Анна Курская, РИА Новости
Число россиян, раненных и погибших в ДТП в 2013 году, осталось почти неизменным по сравнению с 2012 годом. Аварийность на дорогах России не снижается уже несколько лет, и государству следует уделять больше внимания изучению причин этого явления, считают эксперты.
В 2013 году в России произошло 204 тысячи ДТП с пострадавшими. В них погибли 27 тысяч человек и были ранены более 258 тысяч. Эти цифры, предоставленные экспертным центром “Движение без опасности” по данным Госавтоинспекции МВД России, почти не отличаются от данных 2012 года.
Количество ДТП, погибших и раненых в России (график)>>
В минувшем году наименее аварийными периодами стали весна и осень, тогда наблюдалось максимальное снижение показателей относительно 2012 года. Летом ситуация была почти той же, что и годом раньше, но в декабре резкое похолодание и метели привели к сравнительному увеличению смертности и травматизма. Особенно не повезло пешеходам: за год количество аварий на пешеходных переходах увеличилось на 10,3%, а число погибших выросло на 7,5%.
Аварийность не снижается
За предыдущие десять лет, начиная с 2004 года, количество ДТП в стране снизилось на 2,3%, количество раненых выросло на 2,7%, а число погибших снизилось на 21,7%. При этом исследователи отмечают достаточно удачный период с 2007 по 2010 годы, когда статистика показывала позитивные тенденции. Тогда снижались все три показателя – по ДТП, погибшим и раненым. К сожалению, последние три года ситуация с авариями на дорогах сохраняется почти на неизменном уровне, и сократить число пострадавших в авариях пока не удается.
Какие обстоятельства влияют на статистику ДТП? Во-первых, это объективные факторы — рост автомобилизации россиян, увеличение роли транспорта в их социальной и коммерческой активности и высокие темпы урбанизации, рассказал РИА Новости заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ Султан Жанказиев. По его мнению, влияние этих обстоятельств на частоту ДТП достаточно высоко и с каждым годом продолжает расти.
Второй фактор связан с изменением в подходе к статистическому учету числа погибших и пострадавших от ДТП, продолжил эксперт.
“Еще несколько лет назад сведения о жертвах и пострадавших в ДТП учитывались за период трех суток после аварии. В последние же несколько лет, вследствие активной интеграции в европейские и мировые институты, Россия заимствовала зарубежную методику расчета для статистического анализа, которая охватывает период до тридцати суток после ДТП. И даже если бы объективно ситуация на дорогах не изменилась, учетное количество погибших должно было вырасти объективно”, — отметил он.
Третий фактор, который влияет на статистику, – это существенное снижение уровня базовой подготовки водителей, полагает Султан Жанказиев. По его словам, это наглядно показывает статистика роста числа ДТП среди водителей со стажем до трех лет.
“Сегодня начинающие водители попадают в аварии чаще, чем раньше, из-за того, что были упрощены требования к контролю за качеством подготовки водителей. Впрочем, сейчас в этой сфере происходят изменения, которые позволят ввести государственную надзорную деятельность за подготовкой водителей”, — отметил он.
Проблема недостаточного обучения водителей близко смыкается с проблемой общей низкой культуры вождения в России. Ни для кого не секрет, что в нашей стране никого не удивляет, когда автомобилист превышает скорость или даже садится за руль нетрезвым.
В последние годы было разработано и принято несколько законопроектов, которые должны были исправить ситуацию. За десять лет трижды пересматривался закон о минимальном уровне содержания алкоголя в крови, так что теперь он значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. Автомобилисты стали гораздо чаще пристегиваться ремнями безопасности и возить детей в автокреслах. Однако для комплексного решения проблемы предстоит пройти еще долгий путь.
Проблему нужно исследовать
В современном мире проблема ДТП — одна из центральных с точки зрения сохранения здоровья и жизни людей, рассказал РИА Новости директор Института демографии НИУ-ВШЭ Анатолий Вишневский.
“Это вызов, имеющий сложную структуру, включающий в себя множество компонентов технологической, психологической, биомедицинской природы, каждый из который, в свою очередь, распадается на множество составляющих. Соответственно в мире существует понимание того, что безопасность на дорогах – это сложный объект комплексных исследований, без которых бессмысленно браться за проблему повышения безопасности”, — отметил он.
По его словам, в докладе ВОЗ десятилетней давности отмечалось, что на исследования и разработки по проблемам транспортного травматизма в мире расходуется больше средств, чем на исследования по туберкулезу. Но в России масштабные исследования не ведутся, поэтому ожидать заметных успехов в снижении числа пострадавших от ДТП в России не приходится.
“В отличие от многих других стран, у нас нет ни одного сколько-нибудь заметного исследовательского центра, который вел бы систематический анализ ситуации с дорожной безопасностью хотя бы по России в целом (а надо бы и по регионам). Значит, нет и специалистов, способных проводить такой анализ и разрабатывать на его основе комплексные программы снижения дорожно-транспортных рисков, определять приоритеты, без знания которых нельзя действовать в условиях ограниченных средств, и т.д.”, — пояснил эксперт.
Время от времени в Госдуме появляются случайные, дилетантские законодательные инициативы, смысл которых обычно заключается в том, чтобы еще что-нибудь “ужесточить”, рассказал Анатолий Вишневский.
“К сожалению, понимания сути и тонкостей проблемы у авторов нет, и его негде взять, оно никем не продуцируется. Депутаты обычно ссылаются на неких безымянных экспертов, но таких экспертов в подлинном смысле этого слова сегодня просто нет”, — отметил он.
По словам директора Института демографии НИУ-ВШЭ, сегодня в России такая ситуация сложилась не только с ДТП.
“У нас вообще неприлично высока, по сравнению со странами нашего уровня развития, смертность от так называемых «внешних причин смерти” (ДТП – лишь одна из них) — убийств, самоубийств, алкогольных отравлений и т.п. И во всех случаях общество демонстрирует свою беспомощность, основанную, думаю, прежде всего, на непонимании или неполном понимании глубинных корней этих явлений. А желания понять – не видно», — резюмировал эксперт.
Количество ДТП, погибших и раненых по вине пешеходов в России, (график)>>