Новая модель специального образования, созданная в Самарской области, позволила выстроить оптимальный маршрут обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря ей все дети региона имеют равный доступ к учебному процессу, а эксперты отмечают улучшение качества образования детей с ОВЗ. Как удалось выстроить эту модель? В чем ее особенность и дальнейшие перспективы? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказала руководитель Центра специального образования Самарской области Зинаида Антонова.
- Зинаида Петровна, что представляет собой модель специального образования, созданная в Самарской области, как давно она существует?
— Начиная с 2001 года, в нашем регионе было сформировано новое направление образовательной политики в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Его цель — создание устойчивой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей. А так же обеспечение доступности качественного образования детям с ОВЗ, в том числе по месту жительства. Внедрение новой модели специального образования поддерживалось областными целевыми программами развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001-2004 годы "Реабилитация", областной целевой программой "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005-2008 годы".
- Чего же удалось добиться за эти годы?
В 2002 году была создана областная лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста в структуре Центра специального образования Самарской области. На сегодняшний день работают 13 служб ранней помощи во всех образовательных округах региона. В 2013-2014 учебном году системой ранней помощи было охвачено более 2,5 тыс. семей, при этом практически половина из нуждающихся в помощи Служб — это семьи с детьми от 0 до 3 лет. Помощь организована в форме домашнего визитирования (для детей первого года жизни), индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий с детьми и консультаций для родителей. Большое внимание в регионе уделяется семьям, в которых дети перенесли кохлеарную имплантацию. На базе двух учреждений — Центра специального образования Самарской области и Центра диагностики и консультирования детей Западного образовательного округа сурдопедагоги и логопеды проводят обследования, занятия с такими детьми.
- Как в Самарской области выстроена система дошкольного и школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья?
— В системе дошкольного образования коррекционная помощь осуществляется в группах комбинированной и компенсирующей направленности, группах кратковременного пребывания. У родителей есть возможность выбрать наиболее приемлемую для своего ребенка форму обучения и воспитания.
- Но, вероятно, таким детям требуются специальные методики обучения?
— В образовательных учреждениях дети обучаются по адаптированным программам в соответствии с ФГОС. Члены психолого-медико-педагогического консилиума для каждого обучающегося с ОВЗ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут с учетом его потребностей.
- Ведется ли работа с педагогами школ, в которых обучаются дети с проблемами по здоровью?
— Безусловно, это очень важный момент. В области создана возможность подготовки и переподготовки административного и педагогического персонала образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Как на сегодняшний день Вы оцениваете работоспособность созданной модели?
— Благодаря выстроенной модели обучения и сопровождения, дети с ОВЗ получили возможность более раннего и успешного вхождения в социум. Но не только от нее зависит их успешная социализация. Сейчас наши усилия будут направлены, в том числе и на развитие в регионе без барьерной среды, на профессиональное образование и трудоустройство подростков с ограниченными возможностями здоровья.