершенно не в состоянии управлять такими детьми, даже если тем только четыре года. Мамы приходят к нам и говорят: "Я не справляюсь. Помогите", — пояснила психолог.

Именно поэтому сотрудники психологических центров большое внимание уделяют работе с родителями. Они аккуратно дают понять, что мамам и папам надо скорректировать, в первую очередь, свое собственное поведение. С этой целью психологи проводят для родителей специальные семинары, своего рода родительские школы, издают специальные буклеты с советами.

Весь этот комплекс услуг делает работу психологических центров социально важной. Муниципальные власти как правило помогают этим центрам в той или иной мере, поэтому многие услуги для детей и родителей остаются бесплатными даже в нынешнее непростое время.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала