Подавляющее большинство российских школ в последние годы были оснащены компьютерами, и сегодня на первый план вышла проблема эффективного использования техники для развития навыков учащихся. Немало полезной информации на эту тему предоставляет специальное исследование Всемирного банка "Информатизация системы общего образования в Республике Татарстан: состояние и перспективы", которое опирается на опыт программы "Электронная школа", действующей в Татарстане с 2010 года. О результатах исследования и о задачах информатизации российских школ корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев.
- Что такое информатизация школ? Какой вклад в это понятие дает техническая оснащенность школ, а какой – подготовка учителей и построение образовательных программ?
— В последнее время сформировалось достаточно устойчивое отношение к информатизации как не к процессу оснащения школы техникой, а как к некоей трансформирующей силе, которая меняет содержание образования, формы работы педагогов и учеников в школе и за ее пределами. Многие передовые педагоги и директора школ сегодня трактуют информатизацию как некий модернизационный процесс, который влечет за собой изменения образовательных результатов и достижений учителей в школах. В результате информатизации школа начинает работать по-другому. И техника здесь совсем не главное.
- Что происходит сегодня в российских школах с точки зрения информатизации, и насколько в этом смысле показательна ситуация в Татарстане?
— В России уже достаточно давно не готовились системные аналитические материалы по информатизации, опирающиеся на данные. В свое время, пять-десять лет назад, была решена базовая задача компьютеризации и оснащения школ техникой. С тех пор масштабные инициативы на федеральном уровне сводились к дополнительной поставке отдельных электронных ресурсов, но системных интервенций в этой сфере не было. Каждый регион шел своим путем, в разной степени обозначал приоритетность задачи информатизации. Поэтому сложно оценить ситуацию целиком, или сравнить ситуацию в отдельных регионах. Просто для этого не хватает данных.
Что касается Татарстана, то министерство образования этой республики в последние годы достаточно внимательно следило за тем, что происходит в сфере информатизации образования вокруг них, в регионах России и за рубежом, в странах Европы и Юго-Восточной Азии. Чиновники пытались увидеть, что их соседи делают лучше, чем они, какие проекты проводят, какие инициативы запускают. Они учились у лучших, пытались выделить и перенять интересный и позитивный опыт. У них это получилось, они росли и опережали многих коллег из других регионов.
- Насколько ситуация с информатизацией в российских школах отличается от ситуации в развитых странах? Насколько чаще или реже российские школьники пользуются компьютерами на уроках, и есть ли вообще принципиальные различия в методах работы с ИКТ?
— Сложно говорить о ситуации «в среднем», во-первых, как было отмечено выше, очень мало сопоставимых данных в этой области. Во-вторых, не все процессы можно легко описать и измерить. Ведь и про терминологию еще не до конца договорились. Вот, например, "использованием ИКТ" может считаться просмотр учениками подготовленной учителем презентации, а может — проведение самостоятельного исследования с цифровыми датчиками, микроскопами, специальным софтом, с обсуждением результатов со сверстниками в других школах и странах. Это два совершенно разных способа использования ИКТ. Первый – поддерживает, фиксирует традиционную практику, использует дорогие ресурсы для закрепления традиционных фронтальных методов ведения уроков в рамках классно-урочной системы. Во втором случае выстраивается современная учебная деятельность, развиваются важные исследовательские навыки, навыки самостоятельной и групповой работы, способности общаться, представлять результаты работы, и т.д.
О таких разных способах использования ИКТ, эффектах информатизации, влиянии технологий на настоящее и будущее школы есть отличная книга А.Л. Семенова и А.Ю.Уварова, вышедшая пару лет назад. Приятно, что сейчас гораздо чаще можно наблюдать в наших школах примеры такого умного использования компьютеров для получения современных образовательных результатов.
- Как различаются образовательные результаты в области ИКТ у российских школьников и их ровесников из развитых стран?
— Описать ракой результат, сформулировать его, формализовать — довольно сложная задача. "Результат в области ИКТ" не измеришь исключительно количеством слов, которые ученик может без ошибок набить на клавиатуре за минуту. Это важный показатель, но далеко не главный. Во многом информатизация – это ресурс для формирования разнообразных образовательных результатов, например, описанных в стандарте, результатов, которые признаются важными в международной литературе и педагогической практике. Эти результаты, как правило, не связанные напрямую с компьютером. Например, навык работы со слабо структурированной, разрозненной информацией – важный образовательный результат? Похоже, что да. И, похоже, что он ценен сам по себе, без привязки к компьютеру. Однако для решения практических задач по работе с такой информацией в современном мире используется компьютер. Получается, что оценивать такой "некомпьютерный" навык нужно в компьютерной среде, и при его оценке нужно учитывать, насколько эффективно ученик используется ИКТ.
Это непросто. Таких инструментов, позволяющих сравнить "ИКТ достижения" школьников в разных странах очень мало. В Татарстане c помощью уникального инструмента, разработанного Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Всемирного банка, мы проводили специальное исследование, чтобы оценить информационную и коммуникационную компетентность школьников. Мы замеряли насколько комфортно и успешно девятиклассники решают свои учебные и жизненные задачи в ИКТ-насыщенной среде и использовали такую компетентность как некоторый "суммирующий показатель информатизации". Подобные исследования проводились в нескольких регионах России, а также в ряде зарубежных стран. Впрямую их результаты сравнивать сложно, но если обобщить, то школьники в Татарстане показали очень приличные результаты и относительно своих достижений трехлетней давности (когда мы проводили первый срез), и относительно своих сверстников из других стран.
- Всегда ли прогресс учеников по ИКТ связан со школьным обучением, или семья тоже оказывает влияние?
— Еще в первом исследовании в Татарстане в 2011 году мы обнаружили неожиданный результат. Оказалось, что влияние наличия и использования компьютера и интернета в школе на информационную и коммуникационную компетентность учеников было минимальным. То есть, фактически компьютер в школе не оказывал значимого влияния на результирующий показатель. При этом фактор семьи ожидаемо оказывал значительное влияние (существенное влияние семьи на разнообразные образовательные результаты наблюдается в большинстве исследований). Также, по полученным данным, на уровень информационной и коммуникационной компетентности учеников влияет степень вовлеченности ученика в социальные проекты, в социальную жизнь, например, походы в театр.
При проведении повторного обследования мы более внимательно посмотрели на этот феномен слабого влияния школы и обнаружили, что, все-таки, использование ИКТ в школе влияет на такую компетентность. Однако происходит это только в тех случаях, если ученику дают домашние задания, которые требуют использование интернета, или когда на занятиях организуется групповая работа, когда школьники презентуют свои проекты всему классу. Т.е. «традиционная» школа формирует традиционный результат, а современная школа, умно использующая ресурс ИКТ, помогает учащимся развить информационную и коммуникационную компетентность
Кстати, посещение школьных кружков и секций, не обязательно связанных с компьютерами, занятия спортом – также оказывает положительное воздействие на способности школьников эффективно общаться и работать с информацией.
- Какие ближайшие задачи в области информатизации стоят сегодня перед российскими школами, на Ваш взгляд?
— Мне кажется, ключевая задача для школы сегодня – понять, для чего ей нужны компьютеры, интерактивные доски, проекторы, цифровые приборы, датчики и так далее. Попытаться честно для себя ответить на вопрос, каких результатов школа хочет добиться с использованием этих ресурсов. Кстати, ответы для разных школ могут и должны быть разными. Но, только сформулировав такой ожидаемый результат, можно будет пытаться его достичь.
Если такой вопрос себе не задавать, то есть большой риск потратить впустую огромные ресурсы и оснастить классы техникой только ради того, чтобы он стояла и блестела (пылиться технике запрещают СанПиНы!).
Возможно, вторая важная задача состоит в том, чтобы попытаться найти способы и возможности использовать уже имеющиеся ресурсы. В интернете очень много хороших, достойных материалов, образовательных проектов, которые требуют использования ИКТ. Максимальное использование тех ресурсов, которые уже есть, а не только покупка новых, было бы крайне полезно.