Рейтинг@Mail.ru
Эволюция сайтов ЗАГС: от контактных данных до подачи заявлений онлайн - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Эволюция сайтов ЗАГС: от контактных данных до подачи заявлений онлайн

© Фото : предоставлено  управлением ЗАГС по Ставропольскому краюЗАГС в Ставропольском крае
ЗАГС в Ставропольском крае
Каждый орган ЗАГС обязан иметь сайт с полезной информацией, избавляющей пользователей от необходимости лишний раз стоять в очередях. К сожалению, пока далеко не все организации уделяют этому достаточное внимание, и открытость информации здесь едва превышает 50%, считают составители Рейтинга информационной открытости органов ЗАГС субъектов РФ.

Анна Курская, РИА Новости

Каждый орган ЗАГС сегодня обязан иметь сайт с полезной информацией, избавляющей пользователей от необходимости лишний раз стоять в очередях. К сожалению, пока далеко не все организации уделяют этому достаточное внимание, и открытость информации здесь едва превышает 50%, считают составители Рейтинга информационной открытости органов ЗАГС субъектов РФ.

"Социальный навигатор" представляет исследование Фонда Свободы Информации "Рейтинг информационной открытости официальных сайтов органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) субъектов РФ". В исследование вошли 83 официальных сайта управлений ЗАГС, расположенных на территории всех субъектов РФ. 

Рейтинг информационной открытости официальных сайтов органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) субъектов РФ>>

Создатели рейтинга оценивали, насколько информация на сайтах соответствует закону и потребностям населения, в какой мере сами сайты ориентированы на пользователей и удобны при поиске информации, есть ли возможность обратной связи пользователей с сотрудниками отделов ЗАГС.

Лидерами рейтинга стали Управление ЗАГС Курганской области, Государственный комитет по делам ЗАГС Челябинской области и Департамент ЗАГС администрации Владимирской области. Замыкают таблицу Главное управление ЗАГС Московской области, Отдел ЗАГС аппарата губернатора и правительства Чукотского автономного округа и Управление ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан.

Различия между ЗАГСами с точки зрения информационной открытости довольно существенные, отмечают исследователи.

"На некоторых сайтах представлены практически все необходимые сведения, как, например, на сайте Управления ЗАГС Курганской области. На других же не указаны даже справочные номера телефонов. Если исходить из параметров, по которым проводился анализ сайтов, в среднем ЗАГСы открыты чуть более чем на 50%, что, конечно, является не очень хорошим показателем", — рассказала РИА Новости эксперт Фонда Свободы Информации Анастасия Семенова.

Размещение информации на сайтах органов ЗАГС (график)>>

Зайти на сайт или добраться до ЗАГса самому?

Сегодня каждый отдел ЗАГС по закону должен иметь официальный сайт, при этом очень важно, чтобы на нем была актуальная информация, рассказал РИА Новости зам. директора ОГКУ "Управление делами при Правительстве Ульяновской области" Александр Рябушко.

Что это за информация? Обычно это контактные данные и режим работы органа ЗАГС, порядок предоставления им госуслуг, информация об обжаловании действий и решений органа ЗАГС, порядок оплаты и размер госпошлины для каждой госуслуги, реквизиты и формы квитанций, бланки заявлений и многое другое.

"Критерий необходимости размещения подобной информации очень прост: если сведения помогают людям в принятии повседневных решений, то они полезны. Помимо информации об услугах сюда можно отнести списки самых популярных имён и другие данные, находящиеся в распоряжении ЗАГСов", — отметил Александр Рябушко.

Доступность информации на сайтах ЗАГС (график)>>

По данным исследователей, на сайты органов ЗАГС за полезными сведениями ежедневно заходят десятки тысяч пользователей.

"Людям катастрофически не хватает времени на стояние в очередях, и большинство предпочитают получить всю нужную информацию в электронном виде со страниц официального сайта. Это экономит не только время граждан, но и затраты на функционирование самого госоргана", — рассказала РИА Новости руководитель исследовательского направления Фонда свободы информации Дарья Боталова.

Впрочем, большинство россиян идут за необходимыми сведениями непосредственно в орган ЗАГС, а его телефон узнают в справочной службе. И дело не только в том, что пенсионеры почти не пользуются интернетом. По мнению исследователей, проблема многих ЗАГСов в том, что их сайты сложно найти с помощью поисковых систем. 

"Как правило, пользователь просматривает в Яндексе или Google лишь первую пару страниц из найденного, а сайт ЗАГСа, как выяснилось, может скрываться и на десятой, либо не находиться по стандартным запросам вообще", — пояснила Анастасия Семенова.

Жалобную книгу не дадим!

По данным исследователей, наиболее часто органы ЗАГС размещают на своих сайтах контактную информацию (93%), тексты законов, регулирующих их деятельность (90%), адрес местонахождения (96%), ФИО должностных лиц (93%).

На большинстве сайтов есть информация о предоставляемых ЗАГСом госуслугах.  Правда, на одних представлен лишь перечень осуществляемых органом действий, на других же подробно расписан порядок предоставления гражданам той или иной услуги, сроки предоставления, необходимые для этого документы, основания для отказа в предоставлении услуги и т.п. 

"При этом ЗАГСы склонны скрывать от граждан следующую информацию: порядок обжалования актов и действий органов ЗАГС в судебном порядке, информацию об уплате госпошлины за подачу заявлений, информацию о рассмотрении обращений граждан", — рассказала Дарья Боталова.

Информация, наиболее часто размещаемая на сайтах органов ЗАГС (график)>>

Сайтам также недостает интерактивности, которая могла бы сделать обращение в ЗАГС максимально комфортным, считают эксперты. Нужны различные интерактивные приемные, формы обратной связи с возможностью отследить стадию посланного обращения и так далее.

Есть и другая проблема: лишь на 61% сайтов есть все необходимые пользователям бланки заявлений, отмечают эксперты.

"Например, бланк заявления по истребованию документа о регистрации актов гражданского состояния с территории СНГ, стран Балтии, Абхазии и Южной Осетии крайне редко размещается. Возможно, это связано с тем, что за такой услугой обращаются нечасто. Однако это не повод лишать пользователей удобства и возможности распечатать и заполнить заявление, не выходя из дома", — рассказала РИА Новости эксперт-исследователь Фонда свободы информации Татьяна Козулина.

ЗАГСы для молодоженов

Для многих россиян органы ЗАГС – в первую очередь место проведения бракосочетаний. Но будущим молодоженам удается найти на официальных сайтах не так уж много полезной информации. В основном, их ждет реклама конкретного ЗАГСа как лучшего места для проведения свадебной церемонии с фотографиями интерьеров и прошедших бракосочетаний. Можно найти даже просветительские материалы о значении семьи и брака.

Впрочем, на многих сайтах есть достаточно полезный сервис — календарь, в котором указано, когда нужно подавать заявление для регистрации в желаемый день. А вот возможности через сайт подать документы на регистрацию брака практически нигде нет, отмечают эксперты.

"Иногда этот сервис можно найти на региональных порталах госуслуг, и было бы хорошо, если бы сайты органов ЗАГС давали хотя бы соответствующие ссылки", — рассказала Татьяна Козулина.

Пути развития

Сегодня органы ЗАГС должны повышать удобство интерфейса своих сайтов, создавать мобильные версии, версии для слабовидящих, обеспечивать возможность подписки на новости, полагает Татьяна Козулина.

Необходимо, чтобы каждый из сайтов можно было легко найти при помощи поисковых систем, иначе смысл их работы сводится на нет, считает Анастасия Семенова. Желательно, чтобы сайты были технологически удобными, чтобы на каждом из них была возможность контекстного поиска. Также важно, чтобы сведения размещались в удобных для пользователей форматах. Но главное – это, конечно, информационное наполнение сайтов.

"Важно, чтобы на сайте были бланки заявлений на оказание госуслуг и образцы их заполнения, а также квитанции для уплаты госпошлины. В идеале пользователь должен иметь возможность не только узнать на сайте, какие документы ему необходимы, и в какое время можно обратиться в орган ЗАГС, но и заполнить по образцу подходящий бланк и квитанцию", — полагает эксперт.

Не менее важно совершенствовать электронные формы взаимодействия с гражданами, считают исследователи.

"Эти меры могли бы помочь гражданам меньше времени проводить в очередях, свести к минимуму походы по инстанциям, а также получать квалифицированные ответы в области семейного и другого законодательства", — резюмировала Дарья Боталова.

Аналитический отчет с интерпретацией результатов исследования

Методика построения рейтинга информационной открытости официальных сайтов органов записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала